"Кто автор этого безобразия?" - Первые отзывы

Feb 06, 2010 13:10

Ген прогон.
Лена Сальтевская Женя Люлюкин: "Смеялись порой до слез, так что не могли фотографировать".

Прогон.
После приуроченной к чеховскому юбилею постановки по мотивам "Скучной истории" Левитин вернулся к своему любимому материалу - советским 1920-м. Трехчасовое представление "Кто автор этого безобразия?" создано на основе текстов Николая Эрдмана: интермедий, басен, фрагментов из "Самоубийцы". Фраза, вынесенная в заголовок, принадлежит, понятно, Сталину, и все представление выстроено в соответствующем формате. На сцене выстроена эстрада, над красным бархатным занавесом которой красуется пятиконечная звезда, но значительная часть действия разыгрывается в освобожденной от кресел центральной части партера (художник-постановщик - Гарри Гуммель). За пианино сидит исполнитель роли "суфлера" музыкант Андрей Семенов. Композиционно спектакль выстроен хоть и без особой выдумки, зато довольно стройно: оба действия открывают интермедии к "Принцессе Турандот", сценки перемежаются баснями, а в качестве сквозного образа (помимо время от времени возникающего бородатого полярника Отто Юльевича Шмидта из знаменитой "Колыбельной") через представление проходит гражданин Подсекальников (Евгений Кулаков играет его человеком без возраста, равно испуганным возможностью умереть и перспективой жить дальше), и его монологи, где трагедия подчас забивает сатиру, наряду с письмами Эрдмана из Енисейска служат контрапунктом к доминирующему настроению беззаботного веселья.

Главный недостаток спектакля, как мне показалось, в его избыточности - и это связано не столько с продолжительностью его во времени (хотя три часа для коллажа - немало), сколько в неровном уровне самих текстов. Эрдман наряду с совершенно блестящими произведениями написал и немало халтуры - обвинять в этом его глупо, но сегодня можно было бы подойти к его наследию если не более критично, то более избирательно. Некоторые шутки откровенно устарели и не смешны. Другие, наоборот, уморительны и актуальны еще более, чем восемьдесят лет назад. Так, интермедия "Отелло", где врач Дездемонова в соответствии с принадлежащей перу драматурга Борзикова новой, советской версией классической трагедии, делает Кассио операцию, по ходу дела подчеркивая, что советские ланцеты острее американских, а советские больные только и делают, что выздоравливают, в свете новейших театральных исканий и попыток освежить театральное наследие любыми подручными средствами смотрится так свежо, будто сегодня написаны. Дездемонову, кстати, феерично играет Ирина Богданова, да и вообще актерам в "Этом безобразии" есть где разгуляться, чем новый спектакль во многом напоминает легендарную левитинскую "Школу клоунов" по Хармсу. Эрдмановская "Колыбельная" мизансценически стилизована под соответствующий эпизод из кинофильма "Цирк" с передачей из рук в руки младенца в "кульке", в финале же под марш Дунаевского из "Цирка" к публике выходит гимнастка с сольным номером, после чего состоится торжественно-прощальный проход всех остальных персонажей.

При всех оговорках "Безобразие" показалось мне удачей Левитина и "Эрмитажа", хотя по утреннему прогону (а я и на этот спектакль пожалел потратить целый вечер) судить было затруднительно. Как я понимаю, Левитину нужно было небольшое количество публики для проверки, как идет спектакль и воздействует ли нужным образом на зрителя, но те, кто за это отвечали (и надо думать, теперь они за это ответят) перестарались, нагнали немыслимое количество безмозглых старух, и не тех старух, которые забивают театральные залы обычно, а каких-то совсем левых, из отдаленных богаделен. В результате зрительный зал напоминал утренник в хосписе - зрелище, какого и сам Эрдман при всем желании не смог бы себе представить. Особенно отличилась бабка в меховой шапке поверх вязаного платка с четырьмя железными зубами во рту, которая во время интермедии "Говорящая собака", разыгрывавшейся как раз на освобожденном от зрительских мест пятачке партера, всю дорогу дразнила участвовавшего в сценке песика.

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1640649.html

Кстати вчера на генпрогоне, заходя время от времени в зал, наслаждалась - какие же у нас потрясающие артисты, и как же куражно играют они, особенно когда в зале адекватный зритель.

Эрмитаж Фотографы, Эрдман, Эрмитаж

Previous post Next post
Up