Лучший друг буржуев.

Nov 22, 2018 23:12



Нет, не они.
В первое время существования Советской власти большевикам и анархистам было по пути. Совпадали текущие цели: уничтожение власти эксплуататоров (тогда писали "эксплоататоров") и насилия капитала над народом. Анархисты, которых было изначально мало, блокировались в городских революционных комитетах с большевиками и поставляли туда самых отмороженных кадров, которое здорово выручали при переходе дискуссий в физическую плоскость. Многие анархисты участвовали в составе красногвардейских отрядов при установлении Советской власти и подавлении первых выступлений и саботажа буржуазии и казачества. Но с февраля 1918 года пути стали резко расходиться.
Началось с того, что анархисты отказывались подчиняться строгой дисциплине, устанавливаемой ими же организованными советами на местах. И с их точки зрения, все обязательные для исполнения декреты - суть насилие.
Далее, им не понравились: установление рабочего контроля над производством и распределением, национализация земли и промышленности, "Брестский мир" и создание Красной армии. Анархисты требовали немедленно раздать землю и заводы самоуправляющимся группам крестьян и рабочих ("коммунам"), которые не будут признавать власть государства. Армии не должно быть вообще - каждая коммуна занимается самообороной самостоятельно.
Но это все цветочки - главным притыком стало распределение собственности. Анархисты требовали вот прям немедленного - без переходного периода, восстановления экономики и промышленности, и прочей лабуды - осуществления коммунистических принципов в области распределения. Сейчас и сразу. А окрепшая к середине марта Советская власть принялась строго карать за воровство и бандитизм на подконтрольной ей территории. На тот момент даже "Руководящих начал" еще не было, и трибуналы выносили пойманным бандюганам незамысловатые приговоры руководствуясь лишь революционной сознательностью.
Надо отдать должное анархистам - они предложили большевикам "разумный" компромисс. А именно: экспроприировать решительно все имущество буржуазии и тем самым ликвидировать почву для воровства (теперь вы знаете политическую принадлежность П.П. Шарикова)
Но твердолобым большевикам предложенный компромисс как-то не зашел.
Расклад был не в пользу анархистов. Кое-как контактировали между собой и могли координировать свою деятельность только группы в Москве, Петрограде, Ростове-на-Дону, Брянске, Екатеринославе и Самаре. Больше всего бойцов было у "Московской федерации анархистских групп" - чуть больше тысячи. В остальных организациях - от пары десятков, до двух-трех сотен. Печальная картина толкала на блок. Контингент для союза был под боком. Газета Петроградских анархистов "Буревестник" все очень доходчиво разъясняла:

"За нами идет целая армия преступности. Мы это хорошо знаем. Почему же мы идем вместе? Вернее, почему они идут под нашим прикрытием? У нас с внешней стороны одна цель: мы разрушаем современное общество, и они разрушают. Мы выше современного общества, а они ниже. Но мы с глубоким презрением к современному обществу протягиваем руку этим преступникам. У нас общий враг - современное общество" (номер от 19 апреля 1918 г.).

Короче, анархисты принялись, где могли, освобождать уголовников из тюрем, а также "брататься" с "птенцами гнезда Керенского" - матерыми рецидивистами, выпущенными по амнистии Временного правительства. Получилось занятно.
Одни группы полностью растворились в уголовном элементе и тупо грабили-бухали. Другие же, в которых идейные и волевые анархисты завоевывали авторитет среди уголовников, тоже грабили, но идейно, и грабежи таких групп принимали очень причудливые, часто нелепые, но иногда и, не побоюсь этого слова, симпатичные формы. Ярче всего анархисты отжигали в Москве. Их московская федерация состояла из четырех независимых групп: "Анархия", "Буря", "Смерч", "Авангард". Отличались они бесшабашностью, безалаберностью, алкоголизмом и широтой души. Базироваться предпочитали в дорогих особняках, разумеется из эстетических соображений. В особняки приходили без приглашения. Вот как описывает один такой визит независимый (эсеровский) источник - газета "Знамя труда":
"1 апреля в особняк № 42 по 1-й Мещанской улице явилась группа вооруженных лиц человек в 50 и заявила, что они, "независимые анархисты", занимают это помещение. Заняв особняк, они приступили к расхищению имущества. Была вызвана рота Финляндского красно-советского полка и 16-й Летучий московский отряд. "Независимые", встретив приближающиеся войска беспорядочной стрельбой, разбежались. Задержать никого не удалось, и лишь был отбит ящик, который анархисты пытались увезти на извозчике. Ящик был вскрыт и в нем оказалось различное серебро: чайные ложки, ножи, подстаканники и прочее".

