Мне повезло: я жил в районе Пренцлауберг, который остался в восточной, коммунистической части, но при этом после падения Стены в отличие от других подобных территорий был освоен западноберлинцами, преимущественно богемой и художниками. Естественно, это сказалось ни на активности уличных художников.
Первое фото я сделал прямо напротив дома, где жил: легальные рисунки прямо на жалюзи магазина, стилизованные под абстрактную живопись.
Вот все-таки хорошо, когда у художника есть время на проработку контура и деталей.
А это - в двух шагах от витрины. Эта работа даже больше мне понравилась.
Баловство. На стене подъезда, где я жил.
А это - в двух остановках трамваем, на Александер-плац. Одна из двух лучших работ (вторая будет ниже), виденных мною в Берлине за все 10 дней пребывания. Я давно уже хотел ввести термин Высокое граффити или Высокий стрит-арт, даже обосновывал его раньше в статье для "Искусства кино", но с этого момент начну употреблять, потому что этот рисунок стоит того.
3D-граффити. Тоже Александер-плац.
Это - паблик-арт прихожан на ограде церкви .
Классический берлинский политический паблик-арт: фрагмент той самой Стены неподалеку от Потсдамер-плац, рядом с кварталом кинофестиваля Берлинале.
Это уже не помню где, полукоммерческая роспись около какого-то кафе, располоденного под надземкой.
Пренцлауберг, Пренцлауберг-аллее.
Не помню где, но смешно.
Это, похоже, тоже Пренцлауберг, и это всего-то лишь табличка магазина. Но очень уж затейливая.
Не просто граффити, а целая инсталляция в смешанной технике, по-хорошему безумная, на стене дома по адресу Паппелаллее, 44, в Пренцлауберге. Не мог отойти.
Неподалеку нашел еще и школу, а в таких местах всегда что-то есть.
Был пес, теперь кот. Кабельные щитки - отдельный жанр.
Этот мурал - на стене магазина на улице Карл-Маркс-аллее рядом с кинотеатром "Интернационал" неподалеку от Александер-плац. Весьма такой советский район - напротив помпезное здание еще советских времен, двухэтажный кабак "Москва".
Дальше будет несколько роскошных муралов, обанруженный неподалеку от метро Gleisdreieck (Глайсдраек).
Это часть парка, как я понял.
А эта красота с другой стороны путей. Существует уже года 3 как минимум. Двор международной почты DHL.
На самом деле тут столько фигур, столько всего нарисовано, что рассматривать можно бесконечно.
А вот второй образчик Высокого стрит-арта, о котором я упоминал. Нарисован киевским живописцем Матвеем Вайсбергом на фрагменте Стены, установленном рядом с Музеем Чекпойнт-чарли, Стене этой посвященном, и уже порядком извандален беспокойными гостями музея. Матвей - один из лучших жипописцев (если не лучший) в Украине. Он никогда не рисовал на улицах в граффитистском понимании слова, но рисовал для улиц: расписывал палатки на Майдане в 2004-м, написал несколько полотен для выставки под открытым небом на Майдане в прошлом году. Для музею он нарисовал копию одной из картин своего цикла "Семь дней". И это, наверно, лучший стрит-арт, виденный мною в Берлине.
Я даже сфотографировался на фоне работы, чего обычно не делаю)
и, с данного еще в Киеве разрешения автора, расписался на ней, приобщившись таким образом к стрит-артистскому творческому коллективизму.
Более прозаический предмет - вентиляционные шахты метро, расписанные, впрочем, с разрешения муниципалитета, довольно скучно.
Вернемся, впрочем, в Пренцлауберг.
Здесь и уже до конца - не просто фото, сделанные там, а в нескольких шагах от дома, где где я жил.
Ну а это - настоящее Зльдорадо прямо напротив универмага, в который я обычно забегал купить съестного.
Причем чем дальше вдоль этой стены, тем интереснее.
Мне вот интересно: это наезд на Бэнкси или наоборот?
Имена авторов мурала.
Я думал, что уже все, но дальше обнаружилась явно менее легальная и, как следствие, намного более интересная стена с египетскими мотивами.
Две смешных наклеечки на воротах рядом.
Но и это еще оказалось не все! Далее там, оказался, есть двор какой-то торговой конторы, а на стенах - еще немного искусства.
Сначала какой-то не слишком выразительный русский.
Зато потом - просто потрясающий мурал, опять с восточными мотивами.
Жаль только, заставленный дурацкими картонками.
Революция без надежды и отчаяния. Вот так-то.
А Берлин, между тем, становится все более и более цивильным, а, значит, пространства для свободного творчества становится все меньше. Но пока что мне повезло.