С небес на землю, или смотрим, что есть здесь и сейчас

Nov 28, 2018 22:52

Пост этот в какой-то мере относится к проблемам жизни в городах вообще, в какой-то - продолжает уже упоминавший ( здесь и здесь) транспортный вопрос, но он целиком и полностью относится к текущей ситуации. Меня много критиковали за то, что я лишь мечтаю о далеком будущем - а жить нужно сейчас. Посмотрим же, что есть сейчас, с немного необычной (но ( Read more... )

транспорт, мысли вслух

Leave a comment

sistematiziruju November 30 2018, 17:34:42 UTC
Ну, это видимо эхо советской эпохи, когда технический базис далеко еще не созрел для посттрудового общества, и задача виделась в том, как бы запрячь миллионы работников, в том числе и лентяев, в строительство индустрии.

Автоматизация поставит совсем иную проблему: куда девать миллионы безработных, вытесняемых роботами из экономики. И если их не бросят умирать с голоду (а сохранить им жизнь может только коммунистическое бесплатное распределение, вэлфер, безусловный основной доход) - то они разделятся на две большие группы, лентяев-гедонистов и творцов-альтруистов, причем эти группы будут переходить друг в друга, и тут надо бы без принудиловки: солнышко раздевает, а мороз одевает... Чтобы у людей возникла тяга к творчеству - накормить их, людям с депрессией дать медикаменты, уставшим от вынужденного общения интровертам дать уединение, и тогда постепенно и добровольно доля творцов и ученых в населении будет подрастать.

Но в целом повесть хорошая, я ее летом читал с удовольствием, сижу на берегу озера и читаю... Хорошо, что жанр этот существует и появляются такие книги. Интересно, что счастливые, положительные миры чаще описываются глазами гостя (у Кампанеллы - Рафаэль Гитлодей, а тут Роберт с экологически чистого острова). Мрачные же миры, антиутопии, описываются через местных жителей (Уинстон Смит у Оруэлла, Д-503 у Замятина). Популяризация технического прогресса, эгалитаризма, революции, светлого будущего, в нашу реакционную эпоху полезна, это просвет среди тоски и безнадеги.

Reply

rbs_vader December 1 2018, 20:48:19 UTC
https://asocio.livejournal.com/587842.html

Тащемта, как бы вот.

"Почему-то никого не беспокоит тот факт, что на преодоление земного притяжения уходит довольно много денег. Почему-то никто не горюет на тему того, что законы инерции или трения находят своё отражение во всех технических системах. Но при проектировании социальной системы всё это куда-то из головы вылетает (здесь было несколько шпилек в адрес технарей, но я взял себя в руки и стёр их).
Да, дорогие мои друзья, да, да и ещё раз да. Вам придётся учитывать дополнительный расход ресурсов на халявщиков, на условных "диссидентов", на сытые бунты и прочие подобные эксцессы, неизбежно ожидающие вас в новой социальной системе. Охлаждать узлы надо? Надо. Смазывать движущиеся части надо? Надо. И так далее. Привыкайте. А то вишь - утопия им. Условную модель, в которой всякая ерунда не учитывается, вам набросал Маркс. Хотите построить настоящее? Учитывайте уже известные закономерности и думайте, как их обойти в реализации.
А если бы все так рассуждали, как большинство комментаторов - то люди никогда бы и в небо не поднялись. Ведь ясно же, что полёты это утопия - человек тяжёлый, земля его завсегда притянет!"

Reply

sistematiziruju December 1 2018, 22:45:59 UTC
Да, Асоцио прав. Уж совсем бесконфликтным общество не будет, можно только двигаться к этому состоянию сколь угодно долго. В первую очередь конфликты будут между разными проектами покорения природы, будут споры между их авторами: на что потратить усилия и ресурсы. Но вот с халявщиками в условиях изобильной экономики и конфликта можно избежать - если дать им вэлфер, сытых бунтов ожидать не приходится. Даже при капитализме сытая часть молодежи утыкается в гаджеты и к бунту не склонна.

Reply

rbs_vader December 2 2018, 06:41:45 UTC
Мне очень жаль, что он пропал куда-то. Этот человек - великий теоретик левой идеи. Ну, может "в изгнании", новые "Тезисы" пишет.

