Тяжкий груз легаси

Jan 17, 2025 17:37

Тут в обсуждении моего недавнего поста вспомнили одну книгу и упоминающееся в ней возмущение одного ученого по поводу конструкции одного устройства и спор по этому поводу. И пришла мне в голову одна аллегория, так сказать. Возможно, в ней есть второе дно. Пробитое. Это, конечно, по сути юмор висельника, но что делать...

Представьте, что в конструкторское бюро приходит задание на разработку автомобиля. В технических требованиях, кроме всего прочего, есть такие пункты:

- Водитель должен сидеть спиной в направлении движения. Почему? Гребец в весельной лодке же спиной сидит, а у нас предки из воды вышли. Вот, железное требование.

- Колеса должны быть деревянные. Можно выбрать сорт дерева, но менять материал нельзя. Резину мы делать не умеем. Болты для крепления тоже деревянные - сталь в дефиците.

- Ускорение и торможение должно управляться двумя педалями. Ножными, засунутыми туда, где их не видно. Для одной ноги. Да, педали две, а нога одна.

... и еще много странного.

Конструкторы в печали, но делать нечего - требования игнорировать нельзя. Проектируют хитрое сооружение из призм, линз и зеркал, чтобы водитель смотрел, куда едет, и не в перевернутом виде. Выбирают дерево покрепче и сажают деревянные же болты на клей из смолы, чтобы колеса сразу не отваливались. Педали... ладно, и так сойдет. Выжали из ограничений все, что можно. Оптимум достигнут. И случилось чудо, автомобиль поехал! Гремит, трясется и грозится развалиться в любой момент, но едет. Периодически втыкается в заборы и живые изгороди, иногда ломается, но все-таки передвигается.

КБ уже давно нет, документация утеряна, а авто все выпускают. По тем же чертежам. И в основном они ездят. Процент выхода годных приемлемый, так сказать. Один инженер пытается понять, как все это работает. На первый взгляд - чудесный образец инженерной мысли. Но потом... Думая, что конструкторы прошлого были рациональны и разумны (intelligent design, ага), он, разобравшись в деталях, хватается за голову и мысленно вопрошает работников давно исчезнувшего КБ: "вы что, идиоты?!".

Владельцам автомобилей, конечно, хочется, чтобы они служили подольше. Сложная оптическая конструкция имеет тенденцию портиться от тряски и просто от времени - призмы и линзы мутнеют, юстировка сбивается, зеркала осыпаются. В мастерских навешивают дополнительные линзы и защитные стекла, учатся менять зеркала. Механики, страшно ругаясь, выдирают приклеенные деревянные болты и меняют на стальные. Появляется множество разнообразных чистящих средств, смазок, улучшенных клеев и прочего.

И вот другой инженер, давно исследующий конструкцию авто и его историю, находит и собирает по листочкам пожелтевшие старые копии техзадания. Он вздыхает, понимая, что работники древнего КБ не виноваты - они сделали все, что смогли. Это такие исторически обусловленные костыли. Тяжкое наследие палеозоя, если вообще не докембрия. Просто выкинуть их нельзя - все развалится. И он начинает потихоньку, помаленьку составлять списки новых совместимых синтетических масел, писать рекомендации по превентивной замене деревянных деталей на металлические, советует начать выпуск резиновых шин и описывает порядок их монтажа... А в далеком будущем, когда-нибудь, придет время заменить эту колымагу целиком. На разумно спроектированную.

минутка юмора

Previous post Next post
Up