Хочу рассказать об иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачева. За Уралом, в Сибири это богатейшая сокровищница русской живописи, которую без преувеличения можно назвать Сибирским Эрмитажем.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-3993.jpg)
Иркутск - один из самых старых сибирских городов. Через поселение, расположенное на Ангаре, в Прибайкалье, исстари проходили торговые и дипломатические пути, связывающие Россию со странами Азии.
В ХVII-ХVIII веках Иркутск становится крупнейшим культурным центром Сибири: здесь возводятся соборы, заказываются и приобретаются произведения искусства. В 50-х годах ХIХ века возникает один из первых в Сибири музеев, открытый при Главном управлении Восточной Сибири, который впоследствии стал музеем при Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества. Особый его раздел составили произведения искусства из Китая, Японии, привезенные научными экспедициями русских ученых этнографов и историков - Г.Н. Потанина, Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова.
Первые же собиратели произведений искусства появились в Иркутске еще в ХVIII веке. Городской голова, "именитый гражданин", купец-золотопромышленник М.В.Сибиряков приобрел для своего дома картины и гравюры с видами сибирских городов.
Но самая значительная коллекция картин принадлежала Владимиру Платоновичу Сукачеву (1849-1920), которая и стала в последствии основой будущего музея.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-364.jpg)
Он родился и долгое время жил в Иркутске. Дворянин. Обучался на юридическом факультете С. Петербурга. С 1886 года - городской голова Иркутска. Всё время службы в этой должности он исполнял свои обязанности безвозмездно, отдавая жалование на обеспечение малоимущих служащих. Был меценатом, открывал школы, театры и другие учреждения. Состоял в географическом обществе, где финансировал и организовывал исследовательские географические экспедиции. С 1898 года - почётный гражданин Иркутска. И всю свою жизнь он коллекционировал картины, приобретал их у Репина, Айвазовского, других известных художников. К концу века галерея Сукачева насчитывала девяносто превосходных картин русских и западноевропейских мастеров, несколько скульптур.
В 1898 с семьей переезжает в Петербург. Там он принимает активное участие в работе общества «Сибирские землячества». В поддержку сибиряков обучающихся в Санкт-Петербурге он издаёт книги, открытки с видами Байкала и Иркутска.
В 1903-1904 году и была издана большая серия открыток "Гербы губерний Российской Империи", всего 84 штуки. Они продавались в то время по 10 коп., а весь набор в обложке за 8,40. Сейчас же это довольно редкие экземпляры в коллекциях.
Эти 2 открытки из коллекции моего земляка, Иркутянина Сергея Медведева. Одна из открыток с автографом Сукачева.
Он же и рассказал мне о Владимире Платоновиче Сукачеве, и написал статью в журнале «Филокартия» 1(7) 2008.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-365.jpg)
В начале 1917 года серьезно больной В.П.Сукачев вместе с женой, дочерью и внуком уезжает лечиться в Крым. Галерею он хотел передать в дар городу, но местные власти не приняли этого щедрого предложения, убоявшись хлопот по содержанию картин. Некоторое время собрание оставалось, по сути, без хозяина. Потом грянула революция, гражданская война. С июля 1918 по февраль 1920 в Иркутске хозяйничали белочехи, интервенты и белогвардейцы. Уникально то что коллекция в эти годы сохранилась почти в полном объеме. Галерея Сукачева все это время была безнадзорной. Картины в беспорядке висели на стенах, валялись на полу. За ними присматривали только несколько из оставшегося подсобного персонала, проживавшего в усадьбе Сукачева. Вероятно кто-то из них и сообщил в Ревком о попытке кражи картины Николы Пуссена «Избрание апостолов» белочехами. Она была погружена в воинский эшелон отходивший на восток. Поезд был срочно задержан. Но картины в вагоне не оказалось, хотя тщательно осмотрели все вагоны. Тогда старший представитель группы ревкома вошел в офицерский салон белочехов объяснить, что произошло досадное недоразумение, и принести свои извинения за задержку поезда. Офицеры почтительно приподнялись с мест, скатерть на столе сдвинулась, и обнаружилась картина. Полотно лежало на столешнице и было замаскировано белоснежной скатертью, на которой стояли бутылки с вином и недопитые рюмки, а также стаканы с чаем. Обнаруженная картина была немедленно изъята. Стакан с горячим чаем в одном месте расплавил покрывавший ее лак, до сих пор остался след расплавленного лака - сохранилась часть круга на правой руке Христа, хотя он еле заметен. После этого случая были приняты меры к национализации картинной галереи. После установления Советской власти коллекция Сукачева постановлением Иркутского губернского комитета перешла в собственность молодой Советской Республики, и была размещена в Краеведческом музее. За счёт реквизированных и пожертвованных картин галерея быстро пополнялась. Если в 1920 году было национализировано всего 87 картин Сукачева, то в 1923 году стало 323, а к 1936 году - 2220 произведений живописи, скульптуры, графики и предметов декоративно-прикладного искусства.
Постановлением Совнаркома в 1936 году галерея была выделена из состава Краеведческого музея в самостоятельное учреждение - Восточно-Сибирский художественный музей. Новые поступления экспонатов высокого художественного уровня, поступившие из государственных фондов и от частных лиц обогатили экспозицию в 40-х - 50-х годах.
В 1973 году музею передается здание по улице Ленина, 5 (Двухэтажный особняк, построенный в 1908 по петербургскому проекту для мужской губернской гимназии. В первые годы Советской власти здесь размещался комвуз, во время Великой Отечественной войны - патронный завод, а после войны - Восточно-Сибирский филиал Академии наук СССР). А с 1989 музей носит имя В.П. Сукачева.
Пройдёмся по залам музея.
