Мариинск. К северу и югу от железной дороги

Jul 19, 2013 01:53



В прошлом рассказе про Мариинск были отмечены три исторических факта, повлиявших на его судьбу и вид - золотая лихорадка в Сибири, устройство пересыльной тюрьмы до революции и превращение города в один из ключевых пунктов Сиблага при советской власти. Еще одним серьезным событием в жизни города стало появление здесь Транссибирской магистрали. Возник железнодорожный мост через реку Кию, в результате строительства станции с целым комплексом ведомственных зданий начала развиваться северная окраина города. Здесь достаточно быстро возник пристанционный поселок, ведь строителям железной дороги правительство выдавало кредиты на строительство жилья, на несколько лет освобождало от налогов. Если Вы приезжаете в Мариинск на поезде, то первое, с чем Вам предстоит познакомиться, это как раз территория железнодорожной станции, а также ее окрестности. Именно об этих местах (и не только о них) пойдет речь под катом.

Итак, в 1895 году через р. Кию строится железнодорожный мост. Проект выполнил инженер-путеец Н. А. Белелюбский, автор другого моста, который пересек Обь и благодаря которому возник Новосибирск. Место для мостового перехода было выбрано в небольшом отдалении от паромной переправы.



Фотография с сайта "Архив Следопыта"

Дойти до железнодорожного моста - задача непростая, поэтому я ограничился фотографированием издалека и не знаю, сохранились ли оригинальные фермы. Кроме того видно, что со времен постройки появился второй путь и, соответственно, второй мостовой переход.



Станция Мариинск, выстроенная к северу от города, имела статус 3-го класса, что означало необходимость в строительстве целого комплекса зданий: деревянного вокзала на 200 пассажиров, мастерских-депо для подвижного состава, вспомогательных мастерских, водонапорной башни, железнодорожного училища, жилых домов, медпункта, церкви и пр. Деревянный железнодорожный вокзал был построен по типовому проекту, в настоящее время не сохранился. Как выглядит современное здание мариинского вокзала, можно увидеть на вводной фотографии в начале поста.



Фотография с сайта "Архив Следопыта"

Кстати, на привокзальной площади установлен паровоз. Впрочем это не особенность Мариинска, РЖД вообще любит расставлять по городам подобную технику.



Как выглядело паровозное депо на станции Мариинск можно увидеть на старинных фотографиях:



Фотография из альбома "Великий путь. Виды Сибири и ее железных дорог"

И не только на них - депо сохранилось, также как и водонапорная башня, выстроеная по типовому проекту и мало чем отличающаяся от, например, водонапорной башни №3 в Новосибирске (ул. Движенцев, 16).



Вблизи в лучах утреннего солнца старинное депо выглядит любопытно. Сквозь побелку проступает эффектная каменная кладка. Паровозное депо и водонапорная башня являются памятниками архитектуры регионального значения.



Какие из зданий станционного комплекса удалось реализовать, а какие нет, я точно не знаю. Так, например, я пока не находил упоминаний о церкви. Зато есть фотография железнодорожного училища...



Фотография с сайта "Архив Следопыта"

...и полицейского управления:



Фотография с сайта "Архив Следопыта"

Вокруг станции сохранилось некоторое количество жилых домов, построенных, судя по всему, до революции по типовым проектам:



В начале ХХ века в Мариинске достаточно активно начала развиваться северная часть города, за железной дорогой. Здесь велось масштабное государственное строительство, к которому, впрочем, относится и сам Транссиб вместе со станцией и поселком. По пешеходному виадуку можно пересечь железнодорожные пути и далее идти к пересыльной тюрьме (сейчас СИЗО №3) и казенному винному складу (сейчас ликеро-водочный завод) - одним из крупнейших правительственных строек в Мариинске. С виадука, кстати, можно еще раз посмотреть на территорию станции: хорошо видны водонапорная башня и паровозное депо.



С виадука просматривается здание пересыльной тюрьмы, о которой я рассказывал в прошлый раз:



Ни до пересыльной тюрьмы, ни до казенного винного склада у нашей компании сил дойти не хватило (дело уже шло к вечеру, а мы неплохо прогулялись по центру города и даже на одну из окраин, где и был сфотографирован железнодорожный мост).

Комплекс казенного винного склада был построен в 1902 г. В его состав входили главное здание, здание цистерн, материальный склад, бондарня, ледник, сторожки, "углеобжигательные печи", жилой дом для служащих и другие сооружения.



