27 августа 1981года трагически оборвалась жизнь легендарного советского хоккеиста, ушедшего в возрасте Христа - в 33 года.
Испанская кровь
Валерий Харламов - коренной москвич, родился в ночь девичьих гаданий - на Старый Новый год, с 13-го на 14-е января 1948 года. Родила его испанка по имени Бегонита (полное имя - Арибе Аббад Хермане). В 1936 году она двенадцатилетней девочкой приехала в Москву в числе беженцев из охваченной гражданской войной Испании. Закончив школу, трудоустроилась на завод «Коммунар», где и познакомилась с мужем Борисом Сергеевичем. Отец будущей хоккейной звезды и сестры Валерия Татьяны работал на том же предприятии слесарем-испытателем. По иронии судьбы, первенец родился в машине: схватки у матери начались по пути в роддом. А Валерием родители назвали сына в честь летчика Чкалова. Они видели в нем будущего героя, несмотря на то, что мальчик родился слабеньким и весил меньше нормы.
Коньки Харламов освоил в семь лет. С детства хотел стать таким же популярным, как Иван Трегубов и Всеволод Бобров. Вот только здоровье подвело: в 13 лет переболел осложненной ангиной, после чего врачи констатировали порок сердца. Физическая активность была запрещена: Харламову нельзя было посещать даже школьные уроки физкультуры. Ни бегать, ни прыгать, ни плавать ему не разрешалось. Даже портфель нельзя было носить без посторонней помощи. Мать с вердиктом врачей смирилась: лучше он не станет хоккеистом, чем умрет. А отец поступил по-своему и записал сына в хоккейную секцию при первой же возможности - в 1962 году открылся летний каток на Ленинградском проспекте. Брали туда мальчишек помладше, начиная с 1949 года рождения, но худосочный Валерий выглядел на их возраст и обманул зрение второго тренера ЦСКА. Самое интересное, что «переростка» Харламова зачислили в секцию единственным из десятков кандидатов.
Мал золотник, да дорог
Очень быстро Харламов завоевал сердце наставника Бориса Кулагина, став одним из лучших игроков детской и юношеской спортивной школы ЦСКА. Лишь главный тренер Анатолий Тарасов некоторое время относился к хоккейному дарованию с недоверием. Он ставил на сильных парней, ориентируясь на их будущих мощных соперников. «Канадские хоккеисты по сравнению с нашими - гиганты, - объяснял главный тренер, - как же мы их одолеем с нападающими-карликами?». В итоге низкорослого Харламова в 1966 году отправили во вторую лигу - в чебаркульскую «Звезду», армейскую команду Свердловского военного округа. Но там случилось чудо: за один сезон перворазрядник Харламов забросил в ворота соперников 34 шайбы! Майор Владимир Альфер (тренер «Звезды») сообщил о сенсационном хоккеисте в Москву. Там не поверили. А когда Кулагин своими глазами увидел в 1967 году юное дарование в игре, то сразу же вызвал его на сбор в ЦСКА.
Красивая игра
«Играть нужно красиво», - говорил Харламов. И у него это хорошо получалось. Его игрой зрители наслаждались как искусством, а спортсмены восторженно изучали непредсказуемые ледовые маневры для наследования. В 1967-68 годах родилась прославленная армейская тройка Харламов - Петров - Михайлов. Команда ЦСКА выиграла первенство СССР, и вместе с ней стал чемпионом Валерий Харламов. А в 1969 году он стал чемпионом мира - в 20-летнем возрасте! Это был рекорд в советском хоккее.
Проделки «малыша»
Осенью 1972 года Валерий Харламов покорил «хоккейную Мекку» - Северную Америку. На лед монреальского «Форума» он вышел в серии матчей между сборными СССР и Канады в амплуа лучшего хоккеиста Старого Света: к тому времени Харламов уже снискал славу самого талантливого игрока не только советского, но и европейского хоккея. Не признавали силу соперника лишь канадцы - и игроки, и болельщики не допускали мысли, что их лучшую в мире сборную кто-то может превзойти. Но первая же встреча с советской командой 2 сентября 1972 года закончилась для «кленовых листьев» разгромом. Счет 7:3 поверг канадцев в шок.
И две шайбы забил в том матче Валерий Харламов. Рослые канадцы называли соперника «малышом» и очень конфузились, когда «малыш» обыгрывал могучих профессионалов НХЛ. В конце концов, канадский тренер предложил Харламову миллионный контракт: если враг не сдается, нужно его сделать другом. Но советский спортсмен отшутился: без Михайлова и Петрова он в хоккей не играет. Канадцы не отступили: «Возьмем всех троих!». Возьмут-то они, возьмут, да кто же им даст! В НХЛ наших звезд не отпустили. Тем не менее, Валерий Харламов - один из немногих европейских хоккеистов, чье фото висит в Зале хоккейной славы в Торонто. До него такой чести удостоились только Владислав Третьяк и Вячеслав Фетисов.
