Судя по дошедшим до меня сведениям, сравнительно большое число погибших германских и японских лётчиков в значительной степени объясняется ставкой руководства этих стран на сравнительно небольшие - но очень хорошо подготовленные - вооружённые силы: пропускной способности системы подготовки не хватало на своевременное восполнение боевых потерь, и когда довоенные запасы высококвалифицированных бойцов исчерпались, пришлось бросать в бой малообученных, да ещё и не имеющих опытного прикрытия для доучивания в процессе собственно боевых действий. Впрочем, нижеприведенная разница всё равно столь велика, что для её объяснения вряд ли хватит одной этой причины.
На первом месте - Япония: 60 750 убитых пилотов (ну, это понятно: «камикадзе», традиции чести и т.д.).
На втором месте - Германия: 57 137 убитых пилотов.
На третьем месте - Англия: 56 821 убитый пилот.
На четвёртом месте - США: 40 061 убитый пилот.
И на ПЯТОМ, последнем, месте - СССР: 34 500 убитых пилотов.
Потери даже меньше, чем у США! Почему?
Может, советские военачальники нерешительно использовали авиацию, «берегли» её? Нет! Авиацию СССР использовал ВТРОЕ интенсивнее, чем Германия: за годы войны на Восточном фронте германская авиация совершила 1 373 952 боевых вылета, а авиация СССР - 3 808 136 вылетов!
Один этот факт разбивает в пух и прах легенды о «лапотном Ваньке» (он, дескать, слишком туп, глуп и недалёк, чтобы на равных воевать с «цивилизованными арийцами»), ибо военная авиация - это всегда (и тогда, и сейчас) техническая элита армии. И боевой пилот - это уникальный боец, сочетающий в себе знания и интеллект инженера с навыками и рефлексами профессионального спортсмена олимпийского уровня. Поэтому главное - сохранить пилота, поскольку по сравнению со стоимостью его подготовки сам самолёт - это копейки…
Однако и по потерям «материальной части» СССР тоже не на первом месте, а на предпоследнем. В годы Второй мировой войны авиация воюющих стран потеряла:
1. ВВС Германии: 85 650 самолётов;
2. ВВС Японии: 49 485 самолётов;
3. ВВС США: 41 575 самолётов;
4. ВВС СССР: 38 409 самолётов;
5. ВВС Британии: 15 175 самолётов (количество потерянных машин намного меньшее, чем количество убитых пилотов, у англичан объясняется тем, что, например, у английского бомбардировщика «Ланкастер» экипаж составлял 7 человек, а воевали у англичан в основном именно стратегические тяжёлые бомбардировщики).
Да, СССР по количеству потерянных машин оказывается на втором месте после Великобритании. Обойдя по этому параметру даже США.
Основные потери авиации СССР были в первый год войны. Объясняется это очень просто - авиацию при быстром захвате территорий просто не успевали переводить в тыл.
Самолёт ИЛ-2 немцы называли "чёрной смертью" не случайно - бронированный штурмовик мог летать почти на бреющем и уничтожать противника. А такого фронтового бомбардировщика как ТУ-2 ни у кого в мире не было даже близко. В 1941 году из Омска в Москву был отправлен на ремонт своим ходом самолёт с неисправным двигателем, который был просто выключен. И это при том, что скорость ТУ-2 была практически такая же как у истребителей, а бомбовая нагрузка практически такая же как и у "Ланкастера".
С пилотами дело обстояло хуже.
Массовая подготовка пилотов снижала качество их обучения. У немцев 20% пилотов погибало во время обучения, в СССР практически обучали без потерь. Потери среди курсантов не являются боевыми потерями. Но на фронте это безопасное качество обучения сказывалось не лучшим образом. Молодые были ведомыми поскольку сами ещё не могли планировать скоротечный воздушный бой, а значит прикрывали собой хвост ведущего. Оставшиеся в живых ведомые через полгода уже сами становились ведущими. Схема обучения очень жёсткая, но не жестокая. Ведомого допускали к полётам только после дообучения его в ближнем тылу в качестве ведомого. Это война и такая схема оправдана как наиболее щадящая состав.
Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в ...".
Судя по дошедшим до меня сведениям, сравнительно большое число погибших германских и японских лётчиков в значительной степени объясняется ставкой руководства этих стран на сравнительно небольшие - но очень хорошо подготовленные - вооружённые силы: пропускной способности системы подготовки не хватало на своевременное восполнение боевых потерь, и когда довоенные запасы высококвалифицированных бойцов исчерпались, пришлось бросать в бой малообученных, да ещё и не имеющих опытного прикрытия для доучивания в процессе собственно боевых действий. Впрочем, нижеприведенная разница всё равно столь велика, что для её объяснения вряд ли хватит одной этой причины.
