Увольнение редактора муниципальной газеты «Режевская весть»

Apr 01, 2010 01:18


Эксперт Центра экстремальной журналистики и член правления нашего Союза Сергей Плотников подготовил детальный отчет о журналистском расследовании увольнения главного редактора газеты "Режевская весть" (Свердловская область) Галины Мусальниковой. Работа проведена очень солидная. Представлены все существенные точки зрения. Давно не видел столь обстоятельных материалов. Публикую без сокращений:

"Редакторский корпус муниципальных СМИ испытывает в последние несколько лет значительные перегрузки. Наряду с экономическими факторами, усугубленными общим финансовым кризисом, они обусловлены и тем, как власть, в данном случае на муниципальном уровне, пытается выстраивать отношения с прессой в режиме «ручного управления».

В последний день 2009 года распоряжением главы Режевского городского округа (РГО) Свердловской области была уволена главный редактор газеты «Режевская весть» Галина МУСАЛЬНИКОВА. В местных СМИ ее уход упоминался в контексте необоснованной смены руководителей периодических изданий, которые не вписались в пропагандистскую политику вновь избранных мэров. Поэтому данный случай было решено рассмотреть в рамках исследования взаимоотношений между первой и четвертой властью на местах. Тем более, что Мусальникова, единственная из известных ЦЭЖ редакторов муниципальных СМИ Среднего Урала, уволенных в прошлом году, обратилась за судебной защитой своих прав.


Справка:
Результаты мартовских выборов 2009 года в Свердловской области некоторые из уральских политологов поспешили назвать «муниципальной революцией»: свои посты потеряли сразу четыре провинциальных мэра, которых поддерживал лично губернатор. Отсюда был сделан весьма спорный вывод, что региональные элиты потеряли способность влиять на местную политику.

Более взвешенные комментарии сводились к тому, что в дело вмешался иной мощный фактор - мировой экономический кризис. И лишь только губернатор как раз в канун выборов принял непопулярное решение ввести монетизацию льгот, уральские моногорода, по мнению экспертов, сказали нет действующей власти.

Однако часть тех, кто пришел на смену прежним руководителям на волне протестных настроений, довольно скоро показали сомнительность такого выбора. В городе Реже новый глава Дмитрий Батищев поставил своеобразный рекорд: уже после нескольких месяцев управления 19 из 20 депутатов местной думы предложили ему добровольно покинуть свой пост.

Так что у «Режевской вести» - муниципального печатного СМИ на данной территории - были причины для критических выступлений. Но их, как вспоминает теперь уже бывший главный редактор Галина Мусальникова, буквально заставляли публиковать иные материалы. Не обязательно хвалебные. Но зачастую такие, что задевали чувства местных уроженцев, вызывали обиду за свою малую родину. Новый глава пригласил в свою администрацию приезжих: сменяется уже вторая команда соратников мэра.

Мусальникова, стремясь хоть как-то уравновесить негативное впечатление от подобных публикаций, старалась в том же номере помещать материалы иного содержания, комментарии, которые отражали бы другую точку зрения. С этого, по ее мнению, и началась острая фаза конфликта с «батищевскими».

Масла в огонь противостояния подлило обнародование итогов прокурорских проверок. Отказывать надзорному ведомству в публикации официальных и доказательных материалов редактор считала неправильным, но для новых властей, по ее мнению, это стало дополнительным раздражающим фактором.

В редакции была проведена финансовая проверка. По свидетельству представителя администрации А. Джалалова, проверка выявила лишь одно незначительно нарушение, ставшее следствием технической ошибки, однако администрация, как один из учредителей, не вдаваясь в подробности этого, назначила и провела на исходе лета собрание. На нем вместо ожидаемой редактором поддержки, ее коллеги и воспитанники, если верить протоколу, десятью голосами из 15 высказались против нее.

Галина Мусальникова сначала сама работала в «Режевской вести» журналистом. Став руководителем издания, лично принимала в редакцию каждого сотрудника. Когда конфликт с городским главой вступил в острую стадию, Мусальникова, по ее словам, рассчитывала не только на лояльность, но и на поддержку коллег: в уставе МУ «Редакция газеты «Режевская весть» записано, что учредитель (как почти везде, это администрация МО) может уволить главного редактора только с согласия коллектива. 14 августа 2009 года такое согласие две трети коллектива редакции, если судить по протоколу голосования, дали.

Г. Мусальникова руководила газетой без малого 15 лет и считалась хорошим редактором. В последний раз она была отмечена грамотой губернатора Свердловской области по итогам 2009 года. Поэтому исход августовского голосования привлек внимание медийного сообщества, и не только его. Уполномоченная по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова, которая когда-то сама была редактором «Режевской вести», поэтому хорошо знает и по сей день внимательно отслеживает ситуацию в Реже, - высказала предположение, что здесь не обошлось без давления администрации РГО.

Осенью 2009 года в Реже состоялось заседание областного Совета редакторов муниципальных газет. Оно дало негативную оценку поведению той части коллектива «РВ», которая не поддержала Г. Мусальникову.

