przesadzają?

Oct 07, 2012 19:20



СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
(1)


Это магнит. Вы можете украсить холодильник Лекайским и котом.

- Тебе не кажется, что они перебарщивают? - спросил доктор Я., заметив у меня на полке две небольшие жестянки с конфетами. Одна была украшена плакатом «К оружию в рядах АК», другая - раскрашенной фотографией повстанца и повстанки.

Доктор Я. еще ни разу в музее Варшавского восстания не был, а я там бываю часто. Покупаю книжки (в этот раз мне страшно повезло, я приобрел том интервью Ставинского), диски и сувениры. Но тоже порою бываю смущен.

- Ты еще, - ухмыльнулся я, - не видел конфет «коровка».

- А что?

- Там на упаковке плакат «Когда мычит корова, не стойте в подворотне».


На сайте магазина МВП не отыскалось изображения конфет, потому ограничусь плакатом.


Тем, кто не в курсе, поясню. На плакате речь идет о немецком реактивном миномете, прозванной повстанцами «коровой». Плакат конечно же шуточный, но повстанцы шутили, что называется, для поддержания духа, имея на это право, тогда как нам все же следовало бы...

- Они там совсем ошалели? - удивился доктор Я.


Это футболка. Есть и другие расцветки.

- Это что. Я видел кружку с фотографией Лекайского, той знаменитой, где девушка сидит, его сестра, и ребята из «Кошты» [1]. Пьешь с одного края, касаешься губами сестренки, с другого - кого-нибудь из хлопаков. Универсальная вещь - годится для любого пола и любой ориентации. А еще есть футболки, мужские и дамские, холщовые сумки и шапки с котвицей. Комиксы для детишек. «Жестокий правитель России Сталин предпочел уничтожить польское Сопротивление немецкими руками и остановил наступление Красной Армии». Это цитата, почти дословная. За «жестокого правителя» и за «немецкими руками» я ручаюсь.


Для дам. Цвета в ассортименте.

- Перебарщивают, - покачал головой доктор Я. - Последнее время складывается впечатление, будто восстание было главным событием польской истории.

- А Норман Дэвис главным польским историком.

Мы смеемся.

Доктор Я. говорит очень мягко и без лишней категоричности. (О категоричности, не его, поведаю как-нибудь позже.) Он знает - я к восстанию весьма неравнодушен. Но тут я полностью с ним согласен.


Авоська Сражающейся Польши. Идете за хлебом, и все видят -  вы готовы мстить швабам за Вавр.

- Перебарщивают, - говорю, - разумеется, перебарщивают. Причем довольно странно. С одной стороны, требуют, чтобы мы говорили о восстании с придыханием, не дай бог усомниться в исконной и вечной правоте Бора, Хрустеля, а теперь уже и «проклятых солдат»…

Глаза у доктора на миг приобретают свирепое выражение. «Проклятые солдаты» и нынешняя вокруг них свистопляска - это особая тема. Он из военной семьи.


Конфеты Сражающейся Польши. Но это еще ладно. Коробочку можно использовать для хранения полезных мелочей.

- С другой же, - продолжаю я, - превращают его в аттракцион для туристов, главным образом детишек. Ладно, я, для меня эти «коровки» курьез, показать в Москве знакомым. А кому-то ведь и в голову не придет, что это были не хиханьки и хаханьки. Я даже в фильм хотел бы это вставить. Конфетки - и цитата о действии «коровы». У меня есть парочка, очень выразительных.

- Ты можешь представить себе подобное у вас?

- Честно говоря, могу. Хотя… Надо приглядеться, чем торгуют в музее на Поклонной.

*****

Как говорится, не подумайте плохого. Я решительно против закатывания глаз, говорения с придыханием и с трудом переносимого пафоса. Речь о другом, и это в разговоре с моим польским коллегой прозвучало довольно отчетливо. О тотальности обработки сознания в сочетании со странной непоследовательностью. Впрочем, это только на профессиональный взгляд странно и непоследовательно. Детишки верят. И уже выросло новое поколение, искренне убежденное, что все книжки о восстании изданы в последние двадцать лет, а при страшном ПРЛе это тема была запретной.


На сей раз закладка. Лекайского и кота можно вставить в книжку. Все же это лучше, чем на холодильник. Можно использовать в качестве закладки и других участников восстания.

(Я поразил однажды польского ученика, показав ему две полки книг и фильмов о восстании и об АК. Две трети были изданы и сняты в тоталитарном ПНР. Кто бы в сегодняшней Польше сделал фильм о берлинговцах и АЛ - не голую апологетику в духе прежней, а на том же критическом уровне, на каком в ПНР снимались фильмы об Армии Крайовой? Последние двадцать лет берлинговцев и АЛ изображают так, как аковцев показывали лишь в годы самой жуткой берутовщины, до XX съезда КПСС. И ничего, я боюсь, уже не изменится. Поколение ушло. Правнуки стесняются прадедов, оказавшихся в неправильной организации - тогда как дети аковцев своими отцами в ПНР гордились, да и сами отцы были молоды и смогли заявить о себе уже в пятьдесят шестом.)


Один из комиксов. "Разве война это для девушек?" Есть над чем подумать.

А сам музей хорош. Если не читать отдельных подписей [2], не слушать девушек-экскурсоводов и не проходить через красный коридор (название мое [3]). Но не пройти через него нельзя, потому что по-другому не получится попасть в ретро-буфет. А там музыка тридцатых, капучино и пирожные. Главное, устремляясь за пирожными, не смотрите, чтобы не портить аппетит, по сторонам - и не глядите на видеомонитор, авторитетно объясняющий посетителям, как извращают историю восстания авторы коммунистического триллера про кобеля и четырех танкистов.


Кровавый пес НКВД и прислужник русских оккупантов. Интересно, Януш Гайос и иже с ним покаялись в антипатриотической деятельности?

Ссылка на сайт магазина. Здесь, правда, нет многого, о чем я написал. Скажем, кружек. Но я держал их в руках полторы недели назад.
http://www.muzeum1944.home.pl/sklepik_mpw/shoper5/

[1] В этом ЖЖ ее можно увидеть в сообщении «Гамлет и Оля».

[2] И боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет.

[3] Он же - пещера красного дракона. Еще одно мое название.

вторая мировая война, Варшавское восстание

Previous post Next post
Up