Mar 10, 2016 14:38
Так называемые общественные ценности - категория весьма расплывчатая. Поэтому трудно, например, установить, существуют ли вообще "западные ценности" и, если да, то являются ли они действительно ценимыми только на "Западе".
Одной из таких ценностей является человеческое достоинство. Принятие тезиса о существовании человеческого достоинства предполагает, как следствие, существование прав человека. Аврамистические религии рассматривают достоинство, как присущее человеку свойство: от рождения человек наделен достоинством, как существо, созданное по образу Бога.
Интересно, как по этому поводу высказывался Кант. Для него существование достоинства связано с наличием разума у человека. Поскольку человека наделен этой способностью, он становится автономным существом. С одной стороны, способность устанавливать для себя правила накладывает на человека ответственность за свои решения. С другой стороны, эта способность дает ему право на принятие свободных (автономных) решений.
Еще раз то же самое с несколько иного угла: человек в состоянии установить для себя правила, законы. В этом он поднимается до Бога, который создает универсальные законы.
Мольер: человек разумен? Тот, кто верит в это, никогда не был человеком.
Кант: человек способен быть разумным (animal rationabile). Ниже этого в понимании человека опускаться нельзя.
С точки зрения Канта все, что имеет ценность, имеет также и цену. Это означает, что мы должны быть готовы принести жертвы (уплатить цену) за возможность исповедовать свои ценности.
При сравнении образа жизни разных обществ конструктивно говорить не столько о ценностях, которым трудно дать четкое определение и приписать определенному обществу/группе/нации, сколько о нормах поведения, установленных в этом обществе.
Философия,
ценности