Можно потрогать
В 1975 году Валерий Харламов познакомился со своей будущей женой - 19-летней Ириной Смирновой. Дело было в ресторане. Ирина отмечала день рождения подруги, а хоккеисты отдыхали за соседним столиком. Когда Валерий пригласил понравившуюся девушку на танец, она подумала, что он - таксист. Кожаный пиджак и кепка - чуть ли не униформа таксистов той поры. А когда ухажер предложил подвезти красавицу домой на новенькой «Волге», девушка укрепилась в своей мысли - личную «Волгу» простые смертные не имели. О том, что ее новый знакомый - звезда хоккея, Ирина узнала от друзей. А в начале 1976 года она родила хоккеисту сына Александра. 8 марта родители Валерия впервые увидели невестку, а теща - зятя. Пришел Валерий к матери Ирины с детской коляской. «Неужели это тот самый Харламов? - воскликнула теща. - Можно потрогать, а то не верится?». «Я думал, вы с восьмого этажа меня сбросите», - улыбнулся Валерий.
Плохой знак
Той же весной Ирина и Валерий расписались. Но вскоре радостное событие омрачилось происшествием, едва не ставшим трагедией. Ночная поездка закончилась аварией. Валерий не справился с управлением и разбил свою «Волгу» вдребезги. Пострадали и люди: тяжелые травмы получил водитель и пассажиры. Валерий два месяца провел на больничной койке с переломами ребер и ног, а Ирина получила переломы и черепно-мозговую травму. Но если женщине не нужно было думать о выходе на лед, то для Харламова вопрос стоял очень серьезно: врачи не гарантировали, что он сможет когда-нибудь вернуться в хоккей.
Гордость страны
Но Харламов опять поступил вопреки прогнозам: осенью 1976 года хоккеист вновь вышел на лед и показал прежний класс игры, развеяв сомнения скептиков. После игры с «Крыльями Советов» главный тренер ЦСКА заявил, что Валерий Харламов - гордость страны.
К этому времени знаменитый хоккеист уже был двукратным чемпионом Олимпийских игр, шестикратным чемпионом мира и шестикратным чемпионом СССР. А еще это был, пожалуй, единственный хоккеист в Советском Союзе, которого любили абсолютно все болельщики, без малейшего исключения.
Ключи от бара
В том же году главным тренером ЦСКА стал Виктор Тихонов. Он был неприятно озадачен отсутствием дисциплины в армейском клубе.
Главными нарушителями спортивного режима оказались Александр Гусев, Борис Александров, Владимир Петров. Валерий Харламов в «святых» не ходил, но рюмка не мешала ему в борьбе с соперником. Как-то хоккеисты не вовремя выпили накануне ответственного матча и проигрывали чехам со счетом 2:0. Злой на весь мир Виктор Тихонов нервно бормотал: «Одни враги, снимаю с игры!». Хоккеисты отстояли Харламова и Васильева, попросив тренера дать им возможность реабилитироваться. Когда наша сборная выиграла, этих двоих назвали героями матча: на счету Васильева оказалась результативная передача, а Харламов забил две шайбы. Тихонова попустило: «Может, разрешить им пить в порядке исключения?». Но более радикальное предложение родилось у министра спорта Павлова. «Ребята, - обратился он к провинившимся, - захотите выпить, вот ключи от моей дачи, поезжайте и бухайте, лишь бы не на сборах, а то и другим захочется».
Смерть на трассе
В 1981 году семикратный чемпион мира, одиннадцатикратный чемпион СССР и обладатель Кубка европейских чемпионов объявил о завершении спортивной карьеры. Валерий Харламов собирался завоевать Кубок Канады и достойно попрощаться с болельщиками. Но Виктор Тихонов его в Виннипег не взял, припомнив нарушение режима. Для оставшегося в Москве Харламова тренерское решение оказалось фатальным. Рано утром 27 августа Валерий возвращался с дачи с женой Ириной и ее братом Сергеем. Двоих детей - 5-летнего Сашу и названную в честь бабушки 4-летнюю Бегониту, к счастью, оставили с тещей на даче (сын и дочь тоже стали спортсменами: Александр, как и отец, хоккеист, долго играл под отцовским номером 17 в ЦСКА, потом уехал играть в Америку, сына назвал Валерием в честь деда; а Бегонита - мастер спорта по художественной гимнастике). На 74-м километре Ленинградского шоссе управлявшая машиной Ирина не удержала «Волгу» на мокрой трассе. Автомобиль вылетел на встречную полосу и столкнулся с грузовиком. Мужчины погибли сразу, Ирина - спустя несколько минут. Узнавшая о случившемся советская сборная посвятила победу на Кубке Канады погибшему товарищу. На месте его гибели стоит знак - шайба из мрамора весом в полтонны с мемориальной надписью: «Здесь погасла звезда русского хоккея. Валерий Харламов».
Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в ...".
Валерий Харламов - коренной москвич, родился в ночь девичьих гаданий - на Старый Новый год, с 13-го на 14-е января 1948 года. Родила его испанка по имени Бегонита (полное имя - Арибе Аббад Хермане). В 1936 году она двенадцатилетней девочкой приехала в Москву в числе беженцев из охваченной гражданской войной Испании. Закончив школу, трудоустроилась на завод «Коммунар», где и познакомилась с мужем Борисом Сергеевичем. Отец будущей хоккейной звезды и сестры Валерия Татьяны работал на том же предприятии слесарем-испытателем. По иронии судьбы, первенец родился в машине: схватки у матери начались по пути в роддом. А Валерием родители назвали сына в честь летчика Чкалова. Они видели в нем будущего героя, несмотря на то, что мальчик родился слабеньким и весил меньше нормы.
Коньки Харламов освоил в семь лет. С детства хотел стать таким же популярным, как Иван Трегубов и Всеволод Бобров. Вот только здоровье подвело: в 13 лет переболел осложненной ангиной, после чего врачи констатировали порок сердца. Физическая активность была запрещена: Харламову нельзя было посещать даже школьные уроки физкультуры. Ни бегать, ни прыгать, ни плавать ему не разрешалось. Даже портфель нельзя было носить без посторонней помощи. Мать с вердиктом врачей смирилась: лучше он не станет хоккеистом, чем умрет. А отец поступил по-своему и записал сына в хоккейную секцию при первой же возможности - в 1962 году открылся летний каток на Ленинградском проспекте. Брали туда мальчишек помладше, начиная с 1949 года рождения, но худосочный Валерий выглядел на их возраст и обманул зрение второго тренера ЦСКА. Самое интересное, что «переростка» Харламова зачислили в секцию единственным из десятков кандидатов.
Очень быстро Харламов завоевал сердце наставника Бориса Кулагина, став одним из лучших игроков детской и юношеской спортивной школы ЦСКА. Лишь главный тренер Анатолий Тарасов некоторое время относился к хоккейному дарованию с недоверием. Он ставил на сильных парней, ориентируясь на их будущих мощных соперников. «Канадские хоккеисты по сравнению с нашими - гиганты, - объяснял главный тренер, - как же мы их одолеем с нападающими-карликами?». В итоге низкорослого Харламова в 1966 году отправили во вторую лигу - в чебаркульскую «Звезду», армейскую команду Свердловского военного округа. Но там случилось чудо: за один сезон перворазрядник Харламов забросил в ворота соперников 34 шайбы! Майор Владимир Альфер (тренер «Звезды») сообщил о сенсационном хоккеисте в Москву. Там не поверили. А когда Кулагин своими глазами увидел в 1967 году юное дарование в игре, то сразу же вызвал его на сбор в ЦСКА.
«Играть нужно красиво», - говорил Харламов. И у него это хорошо получалось. Его игрой зрители наслаждались как искусством, а спортсмены восторженно изучали непредсказуемые ледовые маневры для наследования. В 1967-68 годах родилась прославленная армейская тройка Харламов - Петров - Михайлов. Команда ЦСКА выиграла первенство СССР, и вместе с ней стал чемпионом Валерий Харламов. А в 1969 году он стал чемпионом мира - в 20-летнем возрасте! Это был рекорд в советском хоккее.
Осенью 1972 года Валерий Харламов покорил «хоккейную Мекку» - Северную Америку. На лед монреальского «Форума» он вышел в серии матчей между сборными СССР и Канады в амплуа лучшего хоккеиста Старого Света: к тому времени Харламов уже снискал славу самого талантливого игрока не только советского, но и европейского хоккея. Не признавали силу соперника лишь канадцы - и игроки, и болельщики не допускали мысли, что их лучшую в мире сборную кто-то может превзойти. Но первая же встреча с советской командой 2 сентября 1972 года закончилась для «кленовых листьев» разгромом. Счет 7:3 поверг канадцев в шок.
И две шайбы забил в том матче Валерий Харламов. Рослые канадцы называли соперника «малышом» и очень конфузились, когда «малыш» обыгрывал могучих профессионалов НХЛ. В конце концов, канадский тренер предложил Харламову миллионный контракт: если враг не сдается, нужно его сделать другом. Но советский спортсмен отшутился: без Михайлова и Петрова он в хоккей не играет. Канадцы не отступили: «Возьмем всех троих!». Возьмут-то они, возьмут, да кто же им даст! В НХЛ наших звезд не отпустили. Тем не менее, Валерий Харламов - один из немногих европейских хоккеистов, чье фото висит в Зале хоккейной славы в Торонто. До него такой чести удостоились только Владислав Третьяк и Вячеслав Фетисов.