Reply

sistematiziruju December 2 2018, 09:01:57 UTC
Да, и вот этот его пессимистический прогноз глубоко обоснован. Если у монополистов и сановников интерес в том,чтобы всех опустить до уровня индийских париев, живущих в бараках, работающих за корку хлеба и одурманенных религией и патриотизмом - а сопротивления этому нет никакого, то и получается реализованная антиутопия. Средневековая реакция, помноженная на всю мощь современных технологий слежки, подавления и промывания мозгов. Он прав. Но непонятно, кто или что сможет такому сценарию противостоять. Наверное, система может треснуть только в случае крупной войны между империалистами и связанного с нею хаоса.

Reply

rbs_vader December 2 2018, 10:59:30 UTC
Собственно, война будет. Нарыв зреет уже давно. А после войны, вероятно, выжившим придётся действовать по сценарию "Троп Тьмы" у Харченко. Советую всё ж таки прочесть, несмотря на мрак постъядерной апокалиптики - совершенно оптимистичная вещь, и с юмором.

Собственно, ещё Ефремов такую войну предсказывал. Я думаю, любая тяжёлая заварушка легко может перерасти в кидание ядрёными боньбами.

Reply

sistematiziruju December 2 2018, 11:17:20 UTC
Спасибо, посмотрю эту книгу. Да, экономические циклы, в которых подъем сменяется затовариванием мирового рынка и кризисом перепроизводства, к мировым войнам ведут закономерно... И возможно, войны эти примут гибридный характер: крупные державы воюют чужими руками, руками слабых стран-сателлитов. А ведь в 1990-х либералы сулили вечный мир и "конец истории", не смешно ли?

Reply

rbs_vader December 2 2018, 11:28:55 UTC
Они ещё и постиндустриальную экономику сулили, а выдали по факту - ДОиндустриальную. "Экономика услуг", бля, я когда слышу это выражение, моя рука непроизвольно ищет пистолет.

Reply

ext_2662420 December 2 2018, 13:26:10 UTC
Вряд ли Вас заинтересует моё мнение, но у меня чешется. В человеческом обществе всегда будут противоречия и конфликты, даже в обществе без частной собственности и удовлетворения любых потребностей. Это природа человеческого общества, самого человека. Другое дело, что эти противоречия разрешимые, а конфликты можно тоже разрешить, а не гасить или подавлять.

Reply

sistematiziruju December 2 2018, 14:36:29 UTC
Согласен! :)

Reply

d0ctor_z December 2 2018, 20:31:16 UTC
Опуская пресловутую "природу человека" - да, конфликты и противоречия будут, но не фундаментальные. Классовый конфликт же фундаментален, его невозможно разрешить без подавления (вплоть до исчезновения) класса эксплуататоров. В "Звезде..." у меня, напомню, диктатура пролетариата, которая именно таковым подавлением и занимается.

Reply

ext_2662420 December 2 2018, 21:19:47 UTC
Вообще-то мы здесь обсуждаем уже коммунистическое общество, не имеющее неразрешимых противоречий и, соответственно, неразрешимых конфликтов этих противоречий.
У Вас в «Звезде…» социалистическое государство, насмерть борющееся с капитализмом.

Reply

d0ctor_z December 3 2018, 09:07:27 UTC
В начале обсуждения было про "Звезду...", но если речь идет о полном коммунизме (второй фазе коммунизма), то к "Звезде...", как я понимаю, претензий уже нет?

Reply

ext_2662420 December 3 2018, 13:01:00 UTC
А я, вот, простите, ни черта не понял.

Reply

d0ctor_z December 3 2018, 19:14:05 UTC
Но в целом повесть хорошая, я ее летом читал с удовольствием, сижу на берегу озера и читаю...

Спасибо, рад, что понравилось!

Интересно, что счастливые, положительные миры чаще описываются глазами гостя (у Кампанеллы - Рафаэль Гитлодей, а тут Роберт с экологически чистого острова).

Типичный прием для описания нового мира (для местного жителя все привычно, что он рассказывать будет?), который, действительно, идет как минимум с Кампанеллы, если не раньше. Но работает!

Reply


Leave a comment

Up