столичные впечатления

Oct 14, 2014 00:10


2. ГОРОД 44

Еще одна бесспорная удача в кинематографической разработке темы восстания. Молодой режиссер Ян Комаса (1), один из создателей фильма «Варшавское восстание», снял также замечательный игровой фильм. О масштабе и размахе съемок можно получить представление, просмотрев анонсы. Это действительно впечатляет, держит в напряжении и трогает.

image Click to view



http://www.youtube.com/watch?v=KEA76l3tLzM
http://www.youtube.com/watch?v=tbBfsUX9O9g

Трудно сказать, какие у фильма недостатки. Простоватая фабула? Но она не более проста, чем сюжет «Спасти рядового Райана», и выполняет ту же самую задачу - дать крепкий стержень, на который можно нанизать мощно снятые сцены страшной истории августа-сентября сорок четвертого года. Действительно, в какой-то момент у меня стало было складываться впечатление, что фильм так и останется набором великолепно снятых батальных эпизодов, однако вторая половина незаметно всё выровняла и в моей зрительской душе произошло то, что должно происходить при просмотре фильмов подобного характера и жанра.

Может вызвать сомнение стремление зацепить «молодежную» аудиторию введением эпизодов, снятых в стилистике музыкального клипа. Но сами по себе эти сцены действительно красивы, места же занимают совсем немного, в общей сложности минуты две-три на два часа экранного времени. Думаю, при втором просмотре я смогу воспринять их как нечто вполне органичное.

Самое неудачное, на мой взгляд, место - начальные титры фильма, долженствующие объяснить зрителю историческую ситуацию. Такое впечатление, что писали их не поляки для поляков, а новозеландцы для мексиканцев. Не знаю, как режиссер, столь основательно внедрившийся в тему восстания, мог согласиться на подобные детские и не очень точные формулировки. Но следующие за ними кадры сразу же заставляют о них забыть, и только зануды-историки вроде меня станут пенять на это автору.

Как зануда позволю себе еще одно замечание. Не всякий польский зритель поймет, что между построением отряда на фабрике и эвакуацией героев каналами со Старувки проходит целый месяц. Это будет воспринято как несколько дней, между тем время нахождения героя в беспамятстве наверняка имело для авторов значение и это можно было бы обозначить парой фраз или хотя бы надписью с датой.

Интересно, что пресловутой «коммунистической цензуре» в этом фильме практически не к чему было бы придраться. («За что боролись?» - взвоет кто-то.) Ну разве что к недооценке вклада в борьбу с нацизмом Армии Людовой (2). Все «антисоветские» высказывания в фильме (пять или шесть) принадлежат отдельным, отнюдь не главным персонажам (3), и все абсолютно историчны, это то, что реально звучало в те дни. Разумеется, тогда звучало и другое, вполне себе «просоветское», но нельзя же всё затолкать в один фильм. Да и зачем?

Еще одну черту этого фильма, быть может самую важную, я даже не знаю, как назвать. Историческая органика? Речь о том, чего не было в последнем фильме Гофмана, «Варшавской битве». Дорогостоящие, размашистые и кровавые батальные сцены 1920 года, равно как и их участники не воспринимались в нем как настоящие. Режиссеру очень хотелось сделать фильм для той же пресловутой «молодежи», в результате же вышла сказка для детей, красивая, но неубедительная (не только в «русских» эпизодах, что было бы понятно, но и в «польских»). Тут же, при всех «молодежных» технологиях и изысках, в происходящее веришь. Во всяком случае, верил я, для которого восстание отнюдь не экзотика.

Как водится, реклама фильма грешит рядом преувеличений. Нечто небывалое, такого в польском кино еще не было и т.п. Реклама живет по своим законам, однако в итоге у не очень сведущей «молодежи» (недолюбливаю я последнее время эту категорию населения, сказывается, видимо, работа в вузе) продолжает формироваться представление, что до 1989 года восстание было чуть ли не запретной темой, что ничего хорошего о восстании не снималось, да и снято быть не могло, ибо коммунистическая цензура и прочее бла-бла-бла.

Да, фильма такой стоимости, с такими декорациями и с такими спецэффектами конечно же не было, и сравнение в Голливудом не случайно. Но удачи были. Были «Колумбы». Пусть телефильм, пусть недорогой, пусть по так себе роману, но с проработанными характерами и внятно рассказанной историей. Сам Комаса явно проводит параллели с «Колумбами» целым рядом сходных ситуаций, имеющих в его фильме иное разрешение (4). Были экранизации произведений Ставинского. В «посткоммунистическом» польском кино был прекрасный начальный эпизод «Колечка с орлом в короне», короткий, но вполне сопоставимый по качеству с кадрами из фильма Комасы. Можно уверенно сказать, что фильм этот вырос на почве великой кинематографической державы, каковой с конца пятидесятых была и остается Польша. А за рекламу режиссер ответственности не несет.
Словом, мне очень хочется пересмотреть эту картину. Хотелось уже тогда. Я даже собирался на следующий день пойти в кинотеатр, но в последний момент передумал. Был вечер, и надо было готовиться к отъезду. Придя же домой, я наткнулся на очередной сезон бесконечного сериала «Времени чести», на сей раз посвященный восстанию. И испытал злорадство. Всё было на месте, всё в соответствии с последними решениями партии и правительства (5). А кина не было. Был набор банальностей, преподносимых как откровения, был словесный треск, но даже уровня предыдущих сезонов авторам достигнуть не удалось. Я смотрел не очень внимательно, но сразу же заметил какие-то совершенно дикие хронологические ляпы. Теперь даже не помню какие, но они явно свидетельствовали, что авторам, как и прежде, было недосуг внедряться в тему (6). Между тем, если в нее внедриться, неизбежно отпадает то второстепенное, что на слуху у студентов и школьников, и остается главное.
Ян Комаса делал фильм о главном, и это ему удалось.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. По нынешним временам так и вовсе юный, ибо родился в 1981 году.

2. Впрочем, эта борьба совершенно не представлена и в экранизациях произведений Ежия Ставинского. Единственный персонаж, имевший отношение к АЛ, появляется там во «Времени В» - и из опасения не успеть принять участия в восстании перебегает со своим браунингом в ряды АК, то есть фактически дезертирует. Куда смотрела проклятая цензура?

3. Первое - это предостережение командира на построении перед часом «В»: «Не брататься с советами!» Остальные - панические возгласы перепуганных штатских и злорадные замечания пленных немцев («Вам никто не поможет!»).

4. Параллельна и топография фильма. Всё та же группировка «Радослав», Воля, Старый Город, Черняков. Польские историки уже лет пятьдесят ворчат, что «Радославу» уделяется слишком много внимания в литературе и кино. Но что поделать, история этой группировки позволяет показать самые разные аспекты восстания. Вряд ли какая другая часть, неся столь жуткие потери, смогла просуществовать с начала до конца восстания (сколько подразделений исчезло в первые же дни!) и повоевать в стольких местах, на самых угрожаемых участках.

5. Виноват, я хотело сказать - с навязываемой польскому обществу исторической мифологией.

6. Патриотические фантазии прежних сезонов в среде польских историков давно уже стали притчей во языцех. Мой коллега Яницкий искренне недоумевал - как я могу смотреть эту гадость?

вторая мировая война, Польша, Варшавское восстание

Previous post Next post
Up