РЕПОРТАЖ: Верить в чудо здесь и сейчас. Презентация книги «Мормоны в России. Путь длиной в столетие» в Библиотеке иностранной литературы Презентация книги Сергея Антоненко "Мормоны в России. Путь длиной в столетие", которая состоялась в Овальном зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ) им. М.И. Рудомино, как абсолютное большинство мероприятий, имеющих место в этом зале, оказалась не только формальным представлением нового издания. На встречу с автором и исследователем столь неоднозначного религиозного явления, как мормонство, 17 апреля 2007 года собралось немало представителей научной и литературной общественности - историков и философов, социологов и педагогов. Присутствовали на встрече с автором лидеры некоторых российских религиозных организаций. Надо сказать, что несомненной удачей для присутствовавших было то, что встречу проводил литературный критик Лев Аннинский, который отличается владением очень точным и, одновременно, живым словом, идущим и от сердца, и от ума. Поэтому, даже легкий эпатаж, которым предварил он представление исследования о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (ЦИХСПД), начав со слов "я атеист, сын атеиста и внук атеиста, но...", стал прелюдией к удивительно интересной беседе о предмете, с которым россияне практически незнакомы. Незнакомы потому, что с легкой руки вездесущих антирелигиозных "экспертов", с понятием "мормоны" у большинства наших соотечественников связывается все, что угодно, только не их достоверная история и деятельность.
В этом отношении, присутствие в качестве беспристрастного внеконфессионального арбитра, именно Л. Анненского, оказалось особенно ценным. Потому что, даже рассказывая о своих впечатлениях от присутствия на открытии мормонской церкви в Хельсинки, он отметил глазами стороннего наблюдателя одно из основных проявлений жизненной философии мормонов, не просто необычное, но, наверное, и немыслимое для россиян. "Меня поразило внимание культуры мормонов к комфорту конкретного человека, - подчеркнул литератор. - В любых мелочах, не говоря о прочем, то уважение к ощущениям индивида, которое для нас, россиян, пока проблема. И речь вовсе не о том, что в нашей церкви негде сесть - речь о том, что наш индивид должен обязательно страдать. Он не может чувствовать себя индивидуальностью и, при этом, необходимым и полноценным. <...> У нас индивидуальность должна или влиться в соборность, а потом оттуда как-то выбираться с помощью бунта, или просто растворяться в этой соборности нераздельно и безостаточно". Разница между мировосприятием мормонов, которые видят человека состоявшимся здесь и сейчас и привычным нам стереотипом, при котором, по словам Анненского, "счастливая жизнь должна быть где-то и когда-то, потому что мы погружены в эту "проклятую реальность", которая всегда "проклятая", и нам надо либо переделать ее непременно в мировое счастье, либо, если не получается, то страдать дальше", указывает не столько на конфессиональные различия, сколько на ментальные. Но может ли это исключать важность знания о чем-то "ином" - ином взгляде, ином видении? По мнению Анненского, "такой обмен мнениями и есть то, что нам необходимо. И не только с мормонами, но и со всеми, кто не подходит под наш стандарт. Присутствие другой культуры духа - в чем-то близкое нам, но не сливающееся с нами - это уникальное явление мировой истории за последнее столетие. Уникальное еще и потому, что великие религиозные системы конституируются веками и тысячелетиями, и только тогда становятся вправе ожидать признания. Здесь же все произошло прямо на наших глазах".
