Первый день начался уже с посадки в самолёт Японских авиалиний. Уже там нас порадовали вкусным японским обедом с суши и изумрудного цвета зелёным чаем, который мы всё время потом искали. Перелёт был долгим, 9 часов, ночным. Мы знали, что прилетим в японское утро, поэтому спать было НАДО, но... не хотелось. На экране впередистоящего кресла было интересно наблюдать полёт, увеличивать карты и смотреть фильмы. Я посмотрела японский исторический фильм о кухне самураев с английскими субтитрами и впечатлилась серьёзностью и ритуальностью отношения японцев к приготовлению еды. Захотелось попробовать чего-то необычного, не такого, как в наших японских ресторанах. И это, действительно, удавалось каждый день! В самолёте мне всё же довелось поспать часок, а Ануп совсем не спал. Вот в таком состоянии нас и принял гид в автобус ранним японским утром. И сразу с самолёта мы отправились на остров Одайба.
Одайба - это крупный искусственный остров в Токийском заливе, соединённый огромным Радужным мостом с центром Токио. Я уже не раз замечала, что то, что я даю на курсах, потом воплощается в реальности. Создавая курсы "Радужный мост", я даже не подозревала, что такой в действительности существует. Но вот, мы уже рядом с ним. В последний день путешествия мы снова приедем сюда, чтобы побродить и полюбоваться этим "островом будущего", как его называют.
А пока рассматриваем из окна автобуса здание FUJI TELEVISION с огромной сферой, в которой находится обзорная площадка.
Но наш путь лежит в национальный музей развития науки и инноваций Мираикан. Музей создавался как главная витрина футуристических японских достижений, он полностью интерактивный, почти всё можно трогать, щупать и включать.
Ну не всё, конечно. На знаменитого робота Асимо можно только смотреть. По определённому расписанию он устраивает шоу с танцами и общением. Asimo (сокращение от Advanced Step in Innovative MObility) - робот-андроид. Создан корпорацией
Хонда, в Центре Фундаментальных Технических Исследований Вако (Япония). Последняя версия робота, выпущенная в 2011 году, имеет рост 130 см, массу 48 кг и он способен передвигаться со скоростью до 9 км/ч.
Click to view
Согласно неофициальной версии, своё имя ASIMO получил в честь фантаста Айзека Азимова, придумавшего три закона робототехники. Сейчас существует около ста таких роботов. Производство каждого обходится в миллион долларов, но купить их нельзя, а вот взять в аренду можно, всего за 14 тысяч долларов в месяц.
Асимо умеет распознавать движущиеся объекты, обходить препятствия, ходить по лестнице, узнавать знакомые лица, понимает язык жестов и может понимать речь 3-х человек одновременно. Конечно, он умеет пользоваться интернетом. Может общаться с гостями по домофону, открывать дверь, встречать посетителей и провожать их к хозяину. Да много чего ещё....
Перед роботом на полу тесными рядами сидели ребятишки. Я спросила, почему они не в школе. Мне пояснили, что это они в школе. Так занимаются.
Эти серебристые стойки, напоминающие парковки-небоскрёбы, на самом деле, модель работающего интернета. Справа можно набрать сообщение из белых и чёрных шариков, условно обозначающих нули и единицы - биты информации, и понаблюдать, как они будут двигаться к адресату.
Трудно пройти мимо этих забавных кукол. Если говорить сзади в микрофон, то рот куклы будет анимироваться и двигаться в соответствии с твоими словами.
Это модель города будущего. Так японцы себе его представляют. Модель открыта для внесения новых идей. Вокруг находится множество компьютеров, где ты можешь не только изучить модель, но и внести свои предложения, которые рассматриваются.
Гигантский земной шар, оживающий между этажами, сразу привлекает внимание. Он состоит из огромного количества экранов, картина на которых постоянно меняется. Можно изучать разные аспекты жизни нашей планеты.
Внизу установлены удобные лежаки для наблюдения за шаром. Лежат и наблюдают семьями. Здесь мы уже видим женщину в маске. И ещё много раз увидим японцев в масках. Нет, они не больны и не боятся вирусов. Просто в это время цветёт кедр и другие растения, вызывающие аллергию. Говорят, специальные маски создают довольно надёжную защиту.
Поднимаясь по большому спиральному прозрачному коридору, можно приблизиться к шару и рассмотреть его ближе.
Поднимаясь всё выше и выше, мы оказываемся на последнем, космическом этаже и... сразу попадаем на настоящую космическую станцию.
