Источник:
humus.livejournal.com В середине XVII века произошло одно из самых трагических событий в истории России, получившее название Раскол Русской церкви и связанное с церковной реформой патриарха Никона. Часть населения, не принявшая нововведения, была объявлена раскольниками, предана анафеме и подвержена жесточайшему гонению со стороны государства и приверженцев никоновских реформ. Одним из самых безжалостных узаконений в российской карательной практике стали двенадцать статей царевны Софьи, определявшие различные степени наказания для старообрядцев вплоть до смертной казни путем сожжения живых людей в срубах. В 1724 г. Петром I был издан указ о том чтобы выдавать старообрядцам медные знаки, которые те должны были нашивать на свою одежду. Гонения, то усиливаясь, то ослабляясь, продолжались до 1905 года, когда был издан указ об укреплении начал веротерпимости. Несмотря на десятилетия жесточайших гонений Русская Православная Старообрядческая Церковь не только не прекратила своего существования, но и сформировала духовный центр на Рогожском кладбище, включающий в себя храмы конца XVIII - начала XIX веков. Рассказом о Рогожском кладбище я начинаю цикл постов "Москва старообрядческая", сформированный по результатам весенней поездки в столицу.
Основание Рогожского кладбища было связано с последней в Европе крупной эпидемией чумы, случившейся в 1770-1772 гг. Вспышка этой страшной болезни сопровождала и русско-турецкую войну (1768-1774 гг.), распространяясь как в турецкой, так и русской армиях, а также в причерноморских странах. Оттуда, по-видимому, чума была занесена в Москву. В ноября 1770 года в Лефортовой слободе в Московском генеральном госпитале умер привезенный из армии офицер, затем заболел и умер лечивший его лекарь-прозектор, после этого один за другим умерли 22 из 27 человек, проживавших в том же здании близ госпиталя. Вторым очагом распространения чумы стал Большой суконный двор в Замоскворечье, где в начале марта 1771 г. умерло 57 человек. Еще 43 фабричных работника умерло в разных домах вне фабрики. Постепенно эпидемия охватывала все новые территории Москвы, а смертность в августе 1771 года достигла тысячи человек в день. Врач Г. Лерхе, боровшийся с эпидемией, писал: "Каждый день на улицах можно было видеть больных и мертвых, которых вывозили. Многие трупы лежали на улицах: люди либо падали мертвыми, либо трупы выбрасывали из домов. У полиции не хватало ни людей, ни транспорта для вывоза больных и умерших, так что нередко трупы по 3-4 дня лежали в домах".
Теодор-Луи Девильи. Фрагмент картины "Чума в Москве". Источник:
Wikimedia Commons В этих условиях большие толпы народа стекались к Боголюбской иконе Божией Матери у Варварских ворот Китай-города. 15-17 сентября 1771 года в Москве произошел так называемый Чумной бунт. Он начался с того, что архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) во избежание распространения болезни в результате скопления большого числа народа запретил молебны, приказал запечатать короб для приношений Боголюбской иконе, а саму икону убрать. В ответ на это по набату толпа восставших разгромила Чудов монастырь в Кремле. На другой день бунтовщиками был взят Донской монастырь, где укрывался архиепископ Амвросий. Сам архиепископ был убит, а восставшие принялись громить карантинные заставы и дома знати. После трехдневных боев бунт был подавлен. Более 300 человек были отданы под суд, четверо повешены, 173 - биты кнутом и отправлены на каторгу. В результате бунта правительство было вынуждено принять ряд мер, после которых эпидемия, унесшая в результате жизни 56907 человек, пошла на спад.
Убийство архиепископа Амвросия. Гравюра Шарля Жеффруа. 1845 г. Источник:
Wikipedia 17 ноября 1771 года был издан указ Правительствующего сената "О мерах к прекращению эпидемий и устройству кладбищ". Указ запрещал во всех городах погребения при церквях и потребовал создать новые кладбища за городской чертой. С этого времени ведут свою историю многие известные ныне некрополи в разных городах, входивших в состав Российской Империи. В Москве в связи с запретом захоронений в черте города за Камер-Коллежским валом были учреждены новые кладбища, в том числе Рогожское, ставшее со временем старообрядческим духовным центром. Первоначально на Рогожском кладбище появились братские старообрядческие могилы. Позже с разрешения императрицы Екатерины II вблизи кладбища были возведены старообрядческий приют и богадельный дом. Также старообрядцы возвели две часовни, деревянную и каменную, где до 1822 года службы совершали "беглые попы". В 1775 г. на месте деревянной часовни во имя святителя Николы Чудотворца московские купцы-старообрядцы возвели храм, также освященный во имя святителя Николы. В 1791 гг. на Рогожском кладбище по проекту известного архитектора М. Ф. Казакова был построен просторный Покровский собор. В ходе строительства проект был откорректирован, так как в первоначальном своем виде храм должен был превышать "пространством и огромностью" Успенский собор в Кремле. В итоге Покровский собор на Рогожском кладбище был построен не пятиглавым, а одноглавым. Кроме того, была ликвидирована алтарная апсида и уменьшен в размерах церковный шпиль.
