ЧЕТЫРЕ КУЛЬТУРНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЕВРОПЫ

Apr 17, 2020 14:08





Социальные катаклизмы - такие, как войны или эпидемии, - влекли за собой определённые культурные революции, которые затрагивали такие сферы жизни, как быт, этикет, мода, искусство и так далее. Конечно же, этих культурных революций было намного больше, однако именно эти четыре, упомянутые ниже, были в европейской истории самыми судьбоносными.

Первая радикальная культурная революция произошла в Европе в эпоху позднего средневековья после крестовых походов, а главное - после эпидемии чумы в 1347 - 1353 годах (так называемой Чёрной Смерти), сократившей население Европы больше чем наполовину и, по мнению многих историков, положившей конец крепостному праву в Европе и заложившей основы капитализма с вольнонаёмным трудом. Но это - далеко не единственная позитивная перемена в европейской истории благодаря Чёрной Смерти. Радикальные перемены коснулись, в первую очередь, быта европейцев.
Дело в том, что после завоевания Рима варварами и падения Римской империи Европа была фактически отброшена в своём развитии на много веков назад. Многие достижения древнеримской цивилизации - такие, как мощёные дороги, уличное освещение, канализация, водопровод, общественные бани, общественные туалеты, - были попросту утрачены - в то время, как более передовая на тот момент арабская цивилизация позаимствовала в период раннего средневековья всё лучшее из древнеримской цивилизации, совершенствуя все эти достижения дальше.
И когда крестоносцы в XI веке вторглись на Ближний Восток, они столкнулись там с очень высокоразвитой цивилизацией, для которой были характерны все упомянутые выше атрибуты погибшей древнеримской цивилизации. И именно эпидемия чумы в 1347 - 1353 годах послужила толчком к заимствованию всех этих достижений: европейцы стали мыть руки перед едой, а в европейских городах стало постепенно появляться всё то, что когда-то существовало ещё в древнеримских городах, но потом было уничтожено варварами и забыто на многие столетия: мощёные дороги, канализация, водопровод. Самым продвинутым в этом отношении европейским городом в эпоху позднего средневековья был Париж, а уже на него постепенно начинали равняться и другие европейские города.
И хотя привычка европейцев выливать за окошко содержимое помойных вёдер и ночных горшков сохранялась и в 16-м, и даже в 17-м веках (не зря же мушкетёры носили такие широкополые шляпы - они, по сути, были средствами индивидуальной защиты), тем не менее, начиная с 15-го века улицы европейских городов постепенно становились всё более чистыми и аккуратными.
* * *
Вторая радикальная культурная революция в Европе произошла в первой четверти 19-го века - после наполеоновских войн. Эта революция - как и в 14-м веке - затронула, в основном, бытовые стороны жизни. В быту европейцев и американцев появились такие новшества, как общественный транспорт (городские омнибусы и междугородние дилижансы), доходные дома, газовое освещение (которое, кстати, широко применялось на городских улицах вплоть до изобретения ртутных ламп в конце 50-х годов 20-го века, а в некоторых больших городах - таких, как Берлин, Дюссельдорф, Прага, Лондон, Бостон, - оно используется для освещения определённых улиц и по сей день).
Кроме того, благодаря промышленному выпуску одежды и распространению модных журналов утвердился интернациональный стиль одежды, одинаковый во всех странах Европы и Америки (как известно, до наполеоновских войн одежда каждой страны имела свои особенности). При этом, в мужской одежде окончательно исчез декор (орнамент, кружева и тому подобное): мужская одежда стала более простой и функциональной. Да и в самих мужчинах после наполеоновских войн стали цениться не столько храбрость и физическая сила, сколько такие качества, как предприимчивость, гибкость, умение договариваться и деловая хватка.
* * *
Третья радикальная культурная революция произошла в Европе и Америке после Первой Мировой войны и последовавшей за ней эпидемии испанского гриппа. Эта культурная революция затронула, в основном, искусство: архитектуру, дизайн, моду, музыку, живопись.
В архитектуре и дизайне возник такой абсолютно новый и революционный стиль, как функционализм (а в СССР - конструктивизм), полностью лишённый всякого декора и прочих излишеств. В строительстве зданий стали широко применяться железобетонные конструкции.
Если мужская мода после Первой Мировой войны изменилась мало, то женская мода изменилась до неузнаваемости: женские платья сильно укоротились; их покрой сильно упростился, стал более функциональным.
В жанре лёгкой музыки прочно утвердился джаз, а в живописи - такие модернистские направления, как абстракционизм, кубизм, супрематизм, экспрессионизм, сюрреализм и тому подобные.
Кроме того, во время Первой Мировой войны женщины впервые массово заменили ушедших на фронт мужчин во многих сферах жизни, наглядно продемонстрировав свои истинные способности, поэтому неудивительно, что именно тогда и зародился феминизм как таковой. Хотя движение суфражисток, боровшихся за избирательные права для женщин, возникло ещё задолго до Первой Мировой войны, однако именно в 20-е годы 20-го века женщины во многих странах получили избирательное право - как и многие другие гражданские права наравне с мужчинами.
* * *