В 1975 году Валерий Харламов познакомился со своей будущей женой - 19-летней Ириной Смирновой. Дело было в ресторане. Ирина отмечала день рождения подруги, а хоккеисты отдыхали за соседним столиком. Когда Валерий пригласил понравившуюся девушку на танец, она подумала, что он - таксист. Кожаный пиджак и кепка - чуть ли не униформа таксистов той поры. А когда ухажер предложил подвезти красавицу домой на новенькой «Волге», девушка укрепилась в своей мысли - личную «Волгу» простые смертные не имели. О том, что ее новый знакомый - звезда хоккея, Ирина узнала от друзей. А в начале 1976 года она родила хоккеисту сына Александра. 8 марта родители Валерия впервые увидели невестку, а теща - зятя. Пришел Валерий к матери Ирины с детской коляской. «Неужели это тот самый Харламов? - воскликнула теща. - Можно потрогать, а то не верится?». «Я думал, вы с восьмого этажа меня сбросите», - улыбнулся Валерий.
Той же весной Ирина и Валерий расписались. Но вскоре радостное событие омрачилось происшествием, едва не ставшим трагедией. Ночная поездка закончилась аварией. Валерий не справился с управлением и разбил свою «Волгу» вдребезги. Пострадали и люди: тяжелые травмы получил водитель и пассажиры. Валерий два месяца провел на больничной койке с переломами ребер и ног, а Ирина получила переломы и черепно-мозговую травму. Но если женщине не нужно было думать о выходе на лед, то для Харламова вопрос стоял очень серьезно: врачи не гарантировали, что он сможет когда-нибудь вернуться в хоккей.
Но Харламов опять поступил вопреки прогнозам: осенью 1976 года хоккеист вновь вышел на лед и показал прежний класс игры, развеяв сомнения скептиков. После игры с «Крыльями Советов» главный тренер ЦСКА заявил, что Валерий Харламов - гордость страны.
К этому времени знаменитый хоккеист уже был двукратным чемпионом Олимпийских игр, шестикратным чемпионом мира и шестикратным чемпионом СССР. А еще это был, пожалуй, единственный хоккеист в Советском Союзе, которого любили абсолютно все болельщики, без малейшего исключения.
Главными нарушителями спортивного режима оказались Александр Гусев, Борис Александров, Владимир Петров. Валерий Харламов в «святых» не ходил, но рюмка не мешала ему в борьбе с соперником. Как-то хоккеисты не вовремя выпили накануне ответственного матча и проигрывали чехам со счетом 2:0. Злой на весь мир Виктор Тихонов нервно бормотал: «Одни враги, снимаю с игры!». Хоккеисты отстояли Харламова и Васильева, попросив тренера дать им возможность реабилитироваться. Когда наша сборная выиграла, этих двоих назвали героями матча: на счету Васильева оказалась результативная передача, а Харламов забил две шайбы. Тихонова попустило: «Может, разрешить им пить в порядке исключения?». Но более радикальное предложение родилось у министра спорта Павлова. «Ребята, - обратился он к провинившимся, - захотите выпить, вот ключи от моей дачи, поезжайте и бухайте, лишь бы не на сборах, а то и другим захочется».
В 1981 году семикратный чемпион мира, одиннадцатикратный чемпион СССР и обладатель Кубка европейских чемпионов объявил о завершении спортивной карьеры. Валерий Харламов собирался завоевать Кубок Канады и достойно попрощаться с болельщиками. Но Виктор Тихонов его в Виннипег не взял, припомнив нарушение режима. Для оставшегося в Москве Харламова тренерское решение оказалось фатальным. Рано утром 27 августа Валерий возвращался с дачи с женой Ириной и ее братом Сергеем. Двоих детей - 5-летнего Сашу и названную в честь бабушки 4-летнюю Бегониту, к счастью, оставили с тещей на даче (сын и дочь тоже стали спортсменами: Александр, как и отец, хоккеист, долго играл под отцовским номером 17 в ЦСКА, потом уехал играть в Америку, сына назвал Валерием в честь деда; а Бегонита - мастер спорта по художественной гимнастике). На 74-м километре Ленинградского шоссе управлявшая машиной Ирина не удержала «Волгу» на мокрой трассе. Автомобиль вылетел на встречную полосу и столкнулся с грузовиком. Мужчины погибли сразу, Ирина - спустя несколько минут. Узнавшая о случившемся советская сборная посвятила победу на Кубке Канады погибшему товарищу. На месте его гибели стоит знак - шайба из мрамора весом в полтонны с мемориальной надписью: «Здесь погасла звезда русского хоккея. Валерий Харламов».