В 1804 г. возле Покровского собора по проекту архитектора И. Д. Жукова был возведен зимний храм Рождества Христова. В 1812 году Рогожское кладбище пережило нашествие наполеоновских войск. Иерей Иоанн (Иван Матвеевич Ястребов) скрыл церковное имущество в специально вырытых ямах и остался охранять его от французов. В память о спасении о. Иоанном рогожских православных ценностей была сделана надпись в Рождественском храме.
Одним из наиболее старых изображений Рогожского кладбища, которое мне удалось обнаружить в интернете, является акварель Ф. Смыслова 1830-х гг. На ней слева направо мы можем увидеть храм святителя Николы Чудотворца, каменную часовню, Покровский собор и Рождественский храм.
Ф. Смыслов. Общий вид Рогожского кладбища. 1830-е гг. Акварель. Источник:
starove.ru В 1846 году в связи с переходом из Константинопольского патриархата в старообрядчество митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи) возникла Белокриницкая иерархия (Белокриницкое согласие). В 1847 г. о. Иоанн (Ястребов) признал главенство белокриницкого митрополита, а позже епископа Софрония Симбирского и архиепископа Владимирского и всея Руси Антония. Учреждение Белокриницкой иерархии усилило гонения на старообрядцев. Стоит отметить, что в 1832 г. было издано постановление Святейшего Синода, которое облегчало переход "незаписных старообрядцев" в единоверие, учрежденное в 1800 году (единоверцы при сохранении древних богослужебных чинов признавали иерархическую юрисдикцию Московского патриархата Русской православной церкви). О. Иоанн удержал паству от перехода в единоверие, посреди храма у Креста и Евангелия взметнув руку с двуперстным сложением и призвав молящихся: "Стойте в истинной вере и за правый Крест до последней капли крови! Подходи и целуй Крест и Евангелие, кто против - выходи вон!"
Топокарта восточных окраин Москвы 1848 г. Рогожское кладбище выделено красным цветом. Источник:
Wikipedia Тем не менее, в декабре 1853 года после смерти о. Иоанна (Ястребова) часть прихожан во главе с Владимиром Сапелкиным перешла в единоверие. В 1854 г. храм святителя Николы Чудотворца был отобран у старообрядцев и переосвящен в единоверческий. Вскоре после Сапелкина вступил в единоверие последний рогожский священник Петр Русанов.
А. А. Афанасьев. Рогожское кладбище в Москве. Вид с юго-западной стороны. Металлография. 1854 г. Источник:
Православная энциклопедия В 1855 г. храм святителя Николы Чудотворца посетил цесаревич Николай Александрович, который затем прислал в дар церкви образ св. Николая. На кануне Николина дня следующего года, когда собирались внести икону в храм, сгорела стоявшая до этого около 60 лет деревянная колокольня. Очень быстро была построена новая каменная колокольня, и 13 мая 1856 г. икона св. Николая Чудотворца была внесена в единоверческий храм.
Рогожское кладбище. Внесение иконы святителя Николы в единоверческую Никольскую церковь 13 мая 1856 г. Источник:
kotlovka.ru В 1864 г. единоверческий храм был перестроен в псевдорусском стиле по проекту архитектора В. Н. Карнеева.
Источник:
PastVu В настоящее время храм святителя Николы Мирликийских на Рогожском кладбище принадлежит РПЦ МП.
На литографии 1866 г., по идее, Никольская церковь уже должна быть изображена в перестроенном виде.
Вид Рогожского кладбища. Литография Гаврилова. 1866 г. Подпись под литографией "Этот вид сделан в 1866 году января 12 дня по желанию А. Ф. Рахмановой". Источник:
starove.ru С 21 января 1856 г., после появления священства Белокриницкой иерархии, на Рогожском кладбище в старообрядческих храмах возобновилось совершение церковных служб полным чином. 13 мая 1856 г. Московский митрополит Филарет (Дроздов) немедленно потребовал гражданских "репрессалий" и по распоряжению правительства в старообрядческих храмах были запечатаны алтари, что превратило их в часовни.
Источник:
PastVu После издания закона 3 мая 1883 года старообрядцы поставили в часовнях походные алтари, где отправлялись службы, но и эти алтари было приказано снять.
Источник:
PastVu Переломный момент наступил в 1905 году, когда по особому распоряжению императора Николая II был издан Высочайший Указ "Об укреплении начал веротерпимости". Среди прочего Указ отменял законодательные ограничения в отношении старообрядцев, давал им возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины. В Страстную субботу, накануне Пасхи 1905 г., были срезаны печати на алтарях Покровского собора и храма Рождества Христова. После 50-летнего перерыва в алтарях этих храмов было возобновлено служение Божественной Литургии.
