Немного истории демократии в России.
У
recepter в 2005 году была опубликована частичная расшифровка теледебатов Собчака и Яковлева в 1996 году. Имеет смысл повторить:
31 мая 1996 года в студии петербургского телевидения кандидаты на пост губернатора Анатолий Собчак и Владимир Яковлев.
ЯКОВЛЕВ: В течение всей избирательной кампании меня обвиняли в том, что мы составили, использовали фальшивое письмо деятелей культуры, хотя Анатолий Александрович прекрасно понимает, что это провокация его людей. Но обязательно ответит, что сам лично никакого отношения к этому не имеет. Я спрошу его об уголовном деле в Генпрокуратуре, которого якобы нет, и он обязательно скажет, что его нет, что он когда-то случайно в кремлевской столовой облил супом кого-то из прокуратуры и вот теперь они занимаются как раз такими делами.
Я спрошу нашего мэра и о фальшивых видеороликах, на которых якобы моя каменная дача, моя "Вольво", мои магазины и банки. На самом деле этого ничего нет, и я вынужден был материалы направить в суд. Очевидно, что это ложь. И это самая главная сейчас составная часть предвыборной платформы. Вот эту ложь и необходимо изгнать из нашего города. Я пришел сюда, хотя понимаю, что это, в общем-то, театр для одного актера и что красноречивей, чем говорит наш Анатолий Александрович, вряд ли кто может сказать.
На самом деле, у него достаточно денег и власти, чтобы повесить свои портреты на всех столбах, достаточно денег для того, чтобы заткнуть глотку всем тем, кто хочет выступить против. Я вышел против этой машины, и мы с вами можем победить. Как бы ни кончилось голосование 2 июня, город никогда уже не будет таким, каким он был. Многие люди уже это почувствовали. И я бы сказал, что мне искренне жаль Анатолия Александровича, так как только 15% голосующего населения города проголосовало за нашего мэра, который 5 лет работал. И я думаю, что над этим стоит задуматься.
И последнее. Меня последнее время называют городничим с узким кругозором прораба. Но вы не забывайте, что прорабы вообще строят, прорабы созидают, и не случайно, что и президент наш был прорабом, был управляющим. И поэтому, с одной стороны, мне это даже льстит.
СОБЧАК: В отличие от Владимира Анатольевича, я не знаю, что он скажет. (Теперь, правда, уже услышал это.) И мне интересно, что он сказал в своем предварительном заявлении, и как он будет отвечать на вопросы в процессе дебатов. Пять лет назад вы, в первый раз избирая мэра города, проголосовали за решительные изменения в своей жизни, проголосовали за то, чтобы порядки, сложившиеся тогда, были изменены. И вы были тогда абсолютно правы, потому что даже трудно было предположить, многие и не догадывались об этом, на краю какой пропасти в июне 1991 года стояла и страна, и город.
Что произошло за эти пять лет? Были очень трудные, подчас болезненные изменения, которые коснулись буквально каждого. Но, пожалуй, самое главное, чего мы достигли, - это стабильная жизнь и предсказуемое развитие города.
Даже в самые критические моменты этих лет, когда политическая борьба выливалась в вооруженные столкновения и улицы Москвы и других городов обагрялись кровью, наш город не стал ареной этих столкновений. И сегодня мы можем сказать: завершен целый исторический период. От этапа политической борьбы и выхода из экономического кризиса мы вступили в новый период, период экономического восстановления, развития и роста страны.
Мы за эти годы заложили фундамент, базис экономического развития страны на многие годы. Да, за эти годы произошло и снижение жизненного уровня, возникло много негативных явлений, которые мешают нам жить, но все-таки самое главное сделано. Мы избавились от унизительного дефицита, от доставания самых элементарных продуктов, от стояния в очередях, от деревянных денег. И самое главное - мы обрели свободу! Стали жить свободными людьми в свободной стране. И как раз проходящие сейчас выборы губернатора города и выборы президента России в июне лишний раз подчеркивают, что именно вы, простые жители города, жители России, определяете, кто будет управлять страной или городом, какая политика будет проводиться и в нашем городе, и в стране. Вам предстоит избирать губернатора.
