Это посвящение к собранию сочинений Семена Боброва, которое вышло под заглавием "Рассвет полночи, или Созерцание славы, торжества и мудрости порфироносных, браненосных и мирных гениев России, с исследованием дидактических, эротических и других разного рода в стихах и прозе опытов". Если совсем попросту, то он желал смиренно повергнуть плоды своих трудов к Монаршим Стопам, дабы снискать Монаршее Благоволение и обрести вещественные Оного знаки в таковом виде и количестве, чтобы иметь возможность и далее трудиться во славу Порфироносного Гения и во благо Отечества.
Интересно было бы узнать, получил ли он хоть что-нибудь. Вероятность этого была, учитывая, что его стихи хвалили такие, не последние в государстве люди, как Г.Р. Державин и А.С. Шишков. Да и писателей было так мало, что грех было бы не дать тысячу рублей хотя бы за такое приношение.
Очень часто, до самого конца монархии. Нужно было иметь ходы, конечно. Помнится, Гоголь как-то сильно одолжал, по представлению Жуковского ему было выплачено единовременное пособие в три тысячи рублей, а потом он получал ежегодно полторы тысячи серебром. Кроме того он устроил своих малолетних сестер на воспитание в Патриотический институт на казенный счет. Или ценный подарок, вроде перстня с бриллиантом, или табакерки с бриллиантами. Вообще, литераторов (и ученых) до второй половины 19 в. было очень мало, и они или были лично известны монархам или, по крайней мере лицам, к монархам приближенным. Так что получить некоторую сумму было вполне реально. На благотворительность вообще тратилось очень много денег. После смерти Сперанского Николай I приказал заплатить все его долги, что-то очень много. Александр Павлович, например, периодически выкупал из своих средств всех должников из долговых тюрем.
Это была традиция 17-18 века. Не только российская, а общеевропейская. В 19 в. стало необязательно делать подобные посвящения, чтобы добиться награды от монарха. Достаточно было просто написать хорошую картину или поэму. Ну и круг возможных ценителей значительно расширился. Раньше просто нигде, кроме как при дворе, нельзя было найти таких людей.
Широкой публике он остался известен благодаря тому, что Батюшков спародировал один его стих в "Видении на берегах Леты". У Боброва:
КОНЕЦ ВОЙНЫ ПРИ ДУНАЕ* Нет тучи; - зрелище преходит; Над бурным Бельтом гром молчит; Сквозь тучи мир дугу выводит, И дождь железный не шумит. - Дождь не шумит, - а гром внимаю! - Где ж гром? - Подвигся он к Дунаю; О если б я перуном мог Изобразить перуны южны, Щиты срацинские недужны И раздробленный лунный рог! Расступишься ль, Дунай смущенный, Чтоб россы по твоим волнам Пришли, мечами ополченны, Пожать мечами лавры там! Се ружей ржуща роща мчится!Измаил дрогнет, - твердь мрачится
( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
КОНЕЦ ВОЙНЫ ПРИ ДУНАЕ*
Нет тучи; - зрелище преходит;
Над бурным Бельтом гром молчит;
Сквозь тучи мир дугу выводит,
И дождь железный не шумит. -
Дождь не шумит, - а гром внимаю! -
Где ж гром? - Подвигся он к Дунаю;
О если б я перуном мог
Изобразить перуны южны,
Щиты срацинские недужны
И раздробленный лунный рог!
Расступишься ль, Дунай смущенный,
Чтоб россы по твоим волнам
Пришли, мечами ополченны,
Пожать мечами лавры там!
Се ружей ржуща роща мчится!Измаил дрогнет, - твердь мрачится ( ... )
Reply
Reply
Leave a comment