Вопрос об отношении к религии мыслящей части секулярного общества в последнее десятилетие все более настойчиво обсуждается в светских и религиозных кругах. Это вполне объяснимо и совпадает с актуализацией мировоззренческой парадигмы для нашей цивилизации. В России такое обсуждение происходит преимущественно вокруг вопроса об отношении к религии со стороны интеллигенции. Лев Анненский коснулся и этой темы: "Что значит, верит или не верит современная интеллигенция? Это неправильная постановка вопроса: верит ли она в то, что есть или верит в то, чего нет? Наша реальная, нормальная и трезвомыслящая интеллигенция относится к религии как к некоей регулирующей системе, с которой можно хорошо сосуществовать, не отдавая ей глубины своей личности. Но мормоны так не могут, потому что они верят в чудо - чудо здесь и сейчас. ...Честно говоря, я думал, что это невозможно в нашей экономически смутной реальности так же, как было невозможно в предыдущей тоталитарной "спасительно бессмысленной" и вместе с тем чудовищно неизбежной реальности. Но, оказывается, все это возможно".
Разумеется, основная "доля ответственности" в представлении нового издания выпала автору. Говоря о мотивации к изучению мормонов в России и написанию книги, историк религии и религиовед Сергей Антоненко, поделился с аудиторией "чувством радостного удивления и даже изумления от универсальности и вместе с тем многообразия религиозного опыта человечества", с чем доводится ему сталкиваться и далее в процессе углубленного изучения истории религий. Именно такое "радостное удивление", которое, по мнению Антоненко, и есть двигатель познания, испытал он, изучая историю и деятельность мормонов, где удачно соединились "принципиальный гуманизм и религиозная традиция". В результате этого ЦИХСПД, по словам Антоненко, "являет сегодня пример конфессии, открытой миру, открытой обществу, просвещенной, поддерживающей культуру". Как ни странно, но наиболее важные архетипические черты религиозной морали проявляются, по мнению ученого, чаще всего не в русле традиционной религиозной конфессии, а в опыте конфессий, которые так же, как мормонизм, можно назвать "параисторическими". Которые напрямую апеллируют к высшим истинам и принципам, минуя разнообразные наслоения человеческого "политического" творчества в процессе истории.
К принципиальным вопросам, которые он стремился отобразить в своей книге, Антоненко отнес и то обстоятельство, что "в наши дни <...> искренне и сознательно верующие всех конфессий оказываются в определенном смысле по одну сторону баррикад". Потому что многие претензии насчет "тоталитарности", которые предъявляются со стороны политизированных околоцерковных кругов в данном контексте к мормонам, всегда могут предъявляться к любым другим конфессиям - кришнаитам, протестантам, православным или католикам. Ведь, все религии - в том числе и так называемые "традиционные", - тоталитарны по самой своей природе, выстроены по иерархической вертикали, предполагают незыблемость. Однако их проявления вовне могут быть как конструктивными, социально позитивными, так и противоположными.
Эта тема, как заметил автор, в книге затронута не очень подробно, но является для него весьма существенной, так как предполагает то или иное, но всегда наиболее "материализованное" участие религии в жизни общества. "Что касается межрелигиозного отношения к мормонам, - отметил Антоненко, - то я часто вспоминаю в связи с этим слова Клайва Стейплза Льюиса, который говорил, что нередко христиане преувеличивают степень различия между конфессиями. Когда они находятся внутри, то им кажется, что это различия фундаментального, глобального характера. Но я вижу христиан "снаружи" и таких различий не нахожу. Если пойти дальше, то это касается и религии вообще. И, раз уж говорить о противостоянии религии чему-то, что это, наверное, некоему "миру отрицания", построенному на полной противоположности миру гармонии, ценности и созидания, на негативе".
Доктор исторических наук, советник аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Михаил Одинцов поделился с присутствующими интересными ассоциациями, которые испытал при чтении книги "Мормоны в России". "Читая эту книгу, я очень часто ощущал определенную соотнесенность истории мормонов с моментами истории России, - заметил Одинцов. - Временами, особенно в исторической части книги, мне казалось, что я читаю о таких родных, близких и знакомых нам всем верующих людях, как старообрядцы. Ибо в начале их пути тоже было "Преодоление" - именно так, словом с большой буквы - природы, объективных и субъективных трудностей, преодоление зла, стремление сохранить свой народ, совместить окружающую природы и общество со своим внутренним миром, уберечь свою веру и жизнь, сохраняя разумность и праведность".