Но прежде, чем вы это будете делать, я хотел бы, чтобы вы более подробно ознакомились с тем, чем занимается мэр или губернатор города, что входит в круг его обязанностей. Потому что в течение всей предвыборной кампании вас старались убедить, что губернатор, руководитель субъекта Федерации - это вовсе не политик и не политическая фигура, это должен быть хозяйственник, завхоз и только тогда дела в городе пойдут лучше, и указывали на все те недостатки, которые есть в городской жизни, - и на неухоженные дороги, и на наше плохое жилье, и на многие-многие вещи, которые нас с вами раздражают. Так вот, примерно четверть времени губернатора или мэра занимает работа в СФ, потому что по закону руководитель Санкт-Петербурга является членом высшей палаты парламента. Это взаимодействие, взаимоотношение с федеральными структурами власти, это отстаивание интересов города в этих структурах, это, наконец, решение общегосударственных вопросов, изучение, подготовка проектов законов, голосование или, наоборот, неприятие тех или иных законодательных решений, которые приняты в Думе.
Так что руководитель Санкт-Петербурга - это очень важная политическая фигура, от которой немало зависит и в России, как она будет развиваться дальше. Другая сторона работы - это взаимоотношение с городским законодательным собранием. Ведь по действующему законодательству именно мэр города представляет законодательному собранию проекты законов, участвует в их подготовке, обсуждении и, наконец, подписывает их после принятия законодательным собранием либо возвращает, если они составлены неудовлетворительно. Наконец, третье направление состоит в обычной, рутинной, повседневной работе собственно по управлению городом. (Это и подбор кадров. Кадры, как говорилось в прошлом, решают все, и это правильно.)
Я должен сказать, что сегодня в городе есть команда людей, которая знает город, хорошо работает, хотя, как видит Бог, не обошлось здесь и без кадровых ошибок. Далее. Это очень значительная работа, связанная со взаимоотношениями с районами, с районными администрациями, с подписанием многочисленных финансовых документов, с урегулированием взаимоотношений, связанных с городской собственностью. Есть целый ряд вопросов, которые вообще может решать только мэр города. Скажем, вопросы перевода помещений из жилых в нежилые или наоборот. Таких вопросов достаточно много. И, наконец, за рамками обычного рабочего дня остается очень большой объем неформального общения: посещение трудовых коллективов, встречи с людьми, разговоры с ними. И вот в результате такого неформального общения, которое происходит, в частности, и на так называемых презентациях, решаются и достигаются очень многие результаты. Я могу сказать, например, что практически все памятники, поставленные в городе за последние 5 лет, поставлены не за счет городского бюджета, а за счет средств различных предприятий, банков, предпринимателей, которые, как истинные петербуржцы, думали о городе и способствовали украшению его улиц, решению многих вопросов, связанных с реставрацией, скажем, исторического центра города. Что касается нашего будущего.
Санкт-Петербург все эти годы был лидером экономических реформ, и те показатели, которых мы достигли, являются на сегодняшний день лучшими в России. И поэтому мы можем спокойно смотреть в будущее. Правительство города определило до 2000 или даже до 2005 года программы по всем направлениям развития города: и по образованию, и по здравоохранению, и по градостроительству, и по промышленности, и по транспорту. Сегодня практически нет той сферы жизни в городе, которая бы не была определена правительством. И поэтому нам ясно, что делать дальше, и мы можем говорить о предсказуемом развитии города на ближайшие годы.
И поскольку, по осуществленной жеребьевке, мне выпало право первым задать вопрос, я бы хотел у Владимира Анатольевича, поскольку он во время предвыборной кампании все время говорил, что его подвигли участвовать в этой кампании какие-то разногласия с мэром города, невозможность совместной работы и так далее, я хотел спросить: Владимир Анатольевич, какие принципиальные разногласия между нами мешали выполнять самые элементарные обязанности, которые определены вашими должностными инструкциями и положениями. Скажем, 15 января 1996 года я даю вам распоряжение, прошу срочно подготовить решение о запрещении ставить автомашины поперек улиц, о порядке установления и взимания платы за стоянки автомашин, о перечне платных стоянок и публикации для всеобщего сведения об этом и так далее. Вот это указание мое не выполнено до сих пор. Что же вам мешает?
ЯКОВЛЕВ: Это получается уже, как студент на экзаменах, поэтому это несерьезный, наверное, подход. Все решения, какие необходимы были, я выполнял, и я готов отчитаться за все решения, за все дела в городе. Тот отчет, о котором вы отчитались, что все сделано, построено, мосты сделаны и так далее, посмотрите, это же отчет комитета, который возглавлял я. А вот эта маленькая толика из того разговора - это вопрос, который, наверное, не стоит сегодня даже обсуждения.