Кажется я уже в невесомости....
Надписи, в основном, по японски, по английски как-то очень кратко. Мы поняли только, что это генератор энергии. Ну очень завораживает, как в фантастических фильмах.
Меня, конечно, очень интересует, чем тут дети занимаются. Все эти стенды полностью интерактивные. Двигая, вращая и нажимая эти огромные кнопки и колёса, ребёнок постоянно меняет и анимирует картинку.
Не совсем понятно, что именно надо делать, но очень хочется почувствовать себя японским школьником, поэтому я тоже всё кручу и анимирую.
Здесь работают детки постарше. Всё живёт и двигается, как в фильме "Матрица".
А вот это я не могла пропустить! Попробуй себя в роли хирурга. Удали пациенту опухоль при помощи дистанционных манипуляторов. Маленький японец передо мной успешно справился, и я с уверенностью взялась за дело. А... вот совсем это не просто! Через определённое время моих попыток, на экране сообщили, что пациент не выжил. Эххх.... Не быть мне хирургом!
Можно рассмотреть каждый слой головного мозга. Вот как там у нас внутри!...
Тем временем, картина на земном шаре, видимом отовсюду, поменялась. Можно понаблюдать, как выглядит Земля из космоса.
Этот необычный радужный скейтборд, на самом деле, тоже робот.
И этот милый пушистик тоже. Он реагирует на прикосновения.
Спускаемся ниже. В нашем состоянии - полное ощущение, что находишься в фантастическом сне.
Взглянем на нашу Землю ещё раз снизу. Последняя мысль была о том, что как хорошо бы было улечься на наблюдательную лежанку, созерцая Землю со стороны, часов так на несколько... Но мы уже последние бежали в автобус. Кстати, с каждой экскурсии бежали последними, за что получали замечание... Самое большое страдание для фотографа - торопиться!
Мы ехали в Японию специально на цветение сакуры, и конечно, взгляд постоянно искал её по сторонам. Представлялась, что это будет в специальных парках... Но что она вот так буйно и неожиданно выплеснется белой пеной в обычных городских кварталах... Это фото из окна автобуса.
Сакуры любят высаживать вдоль рек и каналов. Они словно полощут в воде свои белые пушистые руки.
Привлекает внимание неожиданная скульптура. Как вы думаете, что это? У всех разные ассоциации. Но на самом деле на противоположном берегу располагается штаб-квартира пивоваренного концерна Асахи. По замыслу знаменитого дизайнера Филиппа Старка в формах здания должны читаться ассоциации с бокалом пива и факел «пламя Асахи», но японцы ласково и упорно называют факел золотой какашкой:).
Высадившись в центре Токио, движемся по небольшой узкой улочке. Здание с часами - это школа. Ученики в жёлтой уличной форме играют на спортивной площадке под сакурами.
Мы пришли в район Асакуса и сразу оказались в оживлённой и праздничной атмосфере. Впереди - древнейший храм Асакуса Каннон, в который мы заглянем немного позже.
Удивительной красоты пагода рядом с храмом, а за поворотом в узкой улочке....
...вот такие нереальные деревья, усыпанные цветами. Невозможно было оторвать глаз от них, видимо, после затянувшейся московской зимы... Всё-таки март ещё...
Эти чудесные деревья с цветами разных оттенков - камелии из семейства чайных. Их существует около 80 видов. Своё название цветок получил в честь моравского натуралиста и священника Г.И.Камелиуса (1661-1706), который впервые привёз камелию в Европу с Филиппин. Это вечнозелёные кустарники или небольшие деревья с кожистыми глянцевыми листьями. Цветение длится до трёх месяцев.
Маленькая, очень колоритная хижина в старинном стиле оказалась ресторанчиком, где нам накрывали обед.
Во всех ресторанах принято снимать обувь. Столики низкие, для традиционного сидения по-японски на коленках. Но под столами сделаны углубления для ног. Это для тех, кто не может больше минуты просидеть на коленях, для нас значит. Нас предупредили, что ресторан со старинной традиционной кухней. Все блюда (их было несколько перемен) оказались очень необычными, но вполне съедобными, а иногда даже вкусными! Некоторые из нашей группы ничего не могли съесть и возмущались по этому поводу. Наверное, не выспались. Нам же всё понравилось! Особенно, когда в конце трапезы началась игра на сямисэне.
