«Доля Ангелов» / The Angels' Share (Кен Лоуч, Великобритания-Франция-Бельгия-Италия, 2012)

Oct 02, 2012 13:58

ДОЛЯ ГРЕШНИКОВ




В прокат вышел новый фильм живой легенды британского кино, выдающегося режиссера Кена Лоуча «Доля Ангелов».

Лоуч уже более полувека известен как мастер социального кинематографа. Его ранние фильмы сочетали критику порядков современной Великобритании с прямолинейным реализмом, который критики охарактеризовали как «реализм кухонной раковины». Будучи идейно выверенным, картины Лоуча, тем не менее, не становились художественными событиями, и почти на два десятилетия о режиссере забыли.

Впрочем, как подобает настоящему мастеру, Лоуч умел учиться на собственных ошибках. Медленно, но уверенно, от картины к картине он нарабатывал недостававшие ему формальные навыки. Результаты этой работы начали проявляться уже в 1990-е - призы Каннского и Берлинского фестивалей, благожелательные отзывы кинокритиков. Уже в преклонном возрасте Лоуч обрел второе дыхание, полностью сломал имидж производителя лобовых социальных манифестов, показал себя с равных успехом в жанрах психологической драмы, криминального фильма, комедии и исторического кино. Именно в последнем он достиг вершины признания: фильм «Ветер, который колышет вереск» (2006), посвященный борьбе Ирландии за независимость, получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

С тех пор каждый новый фильм 75-летнего режиссера становится событием в европейском масштабе. «Доля ангелов» (удостоен приза жюри в тех же Каннах) - не исключение. Сюжет вращается вокруг судьбы молодого шотландского разгильдяя, склонного к насилию уличного забияки Робби (Пол Брэнниган), который чудом избежал длительного тюремного заключения и одновременно стал отцом. Он решает изменить жизнь, в связи с чем возникает масса комических ситуаций. Фильм снят в Глазго с непрофессиональными актерами.

Робби везет (в отличие от героев ранних фильмов Лоуча): он попадает для исполнения назначенных судом общественных работ к прорабу Гарри (Джон Хеншоу), который действительно хочет помочь заблудшей молодежи. Кроме того, Гарри еще и является большим ценителем хорошего виски, что, против ожидания, также становится благоприятным фактором. Человечный начальник устраивает своим подопечным - шайке таких же, как и Робби, лузеров - посещения винокуренных заводов с обязательными сеансами дегустации. Тут-то и случается чудо: Робби открывает в себе настоящий талант сомелье, вскоре позволяющий ему отличать самые редкие и дорогие сорта, а дальше, уже по нарастающей, еще и оказывается настоящим лидером и на редкость ловким организатором.

Лоуч с помощью своего неизменного сценариста, бывшего левого юриста Пола Лаверти (во многом его умение строить сюжет обеспечило успех «Ветра…») закручивает интригу, показывая, как четверка криминальных «ангелов» во главе с Робби предпринимает хитрую и рискованную авантюру, чтобы сорвать приличный куш и вырваться из нищеты. Актеры-непрофессионалы - выше всяких похвал. Беднякам в их исполнении не просто сочувствуешь - за их приключениями, за изменениями в их характерах еще и интересно следить. В целом, всему фильму присуща легкость, которой когда-то у Лоуча и не пахло. Потому «Долю ангелов» можно порекомендовать и поклонникам авторского кино, и ценителям простых экранных развлечений.

Долей ангелов в Шотландии называют те 2% виски, которые улетучиваются даже из надежно закрытых бочек. Милость к падшим можно призывать по-разному, в том числе и с улыбкой, без надрыва и обличений. Но искренней эта улыбка будет только у человека, хорошо знающего и понимающего, через какой ад проходят слабые мира сего.

Дмитрий Десятерик

британское кино, кинорецензия, социальная тематика

Previous post Next post
Up