СОБЧАК: Ну, почему же, вы говорите о том, что городу нужен человек, который умеет хозяйственные вопросы решать, так вот почему же вы их не решали?
ЯКОВЛЕВ: Вы ответили в своих выступлениях, как вы здорово поработали по проблемам городского хозяйства, как вы везде бывали и так далее. И рассказали, как здорово все построено, построено много. Так вы же знаете, что я все время во всех этих делах участвовал, все эти три года. И я готов ответить, что было сделано, как было сделано. Единственное, что я могу сказать: вот меня 4 месяца не было, посмотрите отчет по строительству жилья, - 30% от прошлого года. И уже сразу все встает на свои места, как здорово вы можете руководить и управлять городскими делами, городскими проблемами.
СОБЧАК: Я должен, Владимир Анатольевич, сказать вам следующее. Вы же сами непосредственно отвечали за всю сферу городского хозяйства, так именно вы и должны были все это делать, потому что вы были первым заместителем по городскому хозяйству.
ЯКОВЛЕВ: Прекрасно. И я делал. В размерах 30%. И вы прекрасно знаете, что выделялось на все проблемы 30%. Вы представьте, хозяйка-то на кухне за 30%, что она вам сделает в течение всего периода. Сможет ли она вообще управлять вот этими 30%? Да и кто персонально при этом этими деньгами распоряжался-то? Мэр! А мэр отдал на откуп комитету экономики и финансов. Вот результат всей работы. И то, что вы сегодня говорите, даже смешно смотреть, как вы зачитываете документ, который ни о чем не говорит абсолютно.
СОБЧАК: Значит, вы считаете главная проблема - это недостаток денег?
ЯКОВЛЕВ: Нет, зачем вы так сразу переводите?
СОБЧАК: Вы так сказали, что, вот, не было денег для решения этих проблем, всего 30%.
ЯКОВЛЕВ: Многие вопросы решались в отсутствие средств, и вы прекрасно знали, как они решаются, эти вопросы. И благодаря тому, что существовал авторитет ЯКОВЛЕВА, это решалось среди городских структур, строительных организаций и транспорта, и вы это прекрасно понимаете и знаете. Поэтому, давайте, не переводите на дешевые приемы.
СОБЧАК: Тогда я хотел бы привести некоторые цифры, раз вы говорите, что вам денег не давали. Я хотел бы привести сначала одну цифру о том, как вы использовали даваемые деньги, а потом цифру, сколько вам давали денег и как их давали. Давайте начнем с того, что в мае 1996 года счетная палата РФ, кстати, первым заместителем ее председателя является Юрий Юрьевич Болдырев, провела проверку в Санкт-Петербурге использования средств, выделенных из федерального бюджета на содержание жилья по департаменту эксплуатации и использования жилья и на реконструкцию исторического центра. И вот что они установили. Что всего за этот период, за 1995 год, департамент по содержанию жилищного фонда выдал различным коммерческим организациям, в частности, фирме ИНТУР какой-то, 240 миллионов и другим - 6,9 миллиардов рублей, которые сегодня числятся дебиторской задолженностью и департаменту не возвращены. Вот, если вы говорите, что вам мало денег давали, так на каких основаниях подчиненный вам департамент передавал такие большие суммы в качестве кредитов каким-то коммерческим организациям?
ЯКОВЛЕВ: Вы задаете вопрос-то опять не мне, у вас есть...
СОБЧАК: Как это не вам? Вы же непосредственно отвечали за этот департамент.
ЯКОВЛЕВ: У вас есть комитет экономики и финансов, который контролирует всю эту деятельность, и вы прекрасно понимаете, как комитет экономики и финансов распределяет эти деньги. Поэтому вы все вопросы, пожалуйста, задавайте этому комитету. И не вытаскивайте ваши вопросы, за которые несет ответственность тот человек, который владеет финансами.
СОБЧАК: Нет-нет, простите, речь идет о том, что финансы были переданы департаменту, который вам подчинен, этот департамент отдал эти деньги, вместо того, чтобы содержать городское хозяйство, отдал эти деньги коммерческим структурам, а вы говорите, что здесь причем-то комитет по городскому хозяйству? А за что вы-то деньги получали? Это ведь ваша сфера непосредственной ответственности.
ЯКОВЛЕВ: Вы, по-моему, опять слабо знаете, что такое департамент и что такое комитет. Есть комитет, и есть департамент. Департамент, почитайте, по всем условиям положений записано, "непосредственно подчиняется мэру города".
