Сегодня все отмечают праздник знаний. День наполнен улыбками, надеждами и любовью.
Для детей - радость встречи со школой. Для взрослых - повод осмыслить прошлое и настоящее.
Для меня - этот день - начало нового рабочего года. Что-то вроде второго нового года, в которые не загадывают желания, а предельно напрягаются, чтобы они сбылись.
Так как моя деятельность сегодня тесным образом связана со школой, и я вынужденно анализирую происходящее в ней, поделюсь соображениями.
Сейчас в российской системе образования происходят значительные перемены. Вот сменили министра накануне учебного года. А еще ранее президент громко заговорил о патриотизме как идеологии, что было активно подхвачено чиновниками от образования. Все зашевелились и начали имитировать, как минимум, работу в этом направлении. Еще больше патриотических действ: конкурсов, шествий, молодежных и детских организаций и прочего. Но как мы привыкли, увы, слабо наполненного реальным содержанием.
По роду занятий мне приходилось сталкиваться с жалобами учителей на то, как сегодня начали кондово гнать программу патриотического воспитания. "Ничего для души сделать не успеваем, а лишь проводим флешмоб за флешмобом" (патриотическим, разумеется), - буквально в один голос сетовали школьные завучи в личных беседах в течение года.
Но содержание должно быть обретено, рано или поздно. Либо мы увидим его по результатам. На форуме "Территория смыслов" Ольга Васильева выступила с лекцией, которую по праву можно считать ее программной речью. На мой взгляд, наполнение, содерджание патриотического воспитания будет транслироваться никем иным, как министром образования. За неимением, пока что, других свидетельств проведем анализ этой речи и попробуем предположить, каких перемен и какого наполнения образовательного процесса можно ждать от наших чиновников. Перестройки образования - 2 (либеральной как в 90-е), либо же продолжения нового консервативного курса по поддержке высокого уровня ура-патроиотизма в среде молодежи. Или чего-то осмысленного, не зря ведь на пост поставили профессора истории. Давайте послушаем, что Ольгой Васильевой говорится о патриотизме.
Click to view
Тезисно
1. Начала с цитирования Путина о патриотизме как национальной идее. Сказано канонично о патриотизме как готовности подчинить свои интересы интересам государства, Родины.
2. Россия неповторима, единственная страна в мире, которая не испытывала тягот национально-религиозных войн. В нашей истории ключевым является единство поколений как "общего делания". Русский человек лучше всех других сходится с другими народностями. Вхождение тюркских народов в состав России - большая ценность.
3. В истории России есть периоды когда государство было раздроблено, но всегда появлялась группа, которая объединяла и выводила страну на новый исторический виток.
4. Пик развития русского патриотизма приходится на 19 век. Любовь к отечеству присуща только настоящему гражданину. Это признак не только гражданственности, но и нравственно-духовной зрелости. В этом смысле 19 век является золотым.
5. Русская идея - это борьба славянофильства и западничества. Так было всегда.
6. Приходит 20 век и большевики отвергают всю историю, которая была до 1918 года. Луначарский отбросил идею преемственности и заработала школа Покровского. Слово "патриотизм" ушло из употребления. Беснование школы Покровского заключалось в неприемлемости понятия "русская история".
7. 4 февраля 1931 года патриотизм возвращается со Сталиным. Реабилитация слова "отечество" как синонима истории дореволюционной России.
8. Новая идеология патриотизма появилась как ответ на гитлеровский фашизм. В 1935 году разработан учебник истории с первого класса. Государственный курс на восстновление связи с дореволюционной историей.
9. В конце 30-х годов сильный подьем культуры в контексте патриотизма и исторического самосознания. Литература народов СССР очень сильно обогащала культуру нашего народа. Без изучения литературы народов России мы сильно много теряем в культурном плане.
10. С 1941 года с начала войны на фронт ушли 34 миллиона человек. Изучать феномен этого поколения необходимо. Изучать письма, пророческих писателей (Илья Эренбург).
11. 1948-53 гг. фронтовики вернулись за парты, бум в образовании. Рост в науке, промышленности. Эти люди сделали страну великой, полетели в Космос.
12. В 91 году был повторен эксперимент отказа от предыдущего периода - перечеркнуть историю советского прошлого. С 91 до 2001 год мы не говорили про патриотизм. Исторические мифы в журнале "Огонек", призванный перечеркнуть национальное самосознение, фальсифицировать историю.
13. Историко-культурный стандарт в сентябре 2016 года войдет в школы. Он будет содержать только факты. Все что является для нас бесспорным - войдет в стандарт.
14. 20 вопросов будут рассмотрены в формате дискуссии.
15. О героизме как феномене воспитания. У нас есть герои, чему свидетельством является Бессмертный полк, прирастающий каждый год.
Примеры гароизма за 2016 год. О 25-летнем Александре Прохоренко, российском офицере в Сирии, вызвавшем удар на себя. В каждом регионе есть свои юные герои.
16. Необходимо стимулировать душу, сохраняя человеческое в людях. Патриотизм - только он может стать национальной идеей, и ничего другого ею стать не может.
Какие выводы можно сделать из этого. Пожалуй, главные смысловые зазоры скрыты в тех двадцати вопросах, которые по мнению историков и Ольги Васильевой в частности, являются спорными и достойными дискуссии. Как эта дискуссия будет происходить - от этого очень многое зависит. Главным позитивом на сегодня можно определить особый акцент нового министра на решении восточного вопроса и преемственности всех периодов истории. Васильева тщательно открещивается от позиции либералов, при этом всячески отрицает наличие идеологии как главной основы формирования патриотизма. Тема опускается вовсе, но можно ожидать,что по этому ключевому вопросу позиция тоже проявится.
А пока что ждем возвращения воспитательного процесса в школы.