Однако исполняющая обязанности редактора Галина Попова придерживается той версии, что облсовет редакторов подверг критике лишь позицию городской администрации, а что касается медийщиков, то здесь выразил некое понимание в той части, что не они были инициаторами данной повестки.

Но управляющий информационно-аналитическим отделом администрации Режевского городского округа Алексей Джалалов, который присутствовал на августовской собрании, придерживается прямо противоположной версии. По его словам, именно сотрудники редакции были инициаторами разбирательства, не раз и не два побуждали администрацию вмешаться в их конфликт с редактором, ссылаясь на закрытость финансовой составляющей и авторитарный стиль руководства.

И наконец, по версии самой Галины Мусальниковой, администрация поставила получение средств, положенных редакции за публикацию официальных материалов, в прямую зависимость от результатов антиредакторской кампании: не будет Мусальниковой - будут деньги.

Если подобный сговор имел место, он, разумеется, не отражен в каких-либо документах. Однако документально подтвержден и никем не оспаривается тот факт, что вскоре после нужного администрации РГО решения собрания долг перед газетой был погашен.

Обращают на себя внимание попытки А. Джалалова и Г. Поповой доказать, что «без Мусальниковой газета стала лучше». Однако ни в редакции, ни в администрации не смогли привести никаких конкретных подтверждений этого.

* * *

31 декабря 2009 года управляющий делами администрации города принес главному редактору муниципальной газеты приказ об увольнении без объяснения причин.

Мусальникова, как уже упоминалось, обратилась за судебной защитой своих прав. В исковом заявлении о восстановлении на работе она, кроме прочего, указывает на дискриминацию со стороны администрации РГО. Эту позицию разделяет и прокурор Режа. Еще в августе, когда состоялось упомянутое собрание коллектива «РВ» с участием администрации, он вынес в адрес главы Режевского городского округа предостережение о недопустимости нарушений законодательства о СМИ. В сентябре городской прокурор принес протест на распоряжение главы РГО о дисциплинарном взыскании редактору газеты, а позже в интересах Г. Мусальниковой подал судебный иск о возложении обязанности отмены данного взыскания.

При встрече с экспертом ЦЭЖ режевской прокурор Вахит Мухамадеев подтвердил свое мнение о давлении представителей администрации на редактора, а позже в судебном заседании подробно и убедительно аргументировал свою позицию. Странно, что судья Светлана Федоровских не сочла нужным отразить ее в решении суда. Последовательно отстаивая свою точку зрения, Мухамадеев привел основные аргументы в кассационном представлении в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда после того, как судья в суде первой инстанции Федоровских вынесла решение отказать в иске бывшему главреду.

В представлении прокурора, в частности, указано: «Дискриминация Мусальниковой Г.И. заключалась в том, что должностным лицом органа местного самоуправления администрации РГО ей был оглашен список организаций и руководителей, про которых она не имела права писать, представители администрации оказывали на нее давление, угрожая закрыть редакцию, прекратить финансирование».

В качестве доказательства подобных угроз в судебном заседании была заслушана аудиозапись, сделанная на собрании 14 августа 2009 года, ее копия имеется в распоряжении эксперта ЦЭЖ.

Тогдашний управляющий делами городской администрации Дмитрий Переварюха прямо говорит о том, что финансирование «Режевской вести» приостановлено потому, что администрация никак не может «отладить отношения» с редактором газеты. Более того, он утверждает: «На сегодняшний день администрация может своим распоряжением вообще закрыть газету». Эти слова, судя по тексту судебного решения от 3 марта 2010 года, подтвердили большинство свидетелей из числа участников собрания. В суде они заявляли, будто не восприняли их всерьез, однако решающим обстоятельством эксперту ЦЭЖ представляется, что данное заявление было сделано во время собрания официальным представителем администрации.

В этих условиях слова сотрудников редакции о том, что на них де ни до, ни во время собрания не оказывалось давления, звучат неубедительно. То, что судья пытается формулировать как отсутствие «согласованности и взаимодействия» между администрацией и редактором, сопровождалось требованиями создания позитивного образа местной власти. В противном случае - см. выше.

Между тем, и уже упомянутый призыв депутатов к главе Режа добровольно оставить свой пост, и коммунальный коллапс, о котором областные СМИ сообщали уже на финише зимнего сезона 2010, свидетельствуют, что требование создавать позитивный образ такой администрации, возможно, есть худшая дискредитация как местной власти, так и власти вообще.

Тем не менее, нынешний главред «РВ» Галина Попова считает, что августовский альянс редакционного коллектива и городской администрации был оправдан. Через полгода попытка Г. Мусальниковой отстоять свои права вызывает явное раздражение ее бывших коллег.

