8 сентября - день, когда фашистские захватчики окружили Ленинград и началась блокада города.
В этот же день в 1943 году Красная армия освободила город Сталино (нынешний Донецк) и этот день считается днем освобождения Донбасса.
А у меня с этой датой теперь тоже связан собственный путь. Совпадений не бывает. Вчера я вернулась из блокированного в 2014 году бандеровцами Донбасса. И очень сильно этой долгожданной поездкой впечатлена. Дорога лежала в город Красный Луч, ставший мне родным.
Подробно описывать свои чувства и эмоции по случаю встречи с теми, о ком мы старались заботиться эти два года, здесь я не считаю возможным. Хотя бы потому, что этого не выразить словами. Поделюсь лишь некоторыми впечатлением и наблюдениями в формате четырех зарисовок.
Переходный период
Пришлось вести много идеологических бесед. Со взрослыми и с детьми мы обсуждали, как обычно две ключевых темы: украинский национализм и ситуацию, сложившуюся на Украине во время Великой Отечественной войны, а также современных бандеровцев с их травлей Донбасса. Сознательно мы включили в финал беседы разговор о геологии и большой мечте. Напомню, что в прошлый раз был
космос. И эта традиция будет продолжаться.
Но в этот раз особенно было заметно следующее. Люди боятся говорить о войне. Гонят эти мысли. Устали. Начался новый год после «успешного» в плане войны лета и хочется просто забыть.
Новые правительства, администрации, мэры и советы. Все формируется спонтанно, хоть и не без участия народа, но не сказать, чтобы сильно справедливо. И этим всем сомнительным структурам нужно говорить народу о патриотизме и являть патриотизм. Но какой, и на каком основании? Мы - Россия? Нет. Мы - ЛДНР? Непонятно. Мы - советские люди. Да, вот это близко, но кто сегодня серьезно может об этом говорить...Разве что на 9 мая. Поэтому вешают флаги народных республик и осуществляют контроль. Обо всем этом сухо
рапортуется в ЛИЦе : почтили память, провели телемост, передали подарки. Уже и не говорится о матери-России, а на передний план вышла дружественность двух государств. И на душе не скребут кошки, ведь в условиях перехода никакой правды и совести нет. Перестройка навязывает свой закон - джунглей и пожирания.
Город детей
Прогуливаясь непринужденно по городу, немного уставшая от многих переделанных дел и проектов, смен обстановок, я все же обратила внимание, как много детей на улице. Естественно, в относительном выражении. Да, это был будний день, но все-таки. Дети свободно гуляют: то по одиночке, то парами, то группами. На улицах, безусловно, нет толпы. Но все же. Дети, радостно гуляющие, бросаются в глаза сразу. И мамы с детьми иногда, и папы с колясками. А это значит единственное - город живет. Трудно, перебиваясь с хлеба на воду, но живет. И лучше и живее всех живет самая устойчивая структура - школа.
Во многом благодаря школам люди на Донбассе и выжили. Плотность, которая укрепилась между людьми во время войны, здесь чувствуется во всем. Не в каждой деревне в российской глубинке, как мне кажется, сохранилась такая плотность. А там она есть и этим пропитан воздух.
Разговаривая с директором одной из школ, я спросила как они ощутили переход во время войны, изменения в людях, все ли сплотились вокруг беды. И получила ответ: да, сплотились, но не все. Кто победнее - больше, кто много потерял - несколько обозлились. Война обозначила линию между людьми, даже теми, кто априори на одной стороне. Например, когда раздавалась гумпомощь для социально незащищенных семей, люди приходили и отказывались от нее, говорили, что мы не настолько нуждаемся, чтобы иметь к себе отдельное отношение. Уступали эту помощь в пользу других.
Слияние природы и истории
Редкие и стройные рощи деревьев и гул сухой травы. Величественные терриконы в бескрайних полях, под которыми на глубине километров тянутся лавы и штреки.Пространства такие, что невозможно не думать об Истории и человечестве.
Степь да степь кругом, путь далек лежит...Поле, русское поле...Так и поет душа под стук колес, пробирающихся по бездорожью. Наши пункты назначения - четыре школы - были разбросаны по разным полюсам, так что мы почти что объехали весь город и города-спутники. Гордо стоящие шахты. Шахты - те самые, с которые начиналась великое советское строительство. Их немного, но они своей застывшей красотой завораживают. Смотришь сначала издалека на них, а проезжая мимо вдруг можно заметить возникший туманный образ того, как труженики тыла в период войны здесь отдавали себя на благо Отечества. Этим духом самопожертвования пропитано все. Запахом крови и пота. И человеческого бескорыстия и доброты. В центре города есть сквер героям - труженикам, где все упоминаются поименно. Сквер очень чистый.
Миус-фронт. Стойкий, легендарный. Здесь хочется остаться на часы, чтобы вспомнить всех. Памятник стоит на горе, чтобы подняться к нему нужно 260 ступеней пройти и про каждого павшего, как про себя, подумать. 260 дней...столько длилась оборона Красного Луча от немецко-фашистских захватчиков. Захороненные, но при этом оставшиеся живыми, солдаты и восставшие новые лики фашизма - все здесь встретилось. История вершится. И мы здесь на Миусе пытаемся осознать ту народную праведную силу, которую понять - значит полюбить.
Любовь и родина
После окончания основной программы старалась пообщаться с детьми. Говорили о призвании и будущем человечества. Кем они хотят стать? Что есть призвание? Кто такой состоявшийся человек?
В одном из разговоров со старшеклассниками я спросила: «Хотите ли вы оставаться здесь и строить мир?». И добавила, что по глазам-то я вижу, что они нисколько не хотят «сваливать».
Двое страшеклассниц, про глаза которых я, к слову сказать, и говорила, сразу положительно среагировали. Одна из них до этого признавалась, что ее мечта - стать учителем истории. И мы обсудили немного тот факт, что именно учителя истории на западе Украины несут изрядную долю ответственности за происходящее.
Ну так вот какой сложился диалог, когда я начала интересоваться у не ответивших на вопрос сразу парней.
- Ну а ты что? Товарищ-стаматолог ...
Парень, который первым ответил, что хочет стать стоматологом:
- Ну я бы, если честно, как только бы появилась первая возможность свалил.
Девочка-учитель, еле сдерживая слезы:
- А ты думал хоть раз: а вдруг? ну а вдруг здесь еще что-то будет?
Стоматолог быстро одернул себя и замолк, зато второй парень сразу вступил:
- Да ничего тут никогда не будет!
Девочка расплакалась и не сводила со второго своих искрящихся от слез глаз. И скорее поспешила от него подальше.
Разница между ними лишь в том, что она очень хочет, а он - сдался. Мечтать - это хотеть настолько сильно, что готов всего себя отдать и вложить в реализацию мечты огромный труд.
Такой вот разговор о призвании и вере. Я еще кое-что сказала этим «детям», не стану передавать подробности. Но для меня это был один из самых напряженных бесед за все время работы и общения с подростками.
Моя собственная убежденность, складывающаяся из всего, что я увидела в этой поездке, во взглядах детей - будущее у Донбасса есть. Да, оно не предопределено. И с учителем истории, и со стоматологом можно дальше вести диалог и помочь им вырасти теми, кто вынесет и поднимет. И тогда - город детей будет жить. И будет сиять красными лучами предрассветного солнца.