Воздушный бой над Синаем с двух точек зрения.

Aug 23, 2024 17:27


Для одного проекта делал тут историческую подложку для сценария, не знаю выйдет ли там что-то (если выйдет поделюсь), но раз текст все равно уже есть тот почему бы не выложить сюда.

Первая, условно египетская, выглядит следующим образом.

(по материалам сайте Skywar.ru)

Одним из самых известных воздушных боев «Октябрьской войны» стал бой двух израильских «Фантомов» с группой египетских МиГ-17 и МиГ-21 над Шарм эль Шейхом 6-го октября 1973 года. Фактически, этот бой известен только в виде версии израильской стороны, поэтому постараемся его рассмотреть подробнее, добавив элементы описания с египетской стороны.

Удар по израильским объектам в районе н.п. Шарм эль Шейх был частью первого воздушного налета египетских ВВС, но не смотря на общие временные рамки, его можно считать обособленной воздушной операцией. Целью являлось ослабление группировки израильских войск на юге Синая для предотвращения воздушных и морских операций противника на побережье Красного моря.

В рамках подготовки и планирования удара египтяне осуществили несколько передислокаций для создания воздушной группировки, а 4-го октября 1973 года одиночный разведчик МиГ-21РФ 123-й бригады, пилотируемый летчиком Шариф эль-Шафеем, выполнил воздушное фотографирование аэродрома Рас-Насрани и прилегающих объектов.



Для удара по авиабазе Рас-Насрани (израильское название Офир) египтяне сосредоточили на юге страны три группы самолётов:
- 16 МиГ-17Ф 89-й эскадрильи 306 авиационной бригады (комэск майор Саджи Лащин) размещались на авиабазе Луксор и непосредственно перед ударом перелетели на аэродром Хургада, где были дозаправлены и снаряжены. В задачи эскадрильи входило подавление средств ПВО в районе Рас-Насрани;
- 10 МиГ-21Ф-13 25-й эскадрильи 102 авиационной бригады (командир группы Ахмед Атеф Абдель Хай) осуществляли непосредственное прикрытие МиГ-17 и взлетали с аэродрома Хургада вслед за ними;
- 16 МиГ-21МФ 42-й эскадрильи 104 авиационной бригады (комэск майор Айсам Садак) с авиабазы Вади Кена разделились на три группы:

- первая, в количестве восьми самолетов, несла бомбовую нагрузку из бетонобойных бомб и наносила удар по авиабазе «Офир»;

- вторая, из четырех самолетов, с подвеской из блоков НУРС атаковала центр связи Рас-Мухаммад;

- третья несла вооружение «воздух-воздух» и осуществляла воздушное прикрытие своих коллег.

Первыми выполнили взлёт МиГ-21МФ с аэродрома Вади Кена. Они плотным строем вышли к аэродрому Хургада, ставшему местом общего сбора, где к ним присоединились МиГ-17 и прикрывавшие их МиГ-21Ф-13. Опираясь на воспоминания летчиков, можно предположить, что группы имели разные маршруты выхода к цели. Так, Мухаммед Реда Сакр и Ахмед Юсеф аль-Вакиль указывают, что маршрут МиГ-21МФ  42-й аэ был следующим: Вади Кена - Хургада - Тиран - Санафир. А летчик МиГ-21Ф-13 Диа аль-Хафанауи, осуществлявший непосредственное сопровождение МиГ-17 вспоминает контрольные точки так: Хургада - Шадуан - Рас-Мухаммад - Шарм эль Шейх.

Согласно израильским источникам обзорная РЛС (№528) обнаружила в 13:56 группу из 28 МиГ-ов шедших в сторону Шарм эль Шейха. Вероятнее всего это были 16 МиГ-17 и 10 МиГ-21Ф-13, заходившие со стороны Рас-Мухаммад, а вот 16 МиГ-21МФ следовавшие обходным маневром через о.Тиран были замечены позже - визуально.

МиГ-21МФ первыми вышли к цели в строю колонна пар и нанесли удар БЕТАБ по ВПП, РД и аэродромным сооружениям авиабазы «Офир». Бомбометание выполнялось серией, с курсом перпендикулярным полосе. В результате трех прямых попаданий ВПП была выведена из строя. Именно группа МиГ-21МФ понесла первую боевую потерю в этом налете. Самолет лидера третьего звена капитана Мохаммеда эль-Шейха Собхи вошел в облако разрывов зенитных снарядов, загорелся и не выходя из пикирования столкнулся с землей в районе железобетонного укрытия для трех самолетов. Летчик погиб.