Фотография с сайта "Архив Следопыта"

Так как я не добрался до винного склада, который теперь является ликеро-водочным заводом, то не берусь судить, что уцелело из этого комплекса. Точно сохранились два строения, являющиеся памятниками архитектуры регионального значения. Это, как я понимаю, главное здание винного склада:



Фотография с сайта "Памятники истории и культуры народов Российской Федерации. Объекты культурного наследия"

И небольшое одноэтажное строение - сторожка с приемным покоем:



Фотография с сайта "Памятники истории и культуры народов Российской Федерации. Объекты культурного наследия"

Раз уж речь зашла о предприятиях, выпускающих алкогольную продукцию, попутно упомяну про Спиртовый комбинат, хотя это уже имеет отношение к советской эпохе, и само предприятие располагается далеко не в окрестностях железнодорожной станции. Заводоуправление, как утверждает источник в интернете, является образцом архитектуры 40-х гг.



Фотография из статьи Р. Новоселова "Вокруг спирткомбината", сайт "Газета Кемерова" (а также roman_novoselov. Легенды Кузбасса. На восток по трассе М-53)

Есть обветшавший Дом культуры Спирткомбината, впрочем, как пишет roman_novoselov, там слышался шум, связанный со строительными работами:



Фотография из статьи Р. Новоселова "Вокруг спирткомбината", сайт "Газета Кемерова" (а также roman_novoselov. Легенды Кузбасса. На восток по трассе М-53)

К сожалению  ни ликеро-водочный завод, ни спирткомбинат я не увидел. Единственное крупное здание за железной дорогой, с которым удалось познакомиться - комплекс Переселенческого пункта. Двухэтажное здание построено в начале ХХ века:



В настоящее время здесь располагается противотуберкулезный диспансер:



Здание Переселенческого пункта является памятником архитектуры регионального значения:



Вернемся на привокзальную площадь. Недалеко от нее начинается (а точнее заканчивается) улица Ленина, которая ведет в исторический центр. Впрочем старинные здания попадаются почти сразу. Вот, например, кирпичный одноэтажный домик, построенный в конце XIX - начале ХХ веков (памятник архитектуры муниципального значения):



А рядом притаились вот такие домики:



Как мне показалось, в Мариинске довольно распространено украшать надоконную доску наличника двумя силуэтами птиц, помещенных между волютами:



Когда я только увидел этот "замок", из-за расположенной рядом рекламы посчитал, что это ночной клуб "Фараон". Ошибся. Как недавно выяснилось, здание является детским садиком "Счастливый островок", открытым в 2012 году. Это самый большой и современный детский сад в районе, который, кроме того, создал в городе 72 рабочих места.



Мариинск строится:



О Мемориале Славы я уже упоминал. Он находится недалеко от детского сада "Счастливый островок".



Сразу за Мемориалом Славы начинается Городской парк культуры и отдыха с советскими статуями, выкрашенными серебрянкой:



Это вообще советская эротика:



В принципе стандартные для СССР сюжеты, связанные со спортом, сельским хозяйством и т. п.:



В парке есть потрепанная летняя эстрада, представляющая собой скопление беседок треугольной формы, размещенных вокруг сцены такого же вида.



Декор сцены:



Возвращаемся на улицу Ленина, где можно увидеть обелиск над братской могилой борцов за советскую власть, погибших при ликвидации белой банды Олиферова (1921, 1927 гг.). Это памятник истории местного значения:



Какая-то улочка, отходящая от ул. Ленина. Привлек внимание тот факт, что на деревянном наличнике имитируется замковый камень:



Улица Ленина приводит к Мариинскому городскому скверу.



Ранее утро 9 мая - дворники активно подготавливают город к празднику. На заднем плане виднеется спортивная площадка:



Центральное место в сквере занимают фонтан и некое сооружение (то ли замок, то ли кремль) с башнями.







В этот "кремль" можно подняться по лестнице с одной стороны и спуститься с другой:





Если идти дальше по ул. Ленина, то можно попасть на площадь Свободы, где перед зданием администрации Мариинского городского поселения стоит памятник В. И. Ленину.



Тут же стилизованный деревянный стенд с героями победы и доской почета:



Недалеко от площади Свободы начинается концентрация старинных каменных и деревянных зданий, формирующих исторический центр Мариинска. Однако об этом участке ул. Ленина речь пойдет через один пост. А следующий рассказ о городе будет посвящен культовым сооружениям, утраченным и сохранившимся.

сибирь, кузбасс, путешествия

Previous post Next post
Up