Человек-паук - паутина из рук, Росомаха - небритый неряха...

Jan 05, 2011 14:49

Англия, 1602 год. В королевстве царит страшный бардак. Во-первых, кошмар с погодой: целую неделю небо кроваво-красное, громовые раскаты и молнии, но ни капли дождя. Среди населения - волны паники и спекуляции на тему конца света. Во-вторых, какой-то мерзавец убивает королеву, и шотландский монарх Яков собирается захватить власть. В-третьих, в стране скрывается «ведьмино» племя, на самом деле состоящее из людей икс, человека-паука и всех остальных героев комиксов Marvel (30 штук), на которых очень сильно охотится испанская инквизиция. В-четвертых, в Лондон зачем-то везут сокровище тамплиеров, хотя всем понятно, что только его для полного счастья здесь и не хватало. Яростный патриот Николас Фьюри и придворный чародей доктор Стрэндж отчаянно пытаются справиться с напастями, но когда выясняется, что за всем этим стоят путешествия во времени и меланхоличные большеголовые инопланетяне кажется откуда-то с Альфы Центавры, даже у самых стойких начинают сдавать нервы.

Нил Гейман - дядька очень крутой. В России он как-то больше известен по делам киношным: обаятельно-трехмерная «Коралина в стране кошмаров» и невыносимо прекрасная «Звездная пыль» с Де Ниро в эпизодической роли гомосексуального «капитана Флинта» - его пера дело. Но вообще-то самый главный его роман - «Американские боги»,  про этакий аутентично-всемирный рагнарёк, с обширными экскурсами в историю колонизации Америки, удостоенный кучи наград и обласканный критиками. Еще у Геймана есть огромная серия комиксов «Песочный человек», которая, наряду с «Хранителями» Алана Мура, входит в список бестселлеров «New York times». «1602 Marvel» - это тоже комикс, и ноги у него растут как раз из «Американских богов» - тут вновь история, как зародилась Америка, колонизация и все дела. Комикс сам по себе восхитительный: помимо перекрученного сюжета, за который отвечал Гейман, есть красочные и подробные иллюстрации Энди Куберта, а отдельно стоит выделить работу над обложками: они выполнены в стиле гравюр XVII века, впечатляет весьма. Русское издание не подкачало: после «Хранителей» и «Города грехов» это третий графический роман, на который не стыдно потратить кровные 600 рублей.

Есть только одна проблема для русскоязычных читателей: чтобы оценить в полной мере весь размах «Тысяча шестьсот второго», надо хорошо знать, что такое «Marvel». В США есть два больших издательства комисксов - «Marvel» и «DC Comics». У первого - «Капитан Америка», «Фантастическая четверка», «Человек-паук», «Невероятный Халк», «Сорвиголова». У второго - «Супермэн» и «Бетмэн». Поскольку обычные дрязги супергероев с суперзлодеями уже давно всем надоели, издатели ударились в настоящий постмодернизм. Существует «вселенная Marvel», в которой соседствуют все герои комиксов издательства. Они друг с другом знакомы, у всех свои отношения и т.д., в целом та еще сантабарбара. И вот эту сантубарбару Гейман переносит на 400 лет назад. Всё это прекрасно и интересно, но вот когда выясняется, что грааль - это давний герой комиксов  Marvel (и по совместительству один из скандинавских богов) громовержец Тор, вместо сюжетного взрыва получается тихонькой пшик. Ну кто, в конце концов, мог такое подумать (учитывая, что сам факт существования у Marvel бога Тора для многих россиян тоже сюрприз)? У нас все познания ограничены случайными блокбастерами - а на родине это целая субкультура. Так что комикс получился немножко для своих. Впрочем, удовольствия от чтения это не портит и даже придает шарму: когда в финале до меня наконец дошло, кто же здесь человек-паук, я почувствовал себя двоечником, наконец-то решившим сложную задачу самостоятельно. Чувство удивительное. Так что всем поклонникам увесистых графических романов и творчества Нила Геймана - ознакомиться в обязательном порядке.

Впервые опубликовано в журнале "Version", декабрь 2010

книги, обзоры

Previous post Next post
Up