Следом за МиГ-21МФ в заданный район вышли МиГ-17. Причем дела у них не заладились с самого начала, когда ещё на маршруте к цели столкнулся с землей один самолет. Добравшись до места летчики майора Саджи Лащина приступили к подавлению средств ПВО и нанесению ударов по другим военным объектам обнаруженным в районе. Самолеты прикрытия МиГ-21Ф-13 заняли зону в 3 км ю.-з. аэродрома Офир, наблюдая за работой своих подопечных. Из-за малого запаса топлива и использования форсажного режима работы двигателей присутствие МиГ-21Ф-13 над целью ограничивалось пятью минутами. В этот промежуток времени летчики воздушного противодействия не наблюдали. Далее МиГ-21Ф-13 были вынуждены уходить на базу по остатку топлива и в дальнейших событиях не участвовали.



Всего за мгновенье до падения на аэродром первых бомб в воздух успела подняться дежурная пара F-4E 107-й эскадрильи. Израильские летчики сбросили подвесные баки и, развернувшись, вступили в воздушный бой, заявив об уничтожении 7 самолетов противника! Экипаж F-4E №181 в составе летчика Амира Нахуми и оператора Йоси Явина получил на свой счет четыре сбитых МиГ-а, а экипаж F-4E №122 летчика Даниэля Шаки и оператора Давида Регева три.

Египетские данные подтверждают потерю в ходе рейда на Шарм эль Шейх одного истребителя МиГ-21М 42-й эскадрильи и пяти истребителей-бомбардировщиков МиГ-17Ф 89-й эскадрильи, все летчики которых погибли:

Мохаммед Али эль-Шейх Собхи, к-н - МиГ-21М 42-й аэ 104-й иабр;

Хассан Мухаммед Сайед Ахмед, к-н - МиГ-17Ф 89-й аэ 306-й ибабр;

Хани Кассаб Абд аль-Рахман Кассаб - МиГ-17Ф 89-й аэ 306-й ибабр;

Мохаммед Фикри Абд эль-Фаттах - МиГ-17Ф 89-й аэ 306-й ибабр;

Мохамед Камаль Мохамед Сайед Ахмед Нур - МиГ-17Ф 89-й аэ 306-й ибабр;

Джамиль Исмаил Радуан Бебарс - МиГ-17Ф 89-й аэ 306-й ибабр;

Как уже говорилось выше, МиГ-21 был в первой атакующей группе, и момент его потери совпал со взлётом израильской пары, поэтому египетская версия о потере машины в результате огня ЗА выглядит правдоподобной (ведомый к-на Собхи воздушного противника не наблюдал, упоминая лишь о разрывах зенитных снарядов). Вероятно, причиной потери одного МиГ-17 стало столкновение с землей, так же в начальный период удара. Таким образом летчикам израильских «Фантомов» можно засчитать не менее 4 сбитых МиГ-17. Ещё один МиГ-21МФ к-на Реда Сакра, атаковавший коммуникационную антенну, привез домой две пробоины (в крыле и в закабинном отсеке, предположительно от огня стрелкового оружия).

Некоторых успехов удалось добиться и египетским летчикам. Так, МиГ-17 смогли поразить радиодальномер, РЛС подсвета цели и командный пост ЗРК «Хок» в районе Мерса Умм Морейха (погиб техник сж-т Эзра Мансур), а МиГ-21 добились не менее трех попаданий в ВПП аэродрома и вывели из строя антенну коммуникационного центра в Шарм эль-Мая. Вечером этого же дня египетским Ту-16 удалось уничтожить обзорную РЛС на горе «Цафра», полностью ослепив израильтян на юге Синая. В результате никаких значительных операций в Красном море, южнее Синайского п-ова, израильские вооруженные силы не проводили

Теперь приведем израильскую версию событий.

(мой перевод одной из глав из книги Шломо Алони “Призраки искупления: операции израильских истребителей F-4 "Фантом" во время войны Cудного Дня”)

14:00 Срочный взлет Офир!

