Термин эзотерика не раз подвергался насмешкам. Порой, чтобы не использовать это слово, авторы заменяют его на эзотеризм, и их рассуждения приобретают научный характер. Однако не лишает ли это эзотерику ее чисто практического приложения? От всякого «изма» тянет теоретизацией за версту.
Иногда эзотерику отождествляют с нью-эйджем, но нью-эйдж - это лишь часть эзотерики, одно из направлений. Это как весь ислам отождествлять с ИГИЛ. Заманчиво, но истина дороже.
Когда я только начинала интересоваться эзотерикой, на вопрос, зачем я это делаю, я отвечала: «Чтобы достичь просветления», и до сих пор я согласна с собой тогдашней, хотя и говорю теперь другими терминами. В то время я много читала «Сутру помоста». Шестой патриарх говорил:
«…солнце и луна всегда светлы, но могут быть закрыты облаками. Поэтому, хотя они наверху светлы, снизу [кажутся] затемненными и нельзя увидеть солнце, луну, звезды и планеты… Но если внезапно подует ветер мудрости-просветления и разгонит все облака и туманы, то мгновенно отчетливо проявятся формы всех вещей. Изначальная природа людей этого мира подобна голубому небу, природа сознания подобна солнцу, а природа мудрости подобна луне. Природа сознания и природа мудрости всегда светлы, но поскольку вы привязываетесь к внешним обстоятельствам, то плывущие облака внешних мыслей закрывают [их свет], и ваша собственная природа не может светить».
Удивительно вернуться к этим строкам сейчас, когда столько было сделано для изучения Солнца, Луны, планет, неба. Теперь, когда мне гораздо ближе слова из Книги Закона «Печали - лишь тени, они приходят и уходят, но есть то, что остается», нежели слова Сутры Помоста, все-таки удивительно читать, что Солнце отождествлено этим китайским патриархом с сознанием, а Луна - с мудростью, как если бы он был лично знаком с планетарной магией.
Так или иначе, идея просветления свойственна всей эзотерике. Каждый автор начинает с того, что наш разум замутнен (городским образом жизни, обществом потребления, материалистическим образованием, дурными делами - нужное подчеркнуть), но есть методы освобождения разума от тяжелых мыслей и устремление к божественному. Средневековые алхимики по мнению некоторых исследователей, пытаясь превратить тяжелый серый свинец в дорогое сияющее золото, на самом деле мечтали не о банальном богатстве, а о чистоте разума и постоянной связи со своей божественной природой. А вещество, столь долго трансформирующееся в тигле - это их собственная душа. Aurum nostrum non est aurum vulgi - знаменитый алхимический девиз, на который советовал обратить внимание Юнг.
Магия - часть эзотерики, и в ней, помимо идее менять реальность согласно своей воле, есть важная составляющая - постижение божественного через ритуальные действия. Многие системы магии немыслимы без постоянной практики, связанной с повышением своего духовного уровня. Да, маг может сделать что-то для себя, для разгрузки, для достижения давно желаемого, но если он будет заниматься только этим - его сила рассеется или же он разуверится в том, что делает. Есть, конечно, потомственные ведьмы, всю жизнь оказывающие услуги приворотов и присушек, но это скорее архаизм в нашем урбанистическом мире. От таких ведьм и не требуется чистоты духа и вертикального пути, однако они и не претендуют на незамутненное сознание.
Вертикальный вектор - путь к Богу, к Ангелу-Хранителю, к свету или просветлению - это основная задача эзотерических наук, а все мелкие достижения на магическом пути служат главной цели. Инициация всегда служат вертикальности, так как цель инициации для инициируемого - это постепенное приближение к истоку мудрости, постижение тайн бытия.
Многие спросят, но если эзотерики на самом деле такие религиозные люди, почему они не пойдут в обычную церковь и не помолятся нормальному богу? Некоторые, считая себя эзотериками, продолжают туда ходить, но это скорее исключения. «Нельзя служить и богу и мамоне», и мамона здесь - сами знаете кто.
Каждый эзотерик отвечает на вопрос, почему он или она предпочли эзотерику, а не экзотерику по-своему. Кто-то разуверился в религии своих родителей в детстве, как Алистер Кроули, чьи предки были плимутскими братьями - совершенно сумасшедшими и мрачными в своих воззрениях. Кто-то не нашел ответов в предлагаемых в его или ее стране церквях, мечетях, синагогах, ашрамах, а нашел лишь алчность и ограничения, на кого-то сильно повлиял Кастанеда, Пелевин и Уилсон.
Для традиционалистов увлечение народа самыми разными направлениями эзотерики - это худшее, что может случиться с обществом. Ведь чем больше человек погружается в свою новую веру, тем больше вероятность разрыва с предками и с собственными детьми, так как в эзотерике не принято тянуть своих родителей и детей с собой на лекции по достижению просветления, на гностические мессы и инициации.
Но разве Бог должен служить формальным обрядом для того, чтобы организовать сбор семьи? Человек рождается в один и умирает один. И только в случае осознания полного одиночества перед краткостью своей жизни человек может претендовать на какую-то надежду что-либо познать.
Сравнятся ли крестины и первые причастия по силе воздействия на прихожан с подобными ритуалами эзотерических направлений? Например, с самоинициацией или личным общением с ангелом или Богом? Вряд ли! Возможно, когда та или иная религия только зарождалась, то она была больше наполнена гнозисом и чудесами, но со временем, став экзотерической - выродилась в формальное соблюдение устоев семьи.
Итак, все-таки возвращаясь к теме этой статьи, ответим на вопрос: зачем заниматься эзотерикой? Не ждите, что я буду вас склонять к тому, чтобы покинуть удобные узы обрядности или же оставить их как чистую формальность, но сердцем устремиться на поиски Бога самостоятельно. Если Вам это не нужно - оставайтесь там, где Вы есть. Но если Вам свойственно богоискательство, то позаботьтесь о том, чтобы перейти в стадию богонаходительства. А это возможно через изучение и практики различных эзотерических направлений, которые учат находиться «здесь и сейчас», в балансе, в незамутненности.