Это погуляли балбесы из "Бури".
В солидной "Анархии" (400-500 рыл в разные периоды) дело было поставлено "политически верно", бойцы были вооружены идеологией и любовью к ближнему, велась правильная агитация и пропаганда анархизма. Эти действовали так.
2 апреля они пришли (тоже без приглашения) на собрание Купеческого клуба в особняке на Малой Дмитровке, отобрали у всех присутствовавших деньги, ценные вещи и дорогие предметы гардероба, после чего всех выгнали. И объявили здание своим новым штабом и "центром анархического просвещения"


И это были не пустые слова. В главном зале клуба они устроили общественную столовую, в которой кормили всех желающих комплексными обедами "по 3 рубля с хлебом". Всех отобедавших они снабжали анархической литературой. После обеда анархисты раздавали "экспроприированное" имущество в порядке живой очереди всем желающим обывателям, кто мог предъявить паспорт. Оделяли всех пришедших совершенно рандомным образом: кого стулом, кого настенными часами, кого пепельницей или письменным набором. Могли выдать гардину или ботинок на одну ногу. Чтобы никто не мог получить дважды, всем в паспорта ставили печатный штамп "вещь выдана".

Понятно, что ни одна уважающая себя власть (не анархическая) терпеть такой бардак не будет. Московские апрельские художества анархистов окончательно выбесили большевиков. В ночь на 12 апреля 1918 года, когда анархисты были традиционно в стельку, была проведена масштабная операция по зачистке города от данного элемента. Были окружены выявленные гнезда анархистов в 25-ти московских особняках. В условленный час отряды ВЧК и Красной армии стали врываться в здания, вязать всех снопами и свозить в Кремль, где с 2-х часов ночи начала заседать особая комиссия "по фильтрации анархистов".
Анархисты хоть и были ожидаемо в стельку, но спали не везде, а в некоторых местах даже прочуяли засаду


В том же "Купеческом клубе" навстречу группе захвата выкатили настоящую горную пушку и жахнули, убив двух оперативников и красноармейца. После чего принялись поливать улицу из пулеметов с верхних этажей. Пришлось переходить к правильной осаде и действовать штурмовыми группами через дворы. Бои также разгорелись на Поварской и Донской. Угомонить всех смогли только к 2-м часам дня. Причем бойцы "Анархии" сдались сами, потому что "им надоело и хочется спать". Вся операция стоила чекистам и красноармейцам десяти убитых и более 20 раненых.

Всего было арестовано около 400 человек. Больше половины из них оказались крупными и известными уголовными преступниками. В подвалах особняков были обнаружены огромные запасы продовольствия, дорогой одежды, мануфактуры, обуви, дорогой посуды, бижутерии и целые арсеналы оружия - от револьверов до пушек. При личном досмотре у анархистов изъяли большое количество золотых и серебряных вещей, драгоценные камни и украшения.
В течении трех дней после операции всех арестованных выводили на несколько часов на Красную площадь, где всех жителей столицы приглашали на опознание преступников. Вскоре после этого преступность в Москве снизилась на 80% ("Исторический архив" за 1958 год, №1, с. 7).
Все это произвело колоссальное впечатление на буржуазию. Вот как описывает эти события очевидец, кадет Лев Афанасич Кроль:
"В этот день большевистская власть была героем в глазах буржуазии. "Вот если бы Керенский так действовал против большевиков! Вот это - власть!", - так приветствовала буржуазия "сильную власть" (Л.А. Кроль. За три года: Воспоминания, впечатления и встречи. - Владивосток: Свободная Россия, 1921. С. 22-23).

В те же дни были разгромлены "гнезда" анархистов в Петрограде. Руководил всей операцией и возвращением "экспроприированного" имущества законным собственникам Феликс Эдмундович Дзержинский


Основной источник: монография Л.М. Спирина "Классы и партии в Гражданской войне в России (1917-1920 гг.)"

Москва, прекрасное, анархисты

Previous post Next post
Up