И, наконец, самая недавняя культурная революция произошла в странах Запада в конце 60-х годов прошлого века - то есть, спустя 20 лет после окончания Второй Мировой войны. Совершило эту революцию поколение, родившееся в первые послевоенные годы - так называемые baby-boomers, - и достигшее к тому периоду совершеннолетия.
Некоторые думают, что эта культурная революция заключалась только в том, что она легализовала свободный секс и поспособствовала появлению разных молодёжных субкультур - таких, как хиппи. Всё это так, но свободный секс и молодёжные субкультуры - это была, всего лишь, вершина того грандиозного айсберга. На самом же деле эта революция до неузнаваемости изменила весь западный этикет, весь западный стиль жизни, всю систему общественных взаимоотношений.
Живя в Германии, я время от времени общался с участниками студенческой революции в ФРГ и других странах Запада в 1967-1968 годах, и они мне довольно подробно рассказывали, как в Европе было до и как стало после тех событий.
В первую очередь, эта культурная революция окончательно отменила устаревшие традиции, доставшиеся западному обществу в наследство от феодализма с его сословным неравенством. Безжалостно были выброшены на свалку истории все искусственные нормы этикета, специально придуманные дворянами только для того, чтобы противопоставить себя простолюдинам.
К примеру, до середины 60-х годов мужчины должны были на улице при любой погоде носить какой-нибудь головной убор - шляпу или кепку. Появление на улице с непокрытой головой считалось чем-то неприличным, а при встрече знакомых друг другу мужчин каждый из них должен был друг перед другом снимать свой головной убор на несколько секунд. И если в средние века это была вынужденная мера - из-за упомянутой выше привычки выливать помои за окошко, - то в 20-м веке обязательное ношение головного убора на улице уже выглядело настоящим анахронизмом. И культурная революция 60-х годов окончательно упразднила эту безнадёжно устаревшую традицию.
До середины 60-х годов стили одежды сильно зависели от социального положения людей и их уровня доходов: состоятельные люди одевались элегантнее, добротнее, а рабочие - попроще. Вычислить из городской толпы профессора, бизнесмена или простого рабочего было проще простого. В 60-е годы - благодаря широкому распространению молодёжного стиля одежды, главным атрибутом которого стали джинсы, - разница во внешнем виде представителей разных социальных слоёв исчезла практически полностью, и теперь по одному только внешнему виду абсолютно невозможно определить, миллионер перед Вами, или получатель социального пособия. По-деловому - в пиджаках с галстуками - сейчас на Западе одеваются, разве что, только различные банковские и офисные работники, да и то, только на работу. В свободное от работы время по-молодёжному теперь одеваются и они. Иными словами, благодаря культурной революции 60-х годов одежда на Западе стала намного более демократичной - она фактически стёрла все внешние отличия разных социальных категорий населения.
Более демократичными стали и отношения между людьми. Были упразднены многие отжившие формы этикета, открыто демонстрировавшие какую-либо социальную субординацию, или просто социальное неравенство. К примеру, западные начальники уже не смотрят на своих подчинённых свысока, или, по крайней мере, этого не демонстрируют. А наиболее наглядно новый демократичный этикет представлен в различных учреждениях - таких, как банки или кассы: если раньше посетители этих учреждений должны были подойти к низенькому окошку, выдолбленному в глухой стене, и согнуться в три погибели, превращаясь, по сути, в несчастных просителей, то теперь на Западе служащие, принимающие посетителей, всюду сидят за открытой стойкой. В крайнем случае они могут быть отделены от посетителей стеклянной перегородкой, но уж никак не глухой стеной.
В результате революции 60-х годов исчезли в общественном транспорте и салоны третьего класса - с жёсткими деревянными сидениями.
Культурная революция 60-х годов упразднила и многие откровенно сексистские нормы. Если до 60-х годов многие профессии только по традиции были чисто женскими либо чисто мужскими, то теперь таких профессий на Западе уже практически не осталась: всё больше и больше женщин работает автомеханиками, служат в силовых структурах, а мужчины работают воспитателями детских садов, учителями начальных классов, медбратьями в различных медучреждениях.
Благодаря этому именно в 60-е годы на Западе возник стиль унисекс - то есть, одинаковая одежда и одинаковые причёски как для мужчин, так и для женщин. Женщины всё больше и больше стали ходить в брюках, а мужчины - с длинными причёсками. Мужские юбки, правда, пока ещё не прижились, но это - дело времени.
До 60-х годов и детская одежда сильно отличалась от взрослой: до конфирмации мальчики обязаны должны были всегда ходить в шортах, а после конфирмации - в длинных брюках, а девочки до конфирмации должны были обязательно заплетать свои волосы в косы и перевязывать их бантами, и только после конфирмации им разрешалось ходить с распущенными волосами и делать модные причёски. Теперь же и длинные брюки, и шорты носят люди всех возрастов обоих полов, а девочкам уже никто не заплетает косы и не перевязывает волосы бантами.
А самое главное - на волне революции 60-х годов люди на Западе всё больше стали задумываться об охране окружающей среды, чётко осознавая, что человек - отнюдь не царь природы. Именно в тот период стали возникать массовые экологические движения, а в ФРГ возникла Партия Зелёных.
* * *