Покровский собор Рогожской общины. Распечатанные алтари. Жертвенник. 1905 г. Источник:
PastVu Снятие печатей с алтарей до сегодняшнего дня отмечается старообрядцами в неделю свв. Жен-Мироносиц. В этот день проходит праздничное богослужение с крестным ходом, выступление старообрядческих хоров, проводится ярмарка.
Н. Д. Зенин. Престол в алтаре старообрядческого зимнего храма во имя Рождества Христова. 1905 г. Источник:
PastVu В 1906 году на Рогожском кладбище после полувекового запрета состоялся первый старообрядческий крестный ход в Крещение.
Фото из журнала "Нива". Источник:
sobory.ru В 1908 г. в память о распечатании алтарей Рогожских храмов был заложен храм-колокольня во имя Воскресения Христова.
Закладка старообрядческой колокольни на Рогожском кладбище. 1908 г. Фото из журнала "Церковь", №17, 27 апреля 1908 г. Источник:
PastVu Храм возводился по проекту архитектора Ф. Ф. Горностаева. В 1909 г. состоялось поднятие креста на колокольню.
Поднятие креста на колокольню Рогожского кладбища в Москве. 1909 г. Фото из журнала "Церковь", №38, 20 сентября 1909 г. Источник:
PastVu 18 августа 1913 года храм был освящен во имя Воскресения Христова.
Фото из журнала "Церковь", 1914 г. Источник:
PastVu Построенный храм-колокольня лишь на метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле.
Естественно, что комплекс Рогожского кладбища помимо храмов включал еще различные постройки, часть из которых сохранилась. Некоторые здания уже восстановлены и реставрированы, другие только ждут своей очереди. Здание причта было построено в 1863-1866 гг. Некогда это было одно из самых благоустроенных зданий Рогожского кладбища. В здании располагались кладбищенская контора-гостиница, кабинет попечителей кладбища, кухня для приготовления поминок, склад церковно-хозяйственных принадлежностей, архив Рогожского кладбища. Второй этаж занимали два огромных зала для собраний, устройства поминок, отдыха приезжих и комнаты, занимаемые городским 4-классным и начальным рогожскими училищами. Во второй половине XIX века в здании располагались покои старообрядческого архиепископа Московского и всея Руси, проходили Освященные соборы, Всероссийские съезды мирян и представителей церковных общин. После революции здание использовалось под школу, после стало общежитием, а потом жилым домом. В послевоенные годы здесь снова было устроено общежитие. Осенью 1987 года в здании произошел сильный пожар, который оставил от объекта лишь стены. В декабре того же года пришедший в негодность дом причта был передан в аренду Русской Православной Старообрядческой Церкви, однако в результате судебного иска договор аренды был прерван. После многочисленных тяжб в 1996 году руинированное здание было возвращено Русской Православной Старообрядческой Церкви, однако еще долго пребывало в запустении. Лишь в 2005 году мэр Москвы Юрий Лужков дал добро на реконструкцию объекта. Непосредственно работы по реконструкции и восстановлению Дома причта начались в 2010 году. 24 апреля 2015 года митрополит Московский и Всея Руси Корнилий совершил молебен с водоосвящением в отреставрированном здании. Дом причта является выявленным объектом культурного наследия.
Рядом с храмом Рождества Христова расположены Покои Митрополита (дом архиепископа), еще один выявленный объект культурного наследия. Источники в интернете указывают различную дату постройки здания: 1820-е гг., вторая половина XIX в., 1910 г.
Территория Рогожского кладбища, вид в сторону ворот, выходящих на юг. В левой части фотографии виден фрагмент Покровского собора, затем идет хозблок, за которым проглядывается Рождественский храм. Здание, затянутое строительной сеткой - это реставрируемый детский приют, построенный во второй половине XIX в. Здание приюта является выявленным объектом культурного наследия.
То же направление фотосъемки, но теперь лучше виден Рождественский храм.
Если развернуться на 180 градусов, то прямо по курсу виден восстановленный Дом причта. В левой части кадра - алтарная апсида храма-колокольни во имя Воскресения Христова.
К востоку от храмов до революции находились Рогожские пруды - комплекс естественных водоемов с проточной водой. Для освящения воды существовал специально выкопанный пруд с обустроенным протоком воды и деревянной иорданью. В 1933 году место выглядело следующим образом:
"Памятники архитектуры Москвы", книга 8. Источник:
PastVu В 1970-е гг. иордань была уничтожена, Рогожские пруды засыпаны, а на их месте разместили стадион. В последствии стадион пришел в запустение. Восстановление прудов началось в 2009 году, к тому времени на их месте располагался заболоченный конный манеж.
В настоящее время восстановленный пруд представляет собой водоем со спусками к воде и тремя мостиками.
На одном из мостиков устроена иордань, по архитектуре повторяющая дореволюционную постройку.
В последующих постах познакомимся подробнее с храмами, располагающимися на Рогожском кладбище.