Оригинал взят (как обычно, с устранением очепаток и уточнением препинаков) у в «http://von-hoffmann.livejournal.com/53246.html">Советская авиация понесла наименьшие потери во Второй Мировой войне из всех воюющих держав» от 2016-05-09 03:00:00.
Наткнулся тут в Сети на http://forum.guns.ru/forummessage/205/813676-2.html">интересные данные, сопоставляющие потери ВВС всех стран - участников Второй мировой войны. Интересно получается: авиация СССР понесла наименьшие потери из всех воюющих стран, причём действительно ВСЕХ - как стран антихитлеровской коалиции, так и «держав Оси».
А данные такие:
На первом месте - Япония: 60 750 убитых пилотов (ну, это понятно: «камикадзе», традиции чести и т.д.).
На втором месте - Германия: 57 137 убитых пилотов.
На третьем месте - Англия: 56 821 убитый пилот.
На четвёртом месте - США: 40 061 убитый пилот.
И на ПЯТОМ, последнем, месте - СССР: 34 500 убитых пилотов.
Потери даже меньше, чем у США! Почему?
Может, советские военачальники нерешительно использовали авиацию, «берегли» её? Нет! Авиацию СССР использовал ВТРОЕ интенсивнее, чем Германия: за годы войны на Восточном фронте германская авиация совершила 1 373 952 боевых вылета, а авиация СССР - 3 808 136 вылетов!
Один этот факт разбивает в пух и прах легенды о «лапотном Ваньке» (он, дескать, слишком туп, глуп и недалёк, чтобы на равных воевать с «цивилизованными арийцами»), ибо военная авиация - это всегда (и тогда, и сейчас) техническая элита армии. И боевой пилот - это уникальный боец, сочетающий в себе знания и интеллект инженера с навыками и рефлексами профессионального спортсмена олимпийского уровня. Поэтому главное - сохранить пилота, поскольку по сравнению со стоимостью его подготовки сам самолёт - это копейки…
Однако и по потерям «материальной части» СССР тоже не на первом месте, а на предпоследнем. В годы Второй мировой войны авиация воюющих стран потеряла:
1. ВВС Германии: 85 650 самолётов;
2. ВВС Японии: 49 485 самолётов;
3. ВВС США: 41 575 самолётов;
4. ВВС СССР: 38 409 самолётов;
5. ВВС Британии: 15 175 самолётов (количество потерянных машин намного меньшее, чем количество убитых пилотов, у англичан объясняется тем, что, например, у английского бомбардировщика «Ланкастер» экипаж составлял 7 человек, а воевали у англичан в основном именно стратегические тяжёлые бомбардировщики).
Да, СССР по количеству потерянных машин оказывается на втором месте после Великобритании. Обойдя по этому параметру даже США.
Основные потери авиации СССР были в первый год войны. Объясняется это очень просто - авиацию при быстром захвате территорий просто не успевали переводить в тыл.
Самолёт ИЛ-2 немцы называли "чёрной смертью" не случайно - бронированный штурмовик мог летать почти на бреющем и уничтожать противника. А такого фронтового бомбардировщика как ТУ-2 ни у кого в мире не было даже близко. В 1941 году из Омска в Москву был отправлен на ремонт своим ходом самолёт с неисправным двигателем, который был просто выключен. И это при том, что скорость ТУ-2 была практически такая же как у истребителей, а бомбовая нагрузка практически такая же как и у "Ланкастера".
С пилотами дело обстояло хуже.
Массовая подготовка пилотов снижала качество их обучения. У немцев 20% пилотов погибало во время обучения, в СССР практически обучали без потерь. Потери среди курсантов не являются боевыми потерями. Но на фронте это безопасное качество обучения сказывалось не лучшим образом. Молодые были ведомыми поскольку сами ещё не могли планировать скоротечный воздушный бой, а значит прикрывали собой хвост ведущего. Оставшиеся в живых ведомые через полгода уже сами становились ведущими. Схема обучения очень жёсткая, но не жестокая. Ведомого допускали к полётам только после дообучения его в ближнем тылу в качестве ведомого. Это война и такая схема оправдана как наиболее щадящая состав.