Сейчас эпидемия коронавируса может стать толчком к новой культурной революции. И предпосылки этой предстоящей культурной революции заметны налицо.

Во-первых, стадность уже окончательно дискредитировала себя, когда многие люди - как стадо баранов - отреагировало на клич паникёров в социальных сетях и принялись скупать в огромных количествах туалетную бумагу, мыло и дезинфицирующие средства, а также продовольственные товары с большим сроком хранения. К тому же, многими психологами давно уже научно доказано, что стадность является серьёзным препятствием на пути к успеху, поскольку стадо отнюдь не заинтересовано, чтобы кто-то жил лучше, чем все остальные, поэтому оно целенаправленно навязывает людям свои понятия о том, что такое правильно и неправильно, нормально и ненормально. Поэтому предстоящая культурная революция может нанести мощный удар именно по стадности.
Во-вторых, такой же мощный удар может быть нанесён и по идеологии консьюмеризма. Карантин всё расставил на свои места, дав людям понять, каковы их истинные потребности, а какие потребности были им навязаны стадом. Поэтому в сфере потребления тоже назревают грандиозные перемены.
В-третьих, будут радикально пересмотрены понятия о гигиене и чистоте. Если раньше брезгливость воспринималась как недостаток и подвергалась остракизму, то после эпидемии коронавируса она из недостатка может превратиться в достоинство. Да и сама медицина может изменить свою стратегию: если раньше она была отнюдь не заинтересована в борьбе с причинами болезней, поскольку не хотела терять пациентов, и потому ограничивалась лишь подавлением внешних симптомов (так, чтобы пациент преждевременно не умер, но и не излечился полностью), то теперь она вынуждена будет стать более превентивной, чтобы вовремя предупреждать подобные эпидемии.
В-четвёртых, многие люди сейчас стремятся вести здоровый образ жизни, заботятся о здоровом питании. Кроме того, всё больше и больше людей задумываются и о ментальной, об эмоциональной гигиене, осознавая силу мысли, то есть, влияние мыслей и эмоций на состояние здоровья. Поэтому предстоящая культурная революция может дать толчок к более организованному движению в этих областях.
В-пятых, движение за сохранение экологического баланса тоже может стать более массовым и влиятельным. Массовые протесты западных старшеклассников и студентов по инициативе Греты Тунберг отнюдь не прошли даром.
В-шестых, эта предстоящая культурная революция может обратить внимание на фактическую дискриминацию мужчин. Дело в том, что феминизм, по сути, перекинулся в другую крайность: если раньше, в эпоху патриархата, дискриминации подвергались женщины, то теперь, по сути, мужчины поражены в правах - особенно это касается семейного права. К тому же вся массовая культура целенаправленно создаёт из мужчин образ врага, изображая их чуть ли не воплощением абсолютного зла, от которого исходит всё домашнее и прочее насилие. Кроме того, в нашем социуме жизнь мужчин куда сильнее разрегламентирована, чем жизнь женщин: к мужчинам предъявляется намного больше претензий - в частности, претензий к их внешнему виду. Поэтому предстоящая культурная революция может сорвать табу и с такого уродливого явления, как мизандрия (ненависть ко все мужчинам), признав наконец, что насилие довольно часто исходит и от самих женщин: многие матери жестоко избивают своих сыновей.
Насколько реальны будут эти перемены, покажет время. Главное - «мир уже не будет таким, как прежде» (пардон за повторение этой банальной и уже заезженной фразы).

философия, размышления, менталитет

Previous post Next post
Up