FAUTEUIL 1 Нахуми/Явин в 181 FAUTEUIL 2 Шаки/Регев в 222

В районе Шарм-эль-Шейха, на самом кончике полуострова в районе маленького поселения Офира располагались три подразделения ВВС Израиля: база ВВС, наземный пункт управления авиацией и батарея ЗРК Хок. Рядом располагалась база ВМФ Наама.

База ВВС Офир, так же известная как международный аэропорт Офир, была передовой базой. Различные эскадрильи ВВС периодически отрабатывали развертывание на ней, но никого в готовности 24/7 там не было. Один или два раза в неделю, в зависимости от расписания гражданской авиакомпании Эль Аль, 107-я эскадрилья отправляла пару “Фантомов” с экипажами в Офир для дежурства в ночное время. Одед Эрез вспоминал:

“C 1971 года я возглавлял “оборонительные операции” в оперативном отделе штаба ВВС. Я был во главе перехватчиков, наземных средств ПВО, а также частично некоторых частей РЭР и РЭБ. Поэтому в моем подчинении находились “Миражи” и “Нешеры”, в то время как A-4 и “Саары” были в подчинении “ударных операций”, “Фантомы” были где-то между. Небольшая часть их флота была зарезервирована для оборонительных операций, включая три “Фантома”, которые перемещали на Офир, когда рядом появлялся самолет Эль Аль. Эскадрильям нравились эти командировки. Два экипажа дежурили в готовности только по ночам, а днем все высыпали на пляж - рыбачить, купаться и дурачиться.

Мы еще не знали, что война неизбежна, но в воздухе уже висело напряжение и мы чувствовали, что что-то назревает. Готовность была повышена и оперативный отдел оценивал ситуацию в ежедневном режиме. Накануне Йом Киппура командир 107-ой эскадрильи Ифтах Спектор попросил главу “ударных операций” Авиху Бен-Нуна вернуть ему на Хацерим три его дежурящих на Офире “Фантома”, так как они нужны для подготовки планируемых ударов по противнику. Я выступил против этого, и мы пошли за решением к начальнику оперативного отдела Гиоре Фурману, который отфутболил решение вопроса еще выше наверх лично командующему ВВС. Мы оба представили наши позиции, я указал, что в случае войны два “Фантома” (а третий уже был отправлен домой) не окажут большого влияния на ударные возможности, но будут принципиально важны для обороны всего сектора Офир. По моему мнению, в случае войны в данном секторе египтяне в первую очередь нанесут удар с аэродромов Хургады, пересекая Красное море на малой высоте и атакуя наши позиции вокруг Офира. Командующий ВВС согласился со мной: “Я согласен с Одедом. Будь я египтянином я бы сделал в этом секторе ровно тоже самое.” “Фантомы” остались на Офире.”

Ночные дежурства были задачей одного экипажа, второй служил запасным, когда первый взлетал, на дежурство заступал второй. Поэтому дежурство на Офире не требовало само по себе квалификации ведущего. Чувствуя приближение войны, 5-го октября 107-я эскадрилья сменила два опытных экипажа (Кригер/Орен и Панаи/Манофф), на два состоящих из молодых пилотов, никто из которых еще не получил квалификацию ведущего.

Амир Нахуми, который, несмотря на отсутствие формальной квалификации, считался старшим пилотом на базе.

Нахуми был призван в 1962 и добровольно начал летное обучение в Классе 44, но был отчислен и продолжил службу в танковых войсках до своей демобилизации в 1964. После срочной службы Нахуми поступил в Иерусалимский университет, где изучал химию и физику и успешно завершил свое обучение в 1967 году. В том же году он принял участие в Шестидневной войне в экипаже танка AMX-13. После войны желание Нахуми все-таки стать военным летчиком и программа расширения ВВС, требовавшая множество новых пилотов, пересеклись и он был вновь зачислен в летную школу. Нахуми закончил Класс 57 в ноябре 1968, прошел подготовку на Дассо MD-450 «Ураган” и некоторое время служил на нем, затем прошел курс переподготовки на “Фантом” в 119-ой эскадрилье и получил назначение в 107-ю.

