рецензия на «Ворошиловград» Сергея Жадана

Jan 30, 2011 00:58

ВЫСОКОЕ НЕБО. ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ



Это последние слова нового романа Сергея Жадана «Ворошиловград». Почти последние - потому что после них есть два постскриптума, важных для завершения всего повествования - не так сюжетного, как эмоционального.

Это рассказ не столько о молодом человеке по имени Герман, сколько о неком месте: условно обозначенное советским топонимом «Ворошиловград», оно является главным героем.

Его не нужно преодолевать в рациональном порыве самоутверждения и построения своих планов: Ворошиловград, его небо и его земля требуют углубления, пристального взгляда - в свою очередь, вглядываясь в тебя. Ворошиловград просвечивает любого будто рентгеном, безошибочно выявляя соотношение достоинства, подлости или трусости.

Внутренняя драма любого пространства - рубеж, который ограничивает или разделяет. Граница между воображаемым и реальным стерта, но хватает других границ - от межгосударственных, на которых запросто могут убить, до внутренних пределов, до вечной проблемы выбора. Здесь дело чести не просто выиграть футбольный матч, а еще и отстоять выигрыш. Здесь, как на любом фронтире (так в США когда-то называли линию между освоенными землями и дикой прерией), хватает дуэлей и противостояний - социальных, психологических, физических, даже метафизических. А общая локация, невзирая ни на какие границы, едина для всех - небесный Ворошиловград, место безвозвратных потерь и сильных чувств, земля самых больших сокровищ и ярких натур.
Жадан долго шел к этой книге через более или менее удачные прозаические попытки. В «Ворошиловграде» Сергею удалось, наконец, соединить свои таланты поэта - идеальное чувство ритма, метафорическую насыщенность, отточенность формы - и прозаика, что выразилось в «долгом дыхании» рассказчика, умении держать сюжет, наполнять текст огромным количеством лиц, прорисовывать героев, наделяя каждого из них неповторимыми чертами: некоторые сцены колоритны подобно фильмам Кустурицы лучшего периода.

Нужно заметить, что наша проза в значительной степени сосредоточена на реалиях запада страны. Носители «станиславского феномена» провели свою границу во времени - практически каждый автор этой школы так или иначе оглядывается на прошлое, не имеет значения - будь то времена СССР, Польши или даже империи Габсбургов. Границы «Ворошиловграда» - здесь и сейчас. Именно поэтому говорить, что у Жадана обрел голос наш восток, было бы лишь долей правды. «Ворошиловград» важен именно тем, что его парадигма не задана определенной временной конкретикой, это не очередной эпос и не заплыв в мутной реке столетней мифологии. То, через что проходит Герман, может случиться где угодно и с кем угодно. Это история понимания - через это удивительное пространство под названием «Ворошиловград» - себя и людей вокруг себя. Понимание того, что собой представляют те банальные и вечные вещи - любовь, дружба, смерть, высокое небо, черная земля. Понимание того, во что стоит верить и как сохранить надежду, даже если ты брошен в глубокую яму и вокруг ходят голодные леопарды.

Дмитрий Десятерик

литература

Previous post Next post
Up