Об авиационных средствах поражения в арабо-израильских войнах. Часть II, Фантомы.

Aug 04, 2024 18:59


Ну раз сказал А про Миражи, то надо говорить и Б про «Фантомы».

Роль F-4 в ВВС Израиля была с самого начала их появления в стране больше с уклоном в бомбардировочную сторону. Лучше всего это описал Ифтах Спектор в своих мемуарах, что пересаживаясь с Миража на Фантом он понимал, что он больше не воздушных охотник и акробат, а водитель тяжелого бомбовоза. Это, естественно, сказалось и на их общей результативности в воздушных боях.

Ну и во второй раз повторю, то что писал еще в прошлой части. Конечно, надо учитывать разрыв между израильскими заявками и реально сбитыми, думаю не ошибусь если израильский «счет» в реальности был ниже на 30-40 процентов.

С ноября 1969 по конец сентября 1973

25 сбитых, из них 3 AIM-7, 1 AIM-9B, 15 AIM-9D, 4 пушками, 2 «без оружия».

Принятие на вооружение «Фантомов» в ВВС Израиля шло тяжело и дорого. Первые восторги от обилия его возможностей (РВВ средней дальности и мощный радар, обилие средств поражения наземных целей включая кассетные бомбы и противорадиолокационные ракеты) сменились пониманием насколько это сложный и требовательный самолет. А так же столкновением с реальностью в виде понимания того, что многие вещи им делаются хуже и сложнее, чем написано в сопровождающих самолет материалах. Усложняло ситуацию и то, что первые самолеты и экипажи практически с колес отправлялись совершать боевые вылеты, часто выясняя нюансы боевого применения прямо во время боевых вылетов.



«Фантом» не стал чудо-оружием, которым его сперва считали, но серьезно расширил возможности ВВС Израиля, особенно когда у них появилось время осознать его специфику.



Если смотреть на то, чем сбивали то особых сюрпризов нет, основной урон противник получил от «Сайдвиндеров». «Спэрроу», вокруг которой во многом и строили самолет, отличилась три раза. Первый раз в ночь с 25 на 26 апреля 1970, когда ей был сбит египетский Ил-28, вторым сбитым стал советский МиГ-21 во время знаменитого воздушного сражения против ВВС СССР 30 июля 1970, а третьим сбитым стал сирийский МиГ-21 во время большого воздушного боя в окрестностях Тартуса 13 сентября 1973. (Опять повторюсь. Израильтяне заявили в тот день 13 воздушных побед, при том, что сбили реально восемь. Справедливости ради скажем, что сирийцы себе тоже записали пять сбитых при реально одном.)

AIM-7 в небе Ближнего Востока страдала теми же самыми проблемами, что во вьетнамском небе. Прежде всего подводила низкая надежность самой ракеты (американцы старались последовательно выпускать с минимальным интервалом все 4 ракеты по одной цели в надежде, что хоть одна да попадет) и сложность удержания радарного захвата бортовой РЛС в маневренном воздушном бою (например, было хорошо известно, что резкое пикирование вражеского самолета приводит к потере захвата в почти 100% случаев).

Октябрьская война

85 сбитых.

69-я эскадрилья: 10 сбитых, 4 РВВ, 3 пушками, 1 «без оружия», 2 неизвестно.

107-я эскадрилья: 29 сбитых, 10 AIM-9D, 10 пушками, 4 «без оружия», 5 неизвестно.

119-я эскадрилья: 15 сбитых, 2 AIM-7, 7,5 AIM-9D, 2,5 пушками, 3 «без оружия».

201-я эскадрилья: 31 сбитый, 2 AIM-7, 8 AIM-9D, 13 пушками и 8 «без оружия».

В общем все относительно без сюрпризов. Основное средство воздушного боя более надежный «Сайдвиндер». Обилие «пушечных» побед в 107-ой и 201-эскадрильях объясняется тем, что они заявили 14 сбитых орудийным огнем Ми-8 (7+7), идущий у самой земли вертолет и тогда и сейчас сбить РВВ довольно нетривиальная задача.

Графа «без оружия», а это напомню засчитывали когда вражеский самолет убивался сам в ходе воздушного боя, например, задевал землю или попадал в штопор и бился, вызывает по обоим эскадрильям (особенно по 201-ой) несколько вопросов.



С декабря 1973 по июнь 1982

6,5 сбитых, 3,5 РВВ, 1 «Питон-3», 1 «без оружия», 1 неизвестно.

С появлением на израильской службе в конце 70-ых дуэта F-15/F-16 F-4 почти окончательно ушел в ударную роль, и за всю войну в Ливане 1982 года на его счет записали лишь одну победу, но зато принятой на вооружение в 1978 году новой израильской ракетой ближнего боя «Питон-3». Интересно, что в этот же период укладывается и довольно непонятная история о двух сбитых якобы северокорейских МиГ-21 у побережья Суэцкого залива 6 декабря 1974 года.



Previous post Next post
Up