Сямисэн - японский традиционный щипковый трёхструнный музыкальный инструмент. Ближайший европейский аналог сямисэна -лютня. Он появился в Японии примерно в XV-XVI веках. Изготовляется сямисэн из дерева твёрдых пород (красное дерево используется для изготовления дорогих инструментов). Корпус обтягивается кожей. Играют на сямисэне большим плектром «бати», который изготовляется из дерева, слоновой кости, панциря черепахи, буйволиного рога, пластика. Струны изготавливаются из шёлка или нейлона.
Звук у сямисэна очень необычный, бати одновременно и трогает струну, и стучит об корпус. Получается такое яркое, насыщенное звучание. Или может молодые японцы были столь энергичны? На сямисэне в обязательном порядке должна уметь играть гейша, наверное, у неё будет немного другой звук.
Молодой исполнитель слева оказался ещё и композитором. Он называл произведения и комментировал их весьма поэтично. Например, что-то вроде "Ветер и снег". Ни за что бы не догадалась! Хотя может у них в Японии такие энергичные снегопады?
Click to view
Снимала на телефон прямо во время трапезы.
После обеда у нас было свободное время для прогулки по храмовому комплексу.
Не странно ли, что мы сразу устремились к первой же сакуре?
Так и хочется к ней прикоснуться, под ней сфотографироваться...
Сакуры цветут со всех сторон огромного храма Асакуса Каннон. Настоящее его название Сэнсо-дзи (храм молодой, бледной травы). Согласно преданию, рано утром 18 марта 628 года, два рыбака ловили рыбу в реке Сумида. Вдруг, что-то почувствовав, они вытащили свои сети и нашли статую бодхисаттвы Каннон. Среди многих Будд, бодхисаттва Каннон считается самым сострадательным божеством, доброжелательно отвечающим на молитвы людей.
Специально для найденной статуи божества был построен храм. Местечко Асакуса было в 7 веке небольшой рыбацкой деревушкой в Токийском заливе. Однако район стал расцветать из-за прибывающих для поклонения людей. Позднее храм Сенсо-дзи стал официальным местом молебнов японских сёгунов. Это самый старый храм в Токио.
Сейчас в храме как раз проходит молебен.
Но чтобы войти в храм, надо сначала очиститься. Например, дымом от специальных палочек.
Их можно купить целой пачкой и поджечь, воткнув в песочек.
Вход в храм очень оживлённый. Слева - очищение огнём, а справа - водой.
Вот такие дракончики предлагают набрать чистейшей воды в приготовленные ковшики.
Можно омыть руки, умыться и даже выпить этой воды.
Нравятся мне драконы, ведь я сама - Дракон)). Этот - очень симпатичный!
Этот персонаж, похоже - их властелин!
Такая свастика наоборот - знак буддистского храма. Даже на картах и планах храмы изображаются этим значком.
На старинной площади целый комплекс различных храмов.
Ошеломляющая сакура в лучах ослепительного полуденного солнца закрывает небо.
Рядом с застывшим Буддой кажется, что это цветение продлится вечно, а не всего неделю...
Японцев с детства приучают к любованию и созерцанию... В эти дни все выходят на улицы и просто любуются...
У японцев очень популярны маленькие собачки и кошки. Они любят их наряжать и выводить гулять в специальных колясочках. В некоторых парках можно за определённую плату взять собачку и погулять с ней на поводке или в колясочке. Животных в Японии нельзя потерять. Все стоят на строгом учёте и имеют специальный чип, по которому всегда легко вычислить хозяина.
Существует много разновидностей сакуры, разных оттенков и форм цветов и веток.
У плакучей сакуры все ветки аккуратно подпираются ровными опорами, которые только усиливают эффект цветочного водопада.
За каждым поворотом - новая игра красок.
Листьев пока нет. Только крупные, но воздушные гроздья цветов.
У статуи Будды - обязательные лотосы. А у входа в храм - надпись "Не входить в обуви".
Впечатлений уже много, а вот скамеек нет. Зато как хорошо посидеть в тени на камнях, замерев рядом с каменной черепахой. Можно увидеть что-то необычное.
Например, вот такой памятник японской бабушке.
Анупу нравится фотографироваться со львами. Пока он его разглядывал, я заметила у неприметного входа в здание среди иероглифов слово "Garden" (сад). Проверим, вдруг и правда сад? Удача! Заплатив 300 йен на входе (примерно 100 руб) мы сначала попали на выставку.
Какой дракон колоритный!
Дракон охраняет вход в на выставку старинного японского искусства. Очень интересно, но снимать нельзя.
