Погостив несколько дней на Кубани я поехал дальше. В Крым. В Планах было проехаться по новой трассе "Таврида" до Севастополя и вернуться назад южным побережьем. Мост через Керченский пролив конечно впечатляет:
Меня предупредили о редких заправках и дорогом топливе, но никто не сказал что связи в Крыму нет. Как только я пересек мост мои дальневосточные номера сказали привед, а московский ушел в дикий роуминг, как будто я не в нашем Крыму, а в ихней Японии.
Пейзажи трассы "Таврида" в большинстве напоминают Бурятию. Ограничение скорости 60 км/ч. Ехать надо около 300 км. Камер натыкали много и не заработать штраф даже на моем тихоходном баркасе тяжело. Собственно мне повезло, по штрафам я уложился в 250 рублей. Благо люди добрые фарами моргают, предупреждают о засадах.
Так как связи у меня не было, карт тоже, а покупать симку я не хотел, то ехать пришлось по заранее проложенному курсу. На фото яндекс ведет меня по лучшим улицам Симферополя, я не сопротивляюсь)
В районе Бахчисарая
Подъезжаю к Севастополю, с права в кадре очередная новая камера
Севастополь. Интересно что тут много многоквартирных домов с индивидуальным отоплением на квартиру. Очень удобно не зависеть от центральной котельной и отапливать себя когда захочется. Сейчас февраль, пасмурная погода и я в легкой осенней ветровке. В это время на Дальнем Востоке у меня обычно сопля на лету замерзала.
Мыс Херсонес, Херсонесский маяк. Справа РЛС «Днепр-М».
Мыс Феофан
Тут же, на Херсонесском полуострове, расположена знаменитая 35-я бронебашенная батарея. Всего было построено три таких больших батареи. №35, №30 - почти рядом, на северной стороне Севастополя и № 981 имени Клима Ворошилова на острове Русский во Владивостоке. Ворошиловская сразу получила трехорудийные башни с линкора "Полтава" и не разу не открывала огонь по врагу. Батареи 35 и 30 изначально были вооружены двухорудийными башнями. Предназначенные для ведения боевых действий против сильного морского агрессора, батареям пришлось отражать его нападения с суши. В процессе обороны Севастополя первой пала батарея №30, орудия ее были взорваны, но после войны ее восстановили и поставили два оставшиеся орудия с линкора "Полтава" ранее предназначенные для еще не построенной батареи в Одессе. Сейчас батарея №30 на консервации.
Батареи №35 досталась самая трудная доля, дальше отходить было некуда. В процессе интенсивного обстрела позиций вермахта, из за преждевременного выстрела, когда затвор орудия был закрыт не полностью, 2-я башня взорвалась и была выведена из строя. По рассказам очевидцев взрыв был настолько сильный, что сама башня подлетела на метр вверх. Весь орудийный расчет погиб. Однако в боевых условиях, всего за 2,5 месяца, башня была восстановлена!
В конце июня 1942 года 35-я ББ стала местом дислокации командных пунктов Приморской армии и Севастопольского Оборонительного Района (СОР). К этому времени в её казематах находились многие командиры частей оборонявших город. Они готовились к эвакуации на Кавказ. После последнего заседания был приказ командиру батареи А. Я. Лещенко организовать прикрытие эвакуации и после израсходования боезапаса взорвать орудия и механизмы. Когда кончился боезапас, в ночь с 1 на 2 июля были подорваны обе башни и силовая станция. Командир 35-й батареи и группа бойцов успели уйти в Новороссийск на одном из катеров. Но так как потерны и большинство помещений орудийных блоков не были разрушены, вплоть до 12 июля они продолжали служить укрытием для последних сопротивлявшихся защитников Севастополя. В том числе в казематах пытались найти убежище и мирные жители Севастополя. Фашисты пытались «выкурить» защитников из помещений с помощью огнемётов, подрывных зарядов. Пускали в подземные ходы удушающие газы и заливали туда подожжённые бензин и горючие масла.
В послевоенный период 35-я береговая батарея не восстанавливалась, но 1945 по 1960 годы часть её сооружений использовались установленной на мысе Херсонес 130-мм береговой батареей № 723.
С 2007 года на территории батареи находится музейный историко-мемориальный комплекс «35-я береговая батарея». Проводятся бесплатные экскурсии по помещениям орудийного блока, в том числе со спуском в заглубленнную потерну и подземным выходом к мору в скале, откуда происходила тайная эвакуация высшего командного состава. Экскурсия очень эмоционально сильная, я даже не фотографировал.
Колодец второй бронебашни
Колодец первой бронебашни, до недавнего времени он был полностью завален обломками бетона и железа. Сейчас работники музея расчистили его. На территории при раскопках до сих пор периодически находят останки бойцов.
Мыс Фиолент, на нем так же стояла батарея, но была вооружена четырьмя 152-мм пушками. Во время обороны Севастополя прикрывали приморский фланг, топила торпедные и десантные катера неприятеля.
Дом в Севастополе
Раскопки Страбонова Херсонеса - древнегреческого города на южном побережье Крыма, о котором известно из свидетельства историка и географа Страбона.
На следующий день я отправился в Балаклаву...