О линьке микрораптора

Jul 17, 2020 12:00

При всей моей нелюбви к научным новостям - это прямо-таки "срочно в номер".

Обнаружено свидетельство линьки у микрораптора; однако этот факт интересен не столько сам по себе, сколько в плане механики полёта этого оперённого динозавра.

Суть же работы в следующем. Как известно, все птицы линяют - раз в год или даже чаще полностью меняют всё своё оперение или какую-то его часть. Наиболее интересна для нас смена первичных маховых перьев - тех самых, что создают основную часть несущей плоскости крыла; без них птица летать не способна.

Разные птицы меняют маховые перья по-разному. Выделяют три типа смены маховых перьев. При последовательной линьке маховые перья сменяются постепенно: следующее перо выпадает только тогда, когда предыдущее достигло нужной длины; в этом случае несущая плоскость сохраняется, и птица никогда не теряет способность летать. При одновременной линьке выпадают все маховые перья разом; в этом случае птица в течение нескольких недель не может подняться в воздух. При беспорядочной линьке маховые перья выпадают не все одновременно, но строгого порядка в их выпадении нет.

Тип линьки жёстко привязан к экологии птиц. Последовательная линька характерна в целом для большинства птиц, но она самая энергетически дорогая, поэтому при первой возможности птицы от неё отказываются. Так, последовательную на одновременную линьку сменили птицы, населяющие густые заросли (в первую очередь околоводные и водоплавающие птицы): утиные, гагары, поганки, журавли, пастушки. Во время "нелетающего" периода они могут спрятаться подальше в тростнике и не показываться хищникам на глаза (а для добычи пищи летать им особо не нужно). Однако как только они отказываются от такого образа жизни, то последовательная линька тут же возвращается (что доказывает лёгкость перехода между этими состояниями); так, полулапчатый гусь (Anseranas semipalmata) и журавль-красавка (Anthropoides virgo), населяющие в отличие от своих родственников открытые ландшафты, имеют как раз последовательную линьку.

С беспорядочной линькой всё ещё проще - она свойственна нелетающим птицам: не только бескилевым, вроде страусов, но вообще птицам, утратившим способность к полёту, например, галапагосскому нелетающему баклану (Phalacrocorax harrisi) или попугаю какапо (Strigops habroptila). Крылья для них не так важны - вот и без разницы, как там перья менять.

Замечательный пример изменчивости типа линьки представляют собой двурогие калао (Buceros bicornis), чьи самки во время высиживания птенцов замуровываются самцами в дуплах так, что только клюв для питания торчит, и линяют в это же самое время. Самки, которые по каким-то причинам не размножаются в этом сезоне, а также все самцы линяют, как и все нормальные птицы, последовательно; самки же на гнёздах, будучи фактически нелетающими птицами, линяют не последовательно (авторы, к сожалению, не знают, одновременно или беспорядочно).

Так вот, к микрораптору. Внимательный осмотр одного из его крыльев демонстрирует характерную картину последовательной линьки маховых перьев. К сожалению, состояние второго крыла не даёт возможности сравнить - не дефект ли отпечатка? Но у другого известного экземпляра микрораптора маховые перья "нормальной" длины, что и позволяет авторам сделать вывод о том, что это правда линька, а не просто пёрышки обломались (уж больно узнаваемая картина разности длин перьев).

И вот тут авторы делают следующий логический шаг. Первое: последовательная линька очень энергетически затратна, и птицы прибегают к ней только в самом крайнем случае (другое дело, что этот "крайний случай" существует в жизни почти всех видов птиц): когда нельзя даже пару недель пересидеть где-то в укрытии, за каждой веткой - опасность, надо уметь летать; то есть полёт критически важен в экологии микрораптора. Второе: последовательная линька имеет принципиальное значение только для хороших летунов, если бы микрораптор был планёром (как думали о нём раньше), то для него не было бы столь критичным настолько точно сохранять общую площадь крыла (скажем, одновременная линька - это неприемлемо и для планёра, а вот беспорядочная - самое то; ну спланирует животное чуть ближе, чем обычно - это не так страшно; а вот животное, обладающее активным машущим полётом, при беспорядочной линьке превращается в полностью нелетающее, как и при одновременной).

Очень любопытные и смелые выводы. Посмотрим, что из этого выйдет; будет ли критика (уж слишком сильно укоренились представления и микрорапторе как о так себе летуне - подробнее можно почитать по ссылкам в этой же статье), а может, это и вправду просто дефект данного конкретного отпечатка? Время покажет.

На прикреплённой картинке: слева - пятнистый веретенник (Limosa fedoa), демонстрирующий последовательную линьку (и то, что она не препятствует полёту), справа - тот самый отпечаток микрораптора с характерной картиной смены маховых перьев, очень похожей на то, что мы видим у веретенника.


Previous post Next post
Up