СОБЧАК: Департамент по жилищному хозяйству?
ЯКОВЛЕВ: Да. Поднимите любые документы, там записано.
СОБЧАК: Я вам подниму сейчас положение о распределении наших служебных обязанностей, где вам подчиняется, именно вам подчиняется и комитет по городскому хозяйству, и департамент...
ЯКОВЛЕВ: Не опускайтесь.
СОБЧАК: ...который входит в состав комитета.
ЯКОВЛЕВ: Анатолий Александрович, ну, не надо опускаться.
СОБЧАК: Владимир Анатольевич, ну, зачем же так. Ну, ладно, я не буду с вами спорить. Я приведу еще одни цифры. Контрольно-счетная палата, теперь уже законодательного собрания города, установила в результате проверки, что в 1995 году на содержание дорог и их благоустройство вашим департаментом было получено, опять тем, которым вы непосредственно руководите, 105% средств, выделенных от бюджета. А за первый квартал 1996 года 108,7% средств, в то время как на здравоохранение выделено только 90%, на образование - только 80% средств. Вот, как это вяжется с вашими словами относительно того, что вам денег не давали, и что у вас постоянные были, по вашим разговорам, нехватки? Вот вам структура бюджета за последние годы. И вот, посмотрите, жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт, за который вы отвечали, посмотрите социальную сферу, постоянно идет увеличение средств, выделяемых на сферы вашего непосредственного ведения, на хозяйство, и происходит определенное сокращение на социальную программу. Так что, вы и дальше собираетесь решать проблемы городского хозяйства за счет свертывания социальных программ?
ЯКОВЛЕВ: Мне стыдно за вас и за тех, кто вам готовит вот такие документы. Вы же прекрасно знаете, я готов развернуть вам целую цепочку всего того, что происходило.
СОБЧАК: Разверните.
ЯКОВЛЕВ: И об этом говорилось всегда и везде. Вы поднимите стенограммы о том, сколько выделяется средств. Ну, зачем вам сейчас нужно вводить опять в очередной раз в заблуждение людей, зачем вы это делаете? Вы прекрасно понимаете, что комитет экономики и финансов...
СОБЧАК: Какие уж тут заблуждения, отдаются деньги коммерческим структурам.
ЯКОВЛЕВ: Поэтому давайте мы договоримся так, если вам готовится информация совершенно из ненадежного источника, и вы прекрасно понимаете, что это очередная ложь, а я вам, кстати, об этом не раз говорил, и вы в душе уверены, что я прав в том, что комитет экономики и финансов в том состоянии, он вам свинью просто подложил тем, что он делал до сих пор. Поэтому не вытаскивайте те вопросы, которые вы не знаете хорошо.
СОБЧАК: Вы, по-моему, заклинились на комитете экономики и финансов, но у меня есть вопросы непосредственно к вам, по вашей деятельности. Вот вы в своей программе постоянно говорите о том, что вы заботитесь о промышленности, а мэр об этом не думает. Но странным образом в вашем комитете был департамент топлива и энергетики, который вы почему-то ликвидировали. А вы знаете прекрасно, что для промышленности сегодня цены на топливно-энергетические ресурсы - это главный бич, который останавливает развитие промышленности. Почему вам понадобилось ликвидировать тот самый департамент, работа которого была направлена на то, чтобы следить за деятельностью ТЭК и помогать промышленности нормально развиваться?
ЯКОВЛЕВ: Прекрасный ход мысли, Анатолий Александрович. Вы же прекрасно понимаете, что департамент был создан для одного, а начал заниматься другими делами, поэтому я вынужден был его ликвидировать. Я из 30 человек оставил 5 человек, которые работают отделом в комитете по управлению городским хозяйством - и намного спокойнее, и намного лучше. И вы это прекрасно знаете. И вы это одобрили как раз в тот период, что нельзя раздувать такие штаты. И это как раз направлено на одно - на то, чтобы как можно проще и лучше работать. И вы тоже убеждаетесь в этом, вы знаете это, зачем же кривить душой и вытаскивать такие вопросы?
СОБЧАК: Нет-нет, почему же вытаскивать такие вопросы?
ЯКОВЛЕВ: Впечатление создается, что вы такими вопросами просто не владеете. Вот, как-то вы ухватили его со стороны.
СОБЧАК: Ну, хорошо, вот вы говорите, что департамент пошел куда-то не туда, но это же опять непосредственно подчиненный вам департамент. Почему он пошел куда-то не туда, и вы взялись его ликвидировать?