Эксперт ЦЭЖ, будучи вызван на судебное заседание 3 марта с.г. в качестве свидетеля, был вынужден в течение нескольких часов в коридоре суда наблюдать реакцию сотрудников редакции. Даже с учетом стрессовой ситуации (вызов в суд, необходимость отвечать на неприятные и сложные вопросы), отсутствие хоть какого-то намека на доброе слово о бывшем редакторе свидетельствует, как минимум, о проявлении коллективного эгоизма.

При том, что слова о новой стратегии газеты зазвучали лишь на заседании суда в марте 2010 года, а в августе 2009-го, по свидетельству представителя администрации А. Джалалова, которого вряд ли можно заподозрить в желании испортить репутацию участников альянса, речь в первую голову шла о том, что люди по четыре месяца не получали премии, то есть во главу угла были поставлен сугубо меркантильный интерес.

Более поздние попытки объяснить свой выбор принципиальными соображениями, заботой о читателях, о будущем газеты и проч. в данном контексте не вызывают особого доверия. Версия бывшего редактора Мусальниковой представляется более обоснованной.

Выводы:

Каким бы сомнительным и циничным ни казался аргумент, что пусть так, но все же происходит совершенно необходимая смена редакторских поколений, за которым должно, по идее, следовать обновление издания, - однако к нему тоже следует прислушаться, оценить и по возможности проверить.

В Реже, как уже было сказано, не смогли или не захотели представить какие-либо объективные данные для этого. Однако другие миссии в рамках исследования увольнений редакторов городских и районных газет Среднего Урала свидетельствуют: «запрограммированный» приход нового редактора вместе с очередным главой администрации имеет мало общего с естественным ходом медийного прогресса.

* * *

В муниципальных образованиях на территории РФ проживает большая часть населения России. Причем именно та часть, которая - сознательно либо на интуитивном уровне - особенно чувствительна к соблюдению элементарных прав и свобод человека.

Именно поэтому ситуация с местными СМИ находится в сфере постоянного внимания уполномоченного по правам человека в Свердловской области. Омбудсмен Татьяна Мерзлякова, опираясь на данные из серии отчетов ЦЭЖ (см. раздел «Расследования» на сайте www.cjes.ru), готовится обнародовать специальный доклад «О практике необоснованных увольнений редакторов городских и районных газет». Во время работы над ним омбудсмен, как знаток медийных и выборных процессов в Реже, напомнила о зыбкости альянсов первой и четвертой власти.

«И если честно, хорошая, открытая человеку газета во время выборов даже хорошему главе не помощник. Честно писавшая про все хорошее и все проблемное в своем городе «Режевская весть» не помогла действовавшему главе (предшественнику Д. Батищева - С.П.) остаться у власти. Чисто «пиаровская», агитационная, безответственная альтернативная газета убедила жителей в ином. И победила. Добрую, спокойную, любимую многими поколениями режевлян газету «Режевская весть» победили на выборах агрессивные, «черные» СМИ. Но дальше жить в городе с агрессивной газетой нельзя. И глава, победивший с помощью «Режевских новостей», не смог сотрудничать с агрессивной газетой, которая не помогала в нестабильной, сложной ситуации, а скорее, наоборот. <...> Тогда он решил сделать карманной основную газету, меняя порядочного редактора, не умеющего не замечать недостатков, на новую послушную кандидатуру. Но есть еще читатель, и он перестал читать такую газету».

Если последнюю фразу можно воспринимать как метафору, то всё остальное, к сожалению, больше похоже на диагноз. Совпадающий с общим выводом миссий ЦЭЖ по исследованию муниципальных изданий Свердловской области: не может быть более грубого и деструктивного вмешательства в работу СМИ, чем неоправданная смена главного редактора. Особенно если речь идет о традиционных печатных СМИ в небольших городах и райцентрах.

Как отмечалось в предыдущих отчетах, большинство муниципальных СМИ не заложили в своих уставах никаких механизмов, ограничивающих возможности администрации уволить неудобного редактора. За это, в частности, критиковал районщиков председатель правления Свердловского творческого союза журналистов Дмитрий Полянин. Как юристу, некой гарантией независимости редактора ему представляется наличие в уставе положение (пункта), когда учредитель может уволить главного редактора только по согласованию с редакционным коллективом.

Как видим, в режевском случае эта защита оказалась неэффективной и легко преодолимой. И даже не суть важно, удалось ли напугать газетчиков безденежьем или соблазнить перспективой смены «диктатуры редактуры» на более мягкую форму управления коллективом. Куда важнее, что конфликт вокруг и внутри «Режевской вести» подтверждает то, что нет и, скорее всего, не может быть одного, универсального, средства против произвола. Только системный и комплексный подход к данной проблеме способен противостоять деструктивным процессам.

Система должна включать в себя меры в сфере законодательства, административной и судебной практики, механизмы саморегуляции медиасообщества и участие правозащитных институтов. Именно так будут сформулированы выводы из совместного исследования ЦЭЖ и аппарата уполномоченного по правам человека в Свердловской области.

Мусальникова, Попова, местные СМИ, Режевская весть, конфликты, Реж, ЦЭЖ, СЖ, Плотников

Previous post Next post
Up