Только одна картина на выходе.
И прямо из музея мы попадаем в японский сад!
Не просто старый, а очень старинный сад! Построил его Kobori Enshu (1579-1647), знаменитый планировщик садов эпохи Эдо.
В прозрачном пруду плавают роскошные карпы кои. Собственно, "кои" и есть карп по-японски. Карп кои, более точно, парчовый карп - декоративный одомашненный подвид карпа обыкновенного. Карпом кои может считаться рыба, прошедшая 6 селекционных отборов.
Японцы трепетно оберегают старые сакуры, обеспечивая опору каждой веточке. В благодарность, те обильно цветут!
Не все сакуры пахнут, но эта источает прохладный нежный аромат.
Камни и каменные фонари - непременный атрибут японского сада.
Примерно 2500 лет назад карпы были завезены в Китай с территорий, прилегающих к
Каспийскому морю. Первые упоминания о них в Японии относятся к XIV-XV векам н. э. Вероятно, карп был завезен переселенцами из Китая. Позднее японские крестьяне стали выращивать его в искусственных водоемах для употребления в пищу.
Иногда у некоторых карпов появлялись отклонения в окраске, рыбы с нестандартным рисунком не шли в пищу и содержались дома. Постепенно выращивание цветных карпов переросло в увлечение крестьян. Хозяева скрещивали своих рыб, получая при этом новые цветовые вариации. Данное увлечение стало популярным также в среде купцов и знати и постепенно распространилось по всей Японии. Сейчас во многих странах действуют клубы и ассоциации любителей кои, проводятся выставки и шоу.
Не правда ли, кажется, будто идёт снег? Это раннецветущие сакуры уже начинают ронять лепестки.
На террасу небольшого чайного домика выносят для всех желающих свежезаваренный изумрудно-зелёный чай Мат-ча. Он представляет собой смолотые в порошок верхние молодые листочки чайного куста. Можно пить и созерцать, усиливая ощущения.
Мы решили выпить чая, конечно, под сакурой.
Чашечка бодрящего напитка была очень кстати тем, кто вторые сутки без сна.
А меня бодрит каждый новый цветочек камелии!
Насчитывается около 80 видов карпа кои. Выставки и соревнования проводятся примерно, как выставки собак. Рыб оценивают по разным показателям.
При рассматривании кои сверху, тело должно быть ровным и пропорциональным с обеих сторон.
Цветные пятна должны быть чётко ограниченными. Чистые, четкие границы самые предпочтительные. Цветовые пятна должны быть сбалансированными. Рисунок должен быть пропорциональным телу рыбы, то есть на крупной рыбе должен быть крупный рисунок.
А также оценивается осанка, или то, как кои держит себя в воде и как он плавает.
Вот такие требования к этим умным домашним животным!
Удивительный вид на чайный домик открывается с другой стороны пруда!
Неожиданные спелые мандарины.
Пагода так и просится стать центром любой композиции.
Во всём вокруг разлито столько спокойствия!... Будто вокруг не центр Токио, не многомиллионный мегаполис, а уединённый остров.
Но если поднять взгляд, можно увидеть современные жилые дома и Токийскую телебашню. Обратите внимание, их формы совершенно не нарушают красоты пейзажа.
И опустив глаза вниз, можно снова попасть в эпоху каменных фонтанчиков с плавающими в них цветами.
Кажется, огромный ворон является охранником этого заповедного уголка.
С грустью глядя на часы, мы покидаем гостеприимный садик.
Пробегаем мимо вывешенной на стене храма гигантской плетёной сандалии.
Мимо статуй божеств...
И обычных людей.
Это тоже чудо! Из окна автобуса мы видим как справа проплывают танцующие сосны в парке напротив императорского дворца! Их форма специально формируется садовниками.
Теперь взлетаем на лифте вверх, на Токийскую башню. Она на 13 метров выше, чем Эйфелева башня. Является самой высокой самонесущей башней из стали в мире.. Её построили в 1958 году, она долгое время была символом экономического возрождения Японии.
Обозреваем город с высоты 150 метров.
Вот так она выглядит в сувенирном варианте.
Если хотите пощекотать нервы и проверить свою смелость - встаньте на стеклянное окно и посмотрите вниз. Захватывает дух!
Спускаемся вниз...
Хочется улечься на цветочный ковёр рядом со смешными человечками-символами башни.
Привет, Токио! Привет, Япония! Это наш первый день.