Польза такого опыта, как видим мы на примере отечественных староверов, не вызывает никаких сомнений. Тем более печально, что опыт этот с какой-то слишком, уж, подозрительной регулярностью отвергается нашим обществом.
В связи с этим, Одинцов констатировал, что "в России, к сожалению, существует устойчивая традиция выстраивания людей по принципу унификации мировоззренческих убеждений, по, своего рода, ранжиру. Параметры такого ранжира известны отчего-то лишь кому-то одному - государству, государю и т.д. Такое стремление к единообразию, на мой взгляд, представляется несчастьем для нашей истории. Ведь, Россия может сохранить себя только тогда, когда она почувствует, осознает и станет реально различать многообразие всего того, чем наделила ее история. Поэтому главная необходимость для нашего государства и общества в этом смысле, принять это многообразие и осознанно его защищать".
"Никто единственный, - продолжал профессор, - не владеет окончательной истиной и правотой, не имеет окончательного единственно верного суждения. Все мы, представляющие человеческое сообщество, имеем право на свои убеждения, на свои взгляды. И никто - ни государство, ни политические партии и общественные движения, ни церковно-административные структуры не имеют никаких прав понуждать нас менять свои убеждения. Мне было очень любопытно подробно ознакомиться с историей существования Церкви мормонов в России - с ее историей, традициями. И, при этом, очень больно сознавать, что Россия время от времени, как капризный ребенок, уходила от того, что стучалось в ее двери и предлагало свои ценности. Что каждый раз наше государство отметало, как нечто запретное...".
К сожалению, позицию, высказанную Одинцовым, при всей ее популярности в просвещенных кругах российского общества, открыто поддерживают и высказывают сегодня у нас сравнительно немногие. Поэтому, тем более ценно, когда она обозначается в столь серьезном этико-правовом аспекте, как естественное право на духовную свободу и мировоззрение.
Выступление историка и этнолога Романа Багдасарова было построено на основе телеологического взгляда на историю религии, сопоставлении по времени моментов возникновения разных религиозных движений первой половины XIX века. Ученый расценивает это, "некоей агрессивной попыткой на общем плане человеческой истории" и говорит, что ему "понятны ощущения православного человека, которые возникают у него, когда он узнает о пророке, ссылающемся на новые откровения". Тем не менее, по мнению Багдасарова, "дух дышит не только, где хочет, но и как хочет", и все, происходящее в мире, в том числе и в истории религий, "объективно предопределено".
Президент российского отделения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней Владимир Нечипоров сказал несколько слов о своем впечатлении от издания, написанного на редкость непредвзято. "Это особенно приятно, если учесть, что Сергей Георгиевич по вероисповеданию православный, - заметил Нечипоров. - При этом, много раз общаясь с ним, мы всегда находили точки соприкосновения и никогда у нас не возникало никакой конфронтации. Насколько я знаю, автор мог изложить свои мысли в данном случае совершенно независимо, что, при условии высокой этичности Сергея Антоненко, и принесло в результате свои благие плоды. Книга строго научна, и некоторые факты, которые автор установил и изучил, мне были до того, откровенно говоря, даже неизвестны. Я не знал, например, что "Книга Мормона" была на книжных полках Толстого и Достоевского, что ее хорошо знал Владимир Соловьев...". Затем, глава российских мормонов выразил автору благодарность от имени верующих и преподнес ему памятный альбом "Миссия", с богатым собранием иллюстраций по истории мормонов.
Официальную часть презентации завершили выступление директора Центра изучения религий РГГУ Николая Шабурова и религиоведа Анатолия Лещинского, также выразивших свою признательность автору за ценный вклад в российское религиоведение, которым, несомненно, следует считать книгу о такой малоизвестной россиянам конфессии, как мормоны.
Михаил Ситников,
для "Портал-Credo.Ru"