Первый "Вождь пролетариата".

Oct 21, 2018 17:01

Это не Ленин, не Сталин и не Карл Маркс.
Это большевик Гусев, который представлял на II съезде РСДРП Донской комитет


Съезд был созван в 1903 году в Брюсселе. Выборы делегатов на съезд проходили в атмосфере слежки и арестов - охранка работала четко и накрывала собрания, выборщиков и делегатов. Поэтому ушедшие от шпиков делегаты прибывали на съезд вразнобой, по конспиративным и не очень путям.
Выборное собрание в Ростове-на-Дону жандармы накрыли, но избрать делегатов оно успело. Гусева спутали с другим революционером и он смог уйти. После некоторых тревожных приключений ему раздобыли липовый паспорт, по которому он пересек румынскую границу и добрался до Женевы. Из Женевы должен был ехать в Брюссель, но тут ему прилетело партийное поручение: встретить четверых рабочих, которые по каким-то болотам перешли границу в Польше. Рабочие также ехали на съезд, только иностранных языков не знали совсем, европейских порядков не понимали, рожи имели протокольные. Австрийские товарищи кое-как проводили их до Женевы и умыли руки.
Гусеву, знавшему французский и немецкий языки, пришлось стать буквально их нянькой, дабы всю компанию не загреб первый же полицейский: он запрещал им сморкаться на улицах, громко говорить по-русски, учил более-менее "естественно" носить европейскую одежду и не позволял отлучаться от себя ни на шаг. Благополучно привез всех в Брюссель, где, под хохот товарищей и самих работяг, Плеханов и прозвал его "вождем пролетариата".

Правда носил кликуху Гусев недолго.
Бельгийская полиция разогнала съезд и его пришлось переносить в Лондон. Произошло это, отчасти, по вине Гусева.

Избавившись от опеки над работягами, Гусев наеб стал позволять себе лишнего за обедом и громко распевал в обеденном зале гостиницы революционные песни. Окна зала выходили на людную, но узкую и гулкую улицу. Очень быстро у гостиницы нарисовались бельгийские шпики. Они установили всех "подозрительных" и стали брать по одному.
На допросе в полиции, опытный конспиратор Гусев, не моргнув глазом, заявил, что он румынский студент Романеску, приехал в Брюссель как секстурист ("по интимным любовным делам") и в гостинице у него было свидание, никаких революционеров он не знает.
В ответ полицейские зашли с козырей: заявили, что гостиница оцеплена, никого оттуда пока не выпускают, и предложили "Романеску" вернуться с ними обратно и указать свою любовницу для подтверждения алиби.
Никакой любовницы у Гусева, разумеется, не было, а из знакомых женщин была только большевичка Землячка. Ее Гусев и указал.
Розалия Самойловна была очень хорошим конспиратором, но роль местной шалав девицы легкого поведения откровенно запорола:


Так как ни Гусев, ни Землячка никаких паспортов не засветили и улик особо не было, то полиция просто приказала "румыну" с подругой в 24 часа покинуть страну.
Когда уже в Лондоне Ленин выслушал всю историю мытарств Гусева, то прилепил ему новую погремуху, правда Гусев так и не сознался какую.

Рассказали сам Гусев (посмертно) и другие участники съезда в августовско-сентябрьском номере журнала "Борьба классов" за 1933 год.
Интересный факт: Сергей Иванович Гусев в 1919 году возглавлял советскую военную разведку.

большевики, прекрасное

Previous post Next post
Up