[✍] Терменвокс, 20-е годы: время мечтателей [1]

Oct 06, 2005 22:12

Пока я жду, что ко мне из Америки приедет Moog Etherwave, и после недавнего концерта в "Крокус-Экспо" захотелось написать немного об истории терменвокса.

Мне попалась рекламная брошюра RCA Victor - эта американская компания выпускала терменвоксы с 20-х годов XX века.

Абсолютно новый уникальный музыкальный инструмент, на котором может играть каждый.

Так сказано на титульном листе.



Рекламщики RCA, видимо, были слишком оптимистичны. Или, как тогда это называлось, "мечтатели". И я не знаю, насколько к этому был причастен сам Лев Термен. Он-то точно был мечтателем - в хорошем смысле слова.

По сути, в брошюре напрямую утверждалось, что на этом инструменте сможет играть любая домохозяйка - например, чтобы развлечь гостей приятной музыкой... Терменвокс, как полагала компания RCA, вполне мог заменить граммофон как средство развлечения и пианино как инструмент для домашнего музицирования.

На самом деле первые модели (собственно, все модели, которые выпускались вплоть до 1960-х годов) были малопригодны для освоения неподготовленным человеком. Сам метод игры - бесконтактный, и это делало подбор мелодии на слух непростым занятием. А ориентироваться приходилось только на слух - ноты на терменвоксе нужно находить в воздухе.

К тому же строй инструмента постоянно плыл. Ведь это были ламповые модели: нагреется лампа, и строй поехал. По этой причине концертирующие терменвоксисты старались свой инструмент включать как минимум за полчаса до концерта, чтобы он прогрелся и "плыл" более предсказуемо (если это можно назвать предсказуемостью). Но это еще не все. Случись перепад напряжения в сети - тот же эффект, строй съехал. Кто-то прошел мимо - опять проблемы.

Воздушный гриф был абсолютно не равномерен - длина каждой октавы была разной. Вот и попробуй на этом сыграй в условиях, когда прыгает напряжение в сети, греется лампа, кто-то ходит мимо.

Так что домохозяйки, несмотря на прогнозы RCA, терменвокс не освоили. Хотя инструмент всегда привлекал внимание народное.

Понятно, что утверждение, что эту штуку может освоить каждый, было просто тонким пиар-ходом. Хотя, может, время было такое? Что-то есть тут общее с футуристическими утопиями Ивана Ефремова... В "Туманности Андромеды", помнится, был солнечный рояль с тройной клавиатурой (а также некий аналог современному сервису "music on demand"), и в какой-то момент Дар Ветер (не путать с Дартом Вейдером), желая послушать в переложении для этого рояля симфонию "тринадцатую космическую фа минор синий", обращается к оператору секции электроплавки (sic!) - это была "застенчивая и молчаливая женщина" - чтобы она ему сыграла.

Да, конечно же, это просто было такое время...



ENGLISH:

While I am waiting for Moog Etherwave to arrive from the US, and I have time to relax after a recent concert at the Crocus Expo, I want to write a little bit about the history of the theremin. I came across a promotional brochure by RCA Victor - this American company manufactured theremins in the 1920s.

An absolutely new unique musical instrument anyone can play.

This is what the title page says.

The RCA advertisement seems to be too optimistic. Or those people were rather dreamers. And I do not know whether Leon Theremin really thought that anyone could play his instrument. But as for him, he was definitely a dreamer - in a good way.

In fact, the booklet states that a housewife can play this instrument - for example, to entertain guests by pleasant music... Radio and especially television had not yet made their way into every house at the time, but the theremin, as RCA believed, could do it and replace the phonograph as a means of entertainment and piano for domestic music-making.

In fact, the first theremins (actually all models manufactured up to 1960s) were of little use for an unprepared learner. The method of playing is contactless, which makes tuning to notes by ear a difficult task. And you have to be guided only by ear, as theremin notes are to be found in the air.

In addition, the tuning of the theremin itself was prone to constant shifting. After all, those models were based on tubes: as the tube warmed up, the tuning changed. For this reason, a theremin player had to switch on the instrument at least half an hour before the concert, so it could warm up and detune in a more predictable way (if you can call this "predictable" at all). But it is only part of the story. The voltage drop could cause detuning, too. Someone walked by the instrument and this again could shift the tuning.

More than this, the air "neck" of the theremin was not uniform: each octave had a different length. So you can imagine trying to play it when the power supply voltage drops, the tube warms up, and someone walks by.

So housewives, despite RCA's predictions, never mastered the theremin. But the instrument always attracted people's attention.

It is clear that the statement that anyone can learn to play this thing, was just a clever PR move. Although, maybe the time was that optimistic? There is something common with the utopian ideas of Ivan Efremov… In his "Andromeda", he described a solar piano with a triple keyboard manual (as well as some analogue of contemporary music on demand service), and at some point Dar Veter (the main protagonist, not to be confused with Darth Vader), wishing to listen to the solar piano adaptation of the piece titled "13th Blue Cosmic Symphony in F Minor", asks an electrosmelting operator (sic!) - she was the "shy and silent woman" - to play it for him.

Yeah, of course it was just such a time...

Продолжение следует.

© E. Lynn S. (yours truly)

Апдейт: Фотография перезалита.

P.S. Я на следующей неделе на выставке «Музыка Москва» (о чем будет отдельный пост, когда у меня соберутся все фотографии).



Журнал cyber_hippie был открыт в 2005 году.
С 2006 года велся в режиме friends-only.
Часть записей в блоге опубликована в билингва-варианте (русский + английский).
Битые ссылки в старых записях обновляются по мере сил, фотографии перезаливаются.

In English: Launched in 2005, this blog was mostly just for friends.
Some blog entries are published in a bilingual version (Russian + English).
Broken links and photos in old posts are updated whenever possible.

my articles мои статьи и переводы, 2005, music музыка, bilingual posts билингва

Previous post Next post
Up