О Борисе Григорьевиче Литинском.

Nov 24, 2014 08:58

Оригинал взят у savta в О Борисе Григорьевиче Литинском.


В мамином архиве есть переписка с друзьями, о которых хочется рассказать. О некоторых я знаю довольно много, а написать о других я прошу их знакомых и родственников. О Б.Г. Литинском написал его сын Леонид Борисович Литинский. И я помещаю тут его рассказ. От себя добавлю, что с первого по четвёртый класс мама - Д.Штурман - и Борис Григорьевич учились в одном классе, а встретившись через 20 с чем-то лет после этого остались друзьями. И помощь Б.Г. маме в трудные минуты жизни была неоценима!



С женой Н. Литинской.

Литинский Борис Григорьевич (19.01.1922, Запорожье - 9.07.2012, Харьков) - в дальнейшем БЛ - родился и вырос в семье мелкого служащего Литинского Григория Семеновича (1875-1951). Он был самым младшим, четвертым ребенком в семье. Отец, как бывший «эксплуататор», был поражен в гражданских правах и несколько раз «вычищался» с работы. Семья жила бедно, старшие дети рано начинали работать.
В 1940 году БЛ закончил среднюю школу № 4 г.Запорожье, и осенью был призван в Красную Армию. Начало войны встретил рядовым артиллерийского расчета. В районе Орши их часть попала в окружение, из которого разрозненные группы военнослужащих старались выбраться. Отряду, в котором находился БЛ, это удалось. В конце июля 1941-го, прямо с передовой, он был направлен на обучение в летную школу, которую закончил к середине 44-го года. До конца войны БЛ служил в перегонном полку, который доставлял самолеты в действующую армию. В летной школе БЛ сдружился с будущим философом Александром Александровичем Зиновьевым. Они много говорили, спорили. По словам БЛ, впервые он видел убежденного анти-сталиниста. Доверительные отношения приятели пронесли через всю жизнь.
В 1946, в г. Куйбышеве, БЛ женился на Нине Танцыревой (1924 г/р), с которой они прожили 55 лет и вырастили двоих сыновей (1948 и 1952 г/р).
После войны БЛ служил летчиком: до 1949 года в оккупационных войсках в Германии, затем - в районе Уссурийска (200 км от Владивостока). В 1958 году, когда авиационные части интенсивно расформировывались, БЛ подал в отставку и в чине капитана вышел на военную пенсию. Закончился почти 20-летний этап жизни, отданный армии.
С 1959 г семья поселилась в Харькове, где БЛ завершил получение высшего образования (заочный филфак Харьковского Государственного Университета). Одновременно работал на общественных началах инструктором райисполкома. Это позволило ему через полтора года получить двухкомнатную квартиру за выселением (обычная практика, существовавшая в те времена). В 1961 году был назначен директором Харьковского областного Дома учителя - как молодой, активный, с высшим образованием, недавний военный и член партии.
Дому учителя БЛ отдал 25 лет своей жизни. Относясь ответственно к каждому делу, за которое брался, БЛ сумел поднять просветительскую работу в Доме учителя на очень высокий уровень. Для учителей были организованы лектории по повышению квалификации, где лекции читались учеными и преподавателями из харьковских вузов и научно-исследовательских институтов. Активно работали клубы советско-английской, советско-немецкой и советско-французской дружбы, музыкальная школа, курсы по изучению иностранных языков, самодеятельный театр «Радуга» (бывший СИНТ-63, имевший реноме «харьковской Таганки») и многое другое.
Стиль БЛ как руководителя характеризовался здравым смыслом, независимостью и ориентацией на проверенные культурные стандарты, на российскую и мировую классику. Независимость в поведении БЛ несколько раз приводила к серьезным конфликтам с начальством, в частности - когда от него потребовали уволить Дору Моисеевну Штурман. БЛ дружил с Дорой Моисеевной еще со школьных времен в Запорожье. Война и жизненные перипетии надолго развели их, но в конце 50-х они нашли друг друга в Харькове. БЛ ценил высокий уровень Доры Моисеевны, ее неистребимое стремление заниматься языком, культурой, социологией, экономическими теориями. Некоторое время Дора Моисеевна работала в Доме Учителя в должности замдиректора. За сокрытие перед партией своего лагерного прошлого Дору Моисеевну исключили из партии и потребовали уволить ее из Дома учителя. БЛ отказался это сделать. «Битва за Дору», сопровождавшаяся безобразными инсинуациями, угрозами и наездами, привела к тому, что она стала работать на языковых курсах Дома учителя, преподавателем русского языка и литературы. По рассказам очевидцев, на ее лекции по литературе приходили и те, кто не был записан на данный курс. Вскоре Дора Моисеевна вместе со своей семьей уехала в Израиль.
К 1986 году БЛ оставался (по его словам) последним евреем-руководителем культурно-просветительского учреждения в Харькове. На каком-то из верхних этажей власти было решено убрать его с этого поста. Действовали демонстративно, даже не стараясь подыскать для увольнения убедительный повод. Из ничего было создано и раздуто дело по поводу организации в Доме учителя «сомнительного» мероприятия, посвященного памяти Владимира Высоцкого: показ слайд-фильма, вечер воспоминаний и пр. Сфабриковали уголовное дело о финансовых нарушениях при распространении билетов, и дали понять, что уйди БЛ по собственному желанию - все сразу же прекратится. БЛ написал заявление об уходе, и оно было немедленно удовлетворено.
БЛ мужественно выдержал нестандартную благодарность властей за 25 лет беспорочной службы на довольно серьезном и ответственном посту. Он говорил, что своей работой в Доме учителя частично компенсировал для себя тот непродуктивный и затратный этап своей жизни, который был связан со службой в армии. Вскоре после ухода БЛ уровень просветительской работы в Доме учителя катастрофически понизился, и больше уже никогда не восстановился.
Ко времени ухода из Дома учителя БЛ находился в хорошей физической форме, был сильным, энергичным человеком, живо интересовался происходящими в стране переменами. 15 лет после этого он проработал в небольшой фирме, занимавшейся многопрофильным бизнесом: от оказания посреднических услуг до мелкого производства. В фирме он ведал поиском клиентов и первичными переговорами с ними, его работу очень ценили.
В 1988 они с женой купили участок и полдома под Харьковом, и больше 10 лет БЛ отдал тому, чтобы превратить ветхое строение в нормальный загородный дом. Каждое лето они вдвоем выезжали на дачу и старались провести там как можно больше времени. К ним всегда приезжали дети со своими семьями, и это позволяло трем поколениям семьи быть в контакте друг с другом. С 1999 года число поколений, одновременно находившихся на даче, временами достигало четырех.
В 2001 году скончалась Нина Ивановна Литинская. БЛ пережил жену на 11 лет. Много читал, смотрел телевизор, размышлял, освоил компьютер и интернет. Старался осмыслить прошедшую жизнь и происходящее вокруг. Постоянно заводил разговоры о переезде за границу. С жаром доказывал, что «здесь в любой момент может случиться какая угодно пакость, которая обернется громадной неприятностью, вплоть до невозможности выжить». Молодые родственники снисходительно пропускали подобные разговоры мимо ушей, считали, что «дед перебарщивает». Оказалось, как в воду глядел.

Близкие друзья

Previous post Next post
Up