назва статьи: УКРАИНСКОЕ ТЕЛО
Международная новость: Альфонс Хюг, куратор биеннале в столице Уругвая Монтевидео - первой в истории этой латиноамериканской страны - пригласил для участия от Украины херсонского художника Станислава Волязловского и киевскую группу Femen. Крайне примечательное соседство, по-моему.
Волязловский известен графическими работами, стилизованными под тюремный китч. Сам Станислав определяет свой стиль как «шансон-арт»: «Шансон-арт - это моя рефлексия на мир, в котором я существую, с его интересами, проблемами, страхами, религией, новыми культурными вызовами, с его телевидением и программами, наполненными дебильной рекламой, расчленёнкой, криминалом, порнографией, сериалами и политикой, с его желтой прессой и его интернетом. Возможно, для меня это что-то вроде арт-терапии. Мне действительно удаётся освободиться от всего, лезущего в мозг помимо моей воли. Беру и вываливаю все налезшее в эдакой лубочно-концентрированной форме на лист бумаги или старые сэконд-хэндовские простыни, которые разрисовываю шариковыми ручками».
Оставляя в стороне банальность этих объяснений, следует признать, что гротескные, подчеркнуто небрежные, сопровождаемые примитивными и в то же время залихватскими стишками работы Волязловского пользуются растущим успехом. В 2009 году «шансон-арт» выставлялся на Третьей московской биеннале, в 2010 году Стас получил премию имени Казимира Малевича, его рисунки появились в галереях нью-йоркского Сохо. Теперь -Монтевидео.
Альфонс Хюг - не последний человек в своей сфере: возглавляет Гёте-института в Рио-де-Жанейро, курировал одну из самых авторитетных биеннале мира в Сан-Паулу, также выступил куратором национальных павильонов на Венецианской биеннале в 2005 и 2011 годах. Можно гадать о его мотивах, однако, похоже, на опытный кураторский глаз Femen, как и Волязловский, равным образом воплощают диковинное искусство - варварское, брутальное, телесное, полное корявого юмора и грубой эротики, с карикатурными татуировками (или лозунгами на коже - так расписывают себя Femen) и неинтеллектуальными перформансами в качестве основных жанров. Неинтеллектуальность здесь - эстетическая, а не оценочная характеристика. Да, и Волязловский, и Femen работают в антиинтеллектуальной, прямолинейной, лишенной рефлексий и хорошего вкуса эстетике - и потому, очевидно, выглядят свежо за рубежом. Поэтому, кстати, приглашение в Монтевидео предоставляет Анне Гуцол и её подопечным хорошую возможность стать живыми экспонатами на глобальном конвейере актуальной культуры - вполне вероятный и, очевидно, желанный для них путь.
Выбор Хюга бьёт даже глубже. Потому что, в конечном счёте, какая ещё эстетика может представлять страну, которой руководит человек с двумя тюремными сроками во главе партии, где притаилось неизвестное количество татуированных в 1990-х витязей?
Дмитрий Десятерик