Чикагские мученики. Что на самом деле означает праздник 1 Мая.

Jan 23, 2018 22:07

Продолжение.
Начало:
https://d-clarence.livejournal.com/215565.html
https://d-clarence.livejournal.com/216011.html

Глава Третья. "В борьбе обретешь ты право свое".

Так получилось, что крупнейшими центрами борьбы за права рабочих в США стали Нью-Йорк (который не подвергся разгрому в 1877) и Чикаго. И там и там началось сближение рабочих организаций, профсоюзов и левых политических партий. На процесс сближения очень сильное влияние оказывала еще одна сила, с которой невозможно было не считаться - "Вооруженные клубы рабочих".

События 1877 года просто самые яркие и заслоняют собой весь остальной беспредел, что творился в США с 1866 года. В Чикаго убивали и ранили демонстрантов в 1868, 1870, 1873 годах. Идея вооруженной самозащиты не просто витала по стране, а носилась в воздухе еще до становления ордена Рыцарей Труда. В Чикаго же и быть по-другому не могло из-за устройства городской полиции: все полицейские роты формировались за счет местных промышленников и финансовых воротил, т.е. полиция Чикаго была эдаким ЧОПом хозяев города.

22 ноября 1875 года на площадь перед мэрией вышли 50 безработных и устроили импровизированный митинг, протестуя против незаконного увольнения. На площадь прибыл отряд полицейских, который избил безработных, обмазал дегтем, извалял в перьях, выволок из квартала и покидал в канаву. На следующий день газета "Чикаго Трибюн" с упоением описывала "подвиг" полицейских, предупреждая будущие выступления:
"Нет другого народа, который был бы так же склонен, как американцы, брать закон в свои руки. Судья Линч по рождению и по характеру американец... И если потребуется, мы украсим все фонарные столбы в Чикаго трупами коммунистов, социалистов и анархистов, чтобы предотвратить массовые подстрекательства и положить конец отдельным попыткам".

Сигнал был услышан. Но не так, как хотелось властям - сутки спустя участок, откуда прибыли полицейские, был ночью обстрелян из ружей, все стекла были выбиты дробью и картечью, лампы перебиты, дежурные обгадились. Нападавших не нашли. Это было первое дело первого в истории Америки "Вооруженного клуба рабочих", который был основан 21 апреля того же года тридцатью немцами-иммигрантами. Половина из них были ветеранами Гражданской войны


Свой клуб они назвали "Lehr-und-Wehr":


Клуб ставил своей целью вооруженную самозащиту и физическую ликвидацию особо "бешеных собак" из стана оппонентов, защиту демонстраций (если попросят), изучение трудов Маркса, продвижение коммунистических идей в массы, физическое и умственное развитие. Члены клуба обязаны были платить взносы в 50 центов, никогда не врать, тренироваться в стрельбе, фехтовании и борьбе не реже раза в неделю, иметь собственное оружие, быть "порядочными и честными людьми". Нажираться, хулиганить и приставать к женщинам строго воспрещалось. Приветствовались лекции по экономике, оружию, боевой тактике, санитарному делу. Клуб особо не конспирировался - просто не афишировали основные цели. Полиция несколько раз накрывала по доносам собрания, проверяла лицензии и ничего противозаконного не находила. Наоборот - перед полицейскими представали реконы Иллинойских полков армии Севера, ведущие здоровый образ жизни.


В событиях 1877 года клуб неплохо показал себя.

Будучи не в силах как-то повлиять на ситуацию, члены клуба брали под защиту раненых, предупреждали своим появлением отряды нацгвардии от необдуманного насилия - отряд в 30 подтянутых, вооруженных до зубов мужчин в форме производил впечатление. Естественно, что поспеть везде и помочь всем они не могли, но славу и репутацию завоевали. Сталкиваясь с Рыцарями, подчеркнуто и вежливо дистанцировались.
В 1878 году в клуб бросилось огромное количество американских рабочих, социалистов и просто сочувствующих: американцы всегда были людьми действия и большинству рабочих было откровенно скучно на различных партийных собраниях, а Рыцари Труда многих не устраивали своей пассивной тактикой. На клуб также вышла "Рабочая партия Америки" (будущая "Социалистическая рабочая партия"). С социалистами клуб быстро договорился, что будет их поддерживать в обмен на литературу и лекции и очень быстро стал эдаким боевым крылом партии.
С наплывом желающих вступить в клуб надо было что-то делать. Для начала перевели устав клуба и приняли двойное название: по-английски клуб стал называться "Educational and Defense Society". Каждую кандидатуру придирчиво рассматривали и утверждали только единогласно.
На весеннюю мирную демонстрацию социалистов 1879 года клуб неожиданно вывел 15.000 человек, чем вызвал неистовый батхёрт властей, самих рабочих и партийцев. На самом деле членов клуба было 5 тысяч (что тоже запредельно круто), а 10 тысяч числились как "кандидаты в члены клуба".
Отдельный сюр происходящему добавляло то, что костяк клуба, состоящий из немцев (800 человек к тому моменту), стройным хором запел гимн германских рабочих, который подхватили многочисленные немецкие работяги и их жены. Янки пытались подтягивать и над всем Чикаго гордо раздавалось:

image Click to view



Короче, это был фурор. Подобные клубы стали открываться и расти по всему Среднему Западу и Восточному Побережью как грибы после дождя. Чтобы отличить себя от социалистов, члены клубов стали называть себя "эсерами" "революционными социалистами". Пресса не особо разбиралась в протестных течениях, и называла членов таких клубов "Social Revolutionary Anarchist" - так они и вошли в историю. Самоназвание: "Revolutionär-Sozialisten".
Большие и влиятельные клубы в 1000 и более членов и 1000+ "кандидатов" появились в Филадельфии, Цинциннати, Нью-Йорке, Бостоне, Питтсбурге и, неожиданно, в Сан-Франциско (правда там получился именно кружок фриков и реконструкторов, от которого толку было ноль). У членов клуба появилась своя песня (можно ржать - я тоже чуть легкое от смеха не выплюнул) - переложенное на один из военных маршей стихотворение Хоакина Миллера о Софье Перовской, которой "революционеры-социалисты" безмерно восхищались (в сети песню не нашел, хотя клубами немало, оказывается, народа в твиттере и на ютюбе упарывается. Само стихотворение вот: https://libertarian-labyrinth.org/saint-ravachol/joaquin-miller-sophia-perovskaya-1881/).

Сначала бесспорным лидером признавали клуб в Чикаго, но вскоре Нью-Йорк стал альтернативным центром и среди революционеров-социалистов произошел раскол. Раскол произошел не из-за влияния или бабла, а в мировоззрении. Как это произошло.
Клубы изначально выступали за вооруженную борьбу, чем отпугивали профсоюзы и просто не сильно храбрых людей. Союз с социалистами продержался недолго - как только находили в канаве очередного садиста-полицейского, начальника-самодура, помощника конгрессмена, офицера нацгвардии и т.п. с острым отравлением свинцом, то с обысками и предъявами сразу шли к ним, как "последовательным борцам за права рабочего класса". В 1880 году у руководителя отделения СРП в Чикаго Филиппа ван Паттена


сдали нервы, и он потребовал у клубов официально заявить о прекращении вооруженных методов борьбы. Клубы отказались, и партия официально заявила, что теперь их пути разошлись. "Революционер-социалисты", пожив какое-то время сами по себе, решили организоваться в единую партию и тут-то выяснилось, что это невозможно.
Тут важно - надо прочесть хоть через силу, а то все последующие события превратятся в бессмысленную кашу.
Клубы Чикаго, Цинциннати и Бостона были под сильным влиянием немецких марксистов, и они видели свою главную роль в пробуждении и развитии классового сознания рабочих, сплочении рабочего класса в могучую, образованную, целеустремленную политическую силу и, только после этого, в захвате власти и переходе к строительству социализма-коммунизма. Пока рабочий класс не сплочен в единую силу, пока капиталисты прочно подпирают правительство - вооруженная борьба и восстание приведут только к бессмысленным жертвам. Поэтому текущую свою задачу эти клубы видели в охране выступлений рабочих (вместе с Рыцарями Труда) и отстреле "бешеных собак". Вот на защиту демонстраций предполагалось выступать максимально решительно, давать самый жесткий вооруженный отпор при попытках разгона, чем, по мысли клубов, убивалось два зайца:
- властям, рано или поздно, придется начать уважать и считаться с голосом рабочих;
- сами рабочие, почувствовав свою защищенность, смогут решительнее отстаивать свои интересы и сплачивать вокруг себя колеблющихся и забитых собратьев.

В Нью-Йорке считали иначе. Главным лидером у них был тоже немец, но из "бешеных" - Иоганн Мост, по погонялу "Ганс"


Мост обладал могучей харизмой, импозантной внешностью, чудовищным самомнением и был чистой воды анархо-террористом. Он отрицал возможность политической и экономической (забастовки, стачки) борьбы рабочего класса, указывая (с яркими примерами) на недоговороспособность капиталистов и правительства. Мост настаивал на индивидуальном терроре, запугивании и шантаже семей промышленников, накоплении таким путем денежных средств для развязывания террористической войны. Такая "война" обязательно вызовет жесточайшую реакцию, которая вкупе с нерешенными социальными проблемами приведет к взрыву, и, как следствие, перерастет в новую гражданскую войну, но теперь уже классовую. И вот в этой новой войне "революционер-социалисты" поведут за собой народ.

Попробовали договориться при посредничестве Рыцарей Труда.
И вот здесь, наконец, выходят на сцену наши герои, о которых в следующей части.

1 Мая, американцы, коммунисты, Рыцари Труда

Previous post Next post
Up