ТЕМНАЯ КРЕПОСТЬ
Санкт-Петербург. Эрмитажный театр. Международный фестиваль «Академия православной музыки». К микрофону выходит драматург Людмила Разумовская, автор либретто к опере «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - сухопарая пожилая дама в очень неброском платье.
- Господь сотворил Еву из ребра Адама. Но интересные вариации: когда он пробуждается от сна, Адам потрясен тем, что она - это он. Он говорит: «Это плоть от плоти моей». Вы видите, что изначально в этом таинстве брака, в этом союзе мужчины и женщины Господь осуществляет новое сознание, новое существо - мужа и жену. Когда же рождаются дети, то мы можем этот новый организм уподобить божественной троице.
В зале много иностранцев, но перевод благоразумно не ведется.
- И вот, если мы посмотрим на современное состояние семьи, то к великому прискорбию увидим, что от этого божьего замысла мало что остается. Господь заповедовал целомудрие - нам в современном мире проповедуют разврат с самого раннего возраста. Господь говорит в лице церкви: «чадородием будет спасаться женщина» - современный мир объявляет право женщины распоряжаться, как они говорят, своим телом. Но зачатый ребенок не есть тело женщины, это уже есть живая душа, данная богом и потому вот это освобождение от божественного замысла делает нас всех - (после некоторого колебания - ДД) ну, почти всех - повинными в грехе детоубийства. Господь говорит: чти отца и мать своих. Но мы видим, какие законы принимаются сейчас в мире. В западных странах закон о ювенальной юстиции не только вбивает клин, но и разрушает этот семейный организм, делает детей и родителей врагами. Господь говорит в лице апостола Павла: «Ни прелюбодеи, ни пьяницы, ни мужеложники не наследуют царство божие». Современный толерантный мир приветствует все формы сожительства. То, что происходит сейчас, не просто нарушение заповедей - люди всегда их нарушали, но, тем не менее, ясно различали добро и зло, свет и тьму; сейчас же создается ситуация, когда не просто все смешалось, а на «белое» говорится «черное» и наоборот. Когда грех возводится в добродетель, навязывается через средства массовой информации, через законы, которые принимаются многими странами - тем самым разрушая божественные установления, которые вечны и не могут быть разрушены безнаказанно. Это не просто поворот на 180 градусов, это не просто отказ от этих заповедей - это богоборчество.
Аудитория терпеливо слушает.
- Я еще хотела сказать. Господь говорит в Евангелии: будьте совершенны, как совершенен отец наш небесный. Значит, совершенство возможно, мы знаем из литературы, из истории, из многочисленных примеров, что таких семей было большинство, и именно крепкой семьей держалась крепость государства. Наши страстотерпцы и мученики - семья святого царя Николая - вот пример для всех, для всех пример. Поэтому давайте, дорогие друзья, каждый думать об этом и не поддаваться тем разрушительным процессам, которые идут сейчас в мире.
Петра и Февронию в православной иерархии святости считаются покровителями семьи.
Впрочем, единственное, что о них известно - что жили они в ХIII веке.
В ХVI веке при Иване Грозном писатель Ермолай Прегрешный написал повесть о них, превратив чету средневековых вельмож в святых. Иными словами, сочинил идеал семейной жизни для царя (тот как раз женился), который за время своего правления уничтожил столько семей и столько раз нарушил все мыслимые и немыслимые заповеди, что, наверно, не снилось никакой Разумовской. Но какая разница? Крепкой семьей держится крепость государства. Крепость, подлость, кровожадность.
Я еще хотел сказать.
На занавесе Эрмитажного театра нарисован огромный двуглавый орел с лирой, прислоненной к одной из его лап. Орел явно не в настроении. Клювы широко открыты, языки по-змеиному вьются, одна из голов наклонена вперед, словно перед броском. Недобрая, хищная птица. Такое чудовище не может петь или играть - только нападать, только рвать добычу своими ужасными клювами и когтями. Так вот: лира есть, а лирника нет. Страшно даже подумать, куда он делся.
Я хочу угостить эту страну коктейлем.
Аминь.
Дмитрий Десятерик, «День», Санкт-Петербург-Киев