Арабский удар с воздуха в секторе Шарм эль Шейха был нанесен примерно 28-ю МиГ-17 и МиГ-21 с аэродромов Хургада и Вади Кена. Вражеские силы, приближающиеся на малой высоте, были обнаружены радаром пункта управления и визуально с диспетчерской вышки авиабазы. Завизжали сирены и экипажи “Фантомов” заняли свои места в кабинах. Из пункта управления поступила команда: “запуск, ожидание” (запуск двигателей и всех систем, ожидание команды на взлет и дальнейших приказов).



Нахуми вспоминал:

“Утром того дня нам приказали приступить к дневному дежурству парой, но ни один из нас не был ведущим, только ведомыми. Я поднял этот вопрос во время телефонного разговора с командиром эскадрильи Ифтахом Спектром и тот по телефону присвоил мне квалификацию ведущего, что было невиданным делом, в те дни быть ведущим пары перехватчиков было равносильно статусу полубога.

Я решил немедленно взлетать и через пару секунд в ВПП полетели бомбы, подожди мы еще немного и никуда взлететь мы бы уже не смогли. Нам удалось набрать высоту и расстроить их атаку. У противника всего было семь четверок МиГ-17 и МиГ-21, а пространство, которое нам предстояло оборонять было довольно обширным - от Офира до базы ВМФ Наама, поэтому я приказал ведомому разделится и каждый из нас будет самостоятельно защищать один из этих объектов, дерясь в одиночку против всех.

Я атаковал шесть вражеских самолетов, обломки четырех были найдены на земле, так что мне засчитали четверых, все МиГ-17. Я сбил всех четверых “Сайдвиндерами”, которых у меня вообще было четыре. Двоих я обстрелял пушкой, я наблюдал попадания, но оба продолжили лететь и никто не видел упали ли они.

Из всего воздушного боя я могу вспомнить только отдельные эпизоды. В какой-то момент меня обстрелял вражеский самолет. В другой момент у меня после очереди из пушки начался помпаж левого двигателя, так что какое-то время я вел воздушный бой на одном двигателе, пока мне не удалось перезапустить второй.”

Все закончилось так же быстро, как и началось, вражеские самолеты исчезли. Пара патрулировала воздушное пространство еще некоторое время, пока их не усилила пара поднятая с Хацерима. Затем все четыре “Фантома” пошли на посадку, стараясь не попасть в воронки и не застрять в обломках.

Ведущий и ведомый записали на свой счет четыре и три победы соответственно. Ведущий использовал четыре “Сайдвиндера”, ведомый четыре “Сайдвиндера” и одну “Спэрроу” (стандартный подвес под Фантомы-перехватчики у ВВС Израиля в те дни был по 4 AIM-9 и две AIM-7 - прим. Переводчика).



В конце дня, прибыв около 23-50 назад на Хацерим, место постоянного базирования 107-ой эскадрильи, Нахуми написал обязательное донесение об итогах боевой работы за день.

“Мы поднялись по тревоге на защиту базы Офир. Я наблюдал разрывы на ВПП и вступил в воздушный бой с мигами. По моей оценке, я атаковал 3 или 4 четверки вражеских самолетов. Я произвел пуски четырех “Сайдвиндеров”, всеми четырьмя удалось добиться прямых попаданий и вражеские самолеты рухнули. Так же я обстрелял из пушки еще два, но достоверных результатов не наблюдал. Номер два сбил еще три МиГ-17 (вскоре их сменят на два МиГ-17 и один МиГ-21 - прим. Переводчика) “Сайдвиндерами”. Пункт управления было слышно плохо и никакой роли в воздушном бою он не имел. Погода была хорошей. Наблюдал попадания вражеских авиабомб в ВПП и рулежные дорожки.”

Пара “Фантомов” не смогла полностью предотвратить налет. ВПП базы была повреждена в нескольких местах, а батарея ЗРК “Хок” получила тяжелые повреждения, но последствия могли бы быть много хуже, если бы “Фантомы” не встретили противника лицом к лицу в тот день. Инициатива Нахуми, который без приказа пошел на взлет в своем первом же боевом вылете в качестве ведущего, а также отвага и мастерство обоих экипажей перед лицом превосходящего противника спасли в тот день ситуацию вокруг Офира, сорвав атаку противника, и дали необходимый моральный подъем для других экипажей ВВС в то время, когда общая ситуация выглядела довольно мрачно.

Previous post Next post
Up