Встречают посетителей портреты основателя Иркутского художественного музея В.П. Сукачева и его супруги Надежды Владимировны работы Василия Павловича Худоярова.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-3995.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-3996.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-3997.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-3998.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-3999.jpg)
Сегодня фонды музея насчитывают свыше 16 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Картины русских живописцев:
Айвазовский Иван Константинович. «Купание овец (Перед стрижкой овец в Крыму, на берегу Чёрного моря)». 1877.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4000.jpg)
Айвазовский Иван Константинович. «Остров Капри». 1881.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4001.jpg)
Боголюбов Алексей Петрович. «Ночное нападение на 44-пушечный фрегат Флора с 5 на 6 ноября 1853 года». 1857.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4131.jpg)
Боголюбов Алексей Петрович. «Венеция. Площадь Пьяцета». 1870.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4002.jpg)
Боголюбов Алексей Петрович. «Аркашон».
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4132.jpg)
Виллевальде Богдан Павлович. «Переправа через Березину. Бегство французов из России в 1812 году». 1891.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4003.jpg)
Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич. «Генерал Н. Д. Скобелев на коне». 1883.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4004.jpg)
Добровольский Николай Флорианович. «Набережная Ангары в Иркутске». 1886.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4133.jpg)
Добровольский Николай Флорианович. «Переправа через Ангару в Иркутске». 1886.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4005.jpg)
Лагорио Лев Феликсович. «Вид на Аю-Даг от Алушты».
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4006.jpg)
Лагорио Лев Феликсович. «Возка льда (Зимний вид бывшего винного городка на Васильевском острове в Петербурге на Черной речке)». 1849.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4007.jpg)
Маковский Константин Егорович. «Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири». 1863.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4009.jpg)
Маковский Константин Егорович. «Савояр». 1872.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4134.jpg)
Маковский Константин Егорович. «После базара (Деревенская сцена)». 1876.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4135.jpg)
Маковский Константин Егорович. «Князь М.П. Репнин на пиру у Ивана Грозного». 1880-е
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4008.jpg)
Матвеев Федор Михайлович. «Швейцарский пейзаж». 1805. Гуашь. Этот рисунок спрятан за шторкой от солнца…
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4010.jpg)
Неизвестный художник первой половины ХVIII века. «Портрет Анны Леопольдовны». Около 1740.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4011.jpg)
Неизвестный художник первой половины ХVШ века. «Портрет Ермака Тимофеевича».
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4012.jpg)
Поленов Василий Дмитриевич. «Христос и грешница. 1888. Уменьшенное повторение одноименной картины, хранящейся в Государственном Русском музее».
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4013.jpg)
Репин Илья Ефимович. «Нищая (Девочка-рыбачка). Вёль». 1874.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4014.jpg)
Репин Илья Ефимович. «Рыбы». 1876. Этюд к картине «Садко в подводном царстве». 1876. (картина находится в Государственном Русском музее)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4015.jpg)
Рокотов Федор Степанович. «Портрет великого князя Александра Павловича в детстве». Начало 1780-х.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4016.jpg)
Соломаткин Леонид Иванович. «Утро у трактира». 1860-е.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4017.jpg)
Судковский Руфим Гаврилович. «Сумерки на берегу Черного моря». 1882.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4018.jpg)
Суриков Василий Иванович. «Солдат с ружьем». 1898. Этюд к картине «Переход Суворова через Альпы». 1899. (картина находится в Государственном Русском музее).
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4019.jpg)
Тончи Сальватор (Николай Иванович). «Портрет поэта Гавриила Романовича Державина». 1801.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4020.jpg)
Тропинин Василий Андреевич. «Портрет неизвестного». 1823.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4021.jpg)
Шишкин Иван Иванович. «Сосновый лес».
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4022.jpg)
Щедрин Семен Федорович. «Пейзаж с коровами». Конец ХVIII века.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4023.jpg)
В составе коллекции - одна из самых значительных на территории Сибири коллекций икон и деревянной скульптуры 15-18 веков с самобытными иконами сибирского письма:
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4024.jpg)
«Беседа Христа с Книжниками». Москва. XV век.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4025.jpg)
«Богоматерь Одигитрия Смоленская». Новгород, северная провинция. ХV век.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4026.jpg)
«Сергий Радонежский». Сибирское письмо. Первая половина ХVIII века.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4027.jpg)
«Спас Нерукотворный Мокрая Брада». Северные письма. ХVI век.
«Чудо о Святых Флоре и Лавре». Сибирское письмо. Вторая половина ХVII века.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4028.jpg)
Раздел искусства Западной Европы 17-19 веков включает полотна признанных живописцев Голландии, Италии, Франции, Германии, Австрии:
Альберт фон Келлер. «Инквизиторы ведут Яна Гуса и его соратников на казнь».
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4029.jpg)
Виллем ван де Велде Младший. «На канале».
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4030.jpg)
Герард Зегерс (Сегерс). «Игроки».
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4031.jpg)
И. Паллере. Париж. Ворота Сен Дени.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4032.jpg)
Людвиг Фридрих Хофелих. «Голландский пейзаж».
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4033.jpg)
Скотти Доменико (Дементий Карлович) «Прикованная Андромеда». 1807.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4034.jpg)
Хендрик Янс Тербрюгген (Тер Брюгген). «Увенчание Христа Терниями». Начало 1620-х.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4035.jpg)
Музей часто предоставляет свои залы для выездных выставок крупных музеев. Здесь гостили сокровища Третьяковки, Русского музея. В эти дни (сентябрь-декабрь 2011) в Иркутске выставка из Эрмитажа:
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4036.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4037.jpg)
Вот такая получилась экскурсия. Не судите строго за сумбурность текста…
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-3994.jpg)