ЯКОВЛЕВ: Он успел только лишь обюрократиться, как в течение того же месяца был ликвидирован.
СОБЧАК: Но вы же отвечали за него?
ЯКОВЛЕВ: Правильно, поэтому сделали так, как лучше. Вы забываете одну вещь, вам все время готовит кто-то несерьезно и несолидно информацию. Существует тарифная политика, тарифная комиссия, региональная, она находится в комитете экономики и финансов, и возглавляет-то ее как раз г-н КУДРИН. И вот то, что он вам готовит, он прикрывает только себя, и вам подсовывает вот такого рода документы.
СОБЧАК: Я думаю, это на вас повлияло, наверное, вчерашнее заявление ГАЙДАРА о том, что единственная сфера, которая в городе не подверглась реформированию, если вы хотите еще в России найти чисто большевистскую структуру управления жилищным хозяйством, это как раз ваша структура, и поэтому вы так реагируете. Но у меня есть к вам другой вопрос. Ну, хорошо, с департаментом не будем. Там он не туда пошел, бог с ним. Вот, у вас была в непосредственном подчинении, вы за нее отвечали, комиссия по делам общежитий. Вы сейчас очень много говорите о том, кстати, эти программы мы еще 2 года назад приняли и утвердили, как вы собираетесь расселять общежития. Но, вот, удивительным образом и эту комиссию вы зачем-то ликвидировали.
ЯКОВЛЕВ: (смех) Анатолий Александрович, ну, честное слово, мне за вас просто становится неудобно. Я никогда не возглавлял комиссию по общежитиям. Она создана совместным решением депутатов законодательного собрания и тех людей, которые на общественных началах взялись за разработку этого вопроса в жилищном департаменте, на общественных, подчеркиваю, началах. И поэтому меня удивляет, как вы так поверхностно летаете и ни одного вопроса не можете уловить.
СОБЧАК: Уважаемый Владимир Анатольевич, это все разговоры. А вы мне ответьте конкретно. Работает эта комиссия, или вы ее ликвидировали?
ЯКОВЛЕВ: Давайте так, ничего подобного, не то, что комиссия работает, вы можете на Чернышевского проехать и посмотреть, как она работает. Она работает опять же на общественных началах. Вы очень хорошо в политике разбираетесь, мне нравится, честно говоря, как вы ориентируетесь, но здесь не поддавайтесь вы тому, что вам подсовывают...
СОБЧАК: Спасибо за комплимент. Ну, ладно, о хозяйстве у нас с вами разговор не очень получается. Давайте поговорим о политике. Все-таки мэр города, хоть он и завхоз и хозяйственник, но политикой тоже как-то должен хотя бы в СФ заниматься. Вот, один из лозунгов вашей предвыборной кампании был тот, что городу нужен свой, питерский ЛУЖКОВ, который бы и смог поднять наше хозяйство. Я хочу продемонстрировать петербуржцам журнал НОВОЕ ВРЕМЯ и в нем статью известного московского экономиста, доктора экономических наук Олега Новикова. Вот что он пишет: "Стоимость минимально допустимой продуктовой корзины в Москве выросла за год в два раза и оценивалась на начало 1996 года в 277 тысяч рублей, по Санкт-Петербургу - на 23% ниже. Число умерших на 1000 человек населения составило в Москве 16,8, а в Санкт-Петербурге - 15,8. Растет число убыточных предприятий - 1127, общая задолженность промышленных предприятий строительства и транспорта составила на 1 декабря 27 триллионов рублей.
Но какова стоимость квадратного метра жилья в Москве? Может ли москвич купить квартиру за 1200 долларов за 1 квадратный метр? Цена жилья в Москве в 2,5 - 5 раз выше, чем, например, в Санкт-Петербурге". Еще одна проблема. "В декабре 1995 года число зарегистрированных безработных возросло на 47% и составляет более 400 тысяч человек, то есть превышает 7% от трудоспособного населения. В Санкт-Петербурге только 1,8%." Здесь приводятся еще и другие данные о том, каков состав московского правительства и прочее. Так вот, я хочу вас спросить, Владимир Анатольевич, что конкретно из этих достижений МОСКВЫ вы хотите внедрить в Санкт-Петербурге?
ЯКОВЛЕВ: Я, прежде чем ответить, только хочу уточнить одно, вы меня так все время и будете 35 минут экзаменовать, либо вы позволите мне тоже вопросы задавать?
фото: ИНТЕРПРЕСС