Я случайно узнал об этом функционирующем памятнике истории, наткнувшись на сайт
http://www.banitis.lv/. Кстати, название не может не вызвать улыбки у тех, кто даже весьма приблизительно знаком с немецким и латышским языками: Bānītis - это вовсе не латышское слово, а немецкое Bahn - железная дорога и латышский уменьшительный суффикс. Все верно, дорога невелика, поезд, мягко говоря, едет медленно, но поездка оправдывает себя на все 100% и 2.30 лата (столько она стоит). Если Вы не спешите, конечно.
Где это все
Города
Гулбене и
Алуксне находятся на северо-востоке Латвии, примерно в 200 километрах от Риги, недалеко от границы с Эстонией и Россией и считаются этакими медвежьими углами. Во всяком случае, за 22 года, которые я провел в Латвии, я не помню, чтобы мне доводилось их посещать.
Поездка автобусом из Риги займет около 4 часов. Советую выяснить расписание, потому, что ходят они с интервалом в 3-4 часа, так что, не попав на нужный автобус стоит отказаться от поездки, вы гарантированно не успеете на поезд, которых всего 2 в день.
По дороге автобус минут на 15 останавливается в городке Смилтене. Советую не терять времени даром: за эти 15 минут можно успеть совершить обзорную экскурсию по основным достопримечательностям города, сходить в туалет, выпить кофе (кстати, весьма неплохой для автовокзала) и перекинуться несколькими словами с водителем.
Стоит спланировать поездку таким образом, чтобы до отправления поезда у вас было минут 40 погулять по депо Гулбене.
Вокзал Гулбене
Здание вокзала не перестраивалось с начала 20 века. Кстати, обратите внимание на 2 колеи: справа - русская широкая колея (1520 мм), слева - узкая колея (750 мм) последней в странах Балтии действующей пассажирской узкоколейки.
Изнутри вокзал выглядит более-менее так, как он выглядел лет 100 назад. Пассажиров, надо полагать тогда было больше. Состояние вполне приличное.
Механическая стрелка. В детстве любил такие стрелки переводить на маневровых участках между станциями Торнякалнс и Атгазене. Опять же, обратите внимание на разницу в ширине колеи. Широкая российская колея ведет через Пыталово в Псков.
Кто скажет для чего этот агрегат предназначен? Намек: любое депо мира постоянно жалуется на их нехватку.
Вас наверняка заинтересует для чего этот узкоколейный уродец предназначен? Это снегоуборочный вагон выпуска начала 50х годов прошлого века. Обшит вагонной доской, оборудован печкой-буржуйкой. Вроде бы на ходу.
А вот это - конечно, тоже реликтовый динозавр, но уродцем его не назовешь. Настоящий советский паровоз. Вполне функционирующий, впрочем, пускают его очень редко и по особым случаям: дрова нынче дороги. Обратили внимание, что к нему прицеплен лишь один вагон?
Сзади к вагону приставлена вот такая лестница, поднявшись по которой мы попадаем...
...В передвижной райком! Зайти внутрь не удалось, дверь вагона оказалась закрыта, фотографировал через стекло. Объект законсервирован, видимо, ввиду непопулярности коммунистических идей, но рассмотреть все-таки можно: красные книжки с решениями каких-то съездов, счеты, арифмометр "Феликс", ламповый радиоприемник, почему-то флаг Эстонской ССР (в кадр не попал). Думаю, флаг Советской Эстонии повесили не со злого умысла: флаг Латвийской ССР достать не удалось (какой же коммунизм без дефицита?), а флаг ЭССР очень его напоминает: те же волны, только чуть выше, чем на флаге ЛССР. Явно импортный телевизор немного нарушает композицию. Чтож, коммунисты - тоже люди в некотором смысле.
А это - уже современность (относительная, конечно). Узкоколейный тепловоз (вернее мотовоз, если быть точным) ТУ2м, он то нас и повезет. Кстати, обратите внимание на 2 пары рельс. Обычно, чтобы одновременно пускать узкоколейные и обычные составы хватает 3х рельс. Зачем понадобились 4 мне не известно.
Поезд тронулся в путь. В единственном пассажирском вагоне состава, как видите, тесно не было. Был, впрочем, еще один вагон. Его зафрахтовала какая-то компания для корпоратива. Там было около 20 теток среднего возраста. Они вначале зазывали нас к себе, но потом, увидев недовольное лицо начальницы, резко передумали. И хорошо, что так, ибо их ожидал сюрприз. Нам предстояло преодолеть аж 33 километра пути. Это предполагалось сделать за полтора часа. На многих участках поезд плелся со скоростью в 12-15 км/ч, за то на некоторых разгонялся аж до 30. Кстати, ощущения от поездки - так себе: как будто вы сидите на табуретке, которую сильно раскачивают. Узкоколейный вагон качается намного сильнее обычного.
За то если открыть дверь на ходу, можно сделать вот такой замечательный снимок. Как видите, поезда здесь нечасты. Мечта любого эколожца.
Моя попутчица сошла вот на таком "вокзале". В расписании эта остановка значилась как "остановка по требованию". Неплохо для поезда. У кого требовать, спросите вы? А нужно просто кондуктора попросить. Он, убедившись, в серьезности Ваших намерений, позвонит по мобильнику машинисту, тот эту колымагу и притормозит. Кстати, у кондуктора и рация имелась, я спросил у него, почему бы не воспользоваться. Он объяснил, что машинист свою дома забыл, а возвращаться лень было. А дальше случилась беда...
Из под колес зафрахтованного вагона повалил густой дым. Поезд затормозил посреди какого-то болота. Несколько бандитов с закрытыми лицами а-ля Зорро залезли в вагон и уже через минуты вылезли с добычей. Добычей оказались ридикюли всех теток, которые там ехали. Тетки гуськом бежали за бандитами: какая женщина откажется от любимой косметички? Больше мы их не видели.
Машинист безучастно наблюдает за расправой. Эх не зря он рацию дома забыл...
Мы перебрались в опустевший вагон. Можно сказать, бизнес-класс.
В общей сложности, до Алуксне мы добрались за 1:45 вместо обещаных 1:30. Это - конечный пункт. Хотите знать куда идет поезд дальше?
А вот сюда, то есть никуда. Кстати, обратите внимание на здание слева. Сейчас выставлено на продажу. Хозяин хочет за него 100,000 евро. Думаю, согласится хорошо цену спустить. Продайте одну комнату вашей Тель-Авивской квартиры и получите такую вот загородную резиденцию. Там стены, по-моему, метровой толщины. Ядерный взрыв не выдержат, но артиллерийский снаряд остановят запросто.
Из-за опоздания поезда мы пропустили автобус на Ригу и отправились изучать окрестности. Город готовился к нашему приезду.
"Mēs būsim tā. Mēs būsim tā Kā balta svītra karogā.", пели алуксненские девы. Это значит "Мы будем так, как белая полоса на флаге". Красивая аллегория, но непонятная?
Вот так выглядит латвийский флаг (второй спереди). Увидели белую полосу? Такими алуксненские девы и собираются остаться. Кстати, латвийский флаг отличается от австрийского цветом красных полос и тем, что белая полоса в 2 раза уже, чем красные. Все-таки непонятно, что имелось ввиду в песне.
А еще в Алуксне имеется огромное озеро с островом, на котором построен замок (весьма порушенный временем и коммунистами), но об этом в следующий раз.