Среди мифов, созданных ХХ столетием, важен миф об абстракции.
Абстрактное начало возвели в ранг духовного: Хаос провозглашен Космосом. Оспорить подмену трудно, поскольку подмена произошла повсеместно - в философии, в экономике, в социальной жизни, в искусстве.
Дискуссии по поводу абстрактной живописи уже не ведутся, заткнулись хулители беспредметной
(
Read more... )
Кантор очень точно подметил, что абстракция - суть иллюзия свободы, а не сама свобода. Я как-то через математику это обнаружила. Число же в нынешнем понимании - та же абстракция, количество без качества, чего в мире не бывает. Вот и из такого понимания и вытекли теоремы Геделя об ограничениях систем. А если взять число во всей его полноте, как количества и качества - то никаких ограничений нет, и правила складывания там совсем другие получаются.
С абстракцией в живописи, имхо, не так все однозначно. Но тут нужно уточнить вот что... Часто слова расходятся с действительностью. Вернее, человек их развел. Например - слово "культура". Культ - поклонение, служение, ур - свет, или ра - тоже свет. Как ни крути - культура суть служение свету. Когда говорят "готическая субкультура" (поклонение смерти), например - диссонанс между словом и явлением, потому как сатанизм к свету никакого отношения не имеет. Или вот как-то у Радуловой встретила статью под названием "культура изнасилования" - так это вообще в ступор ввело, два противоречащих друг другу слова. Так и тут. Абстракция - нечто отвлеченное от мира, не существующее в нем. Мир - многомерен, а холст - двумерен. Изобразить многомерность на двумерности трудно. Трехмерность еще научились. А четырехмерность, n-мерность? Многомерность действительно может открыться через изображение на двумерности при взаимодействии человека с изображением (как самый яркий пример - иконы). При этом вполне допускаю, что хоть Святый Дух традиционно изображают в образе голубя (поскольку было конкретное явление в таком образе), возможны и другие, глупо было бы полагать, что Святый Дух где-то там на небе живет голубем с гнездом на Древе Жизни.
Короче говоря, лично я допускаю "правомерность" самого подхода, и что в самом деле через цвет без четкого привычного образа и формы может быть выражена конкретика. Но это уже будет называться не абстракция. И вполне может быть, что какие-то из работ абстракционистов могут быть истинны, а не абстрактны. Только вот это как с культурой. Человек дар различения потерял и легко подменить понятия. Что и делают
Reply
Согласен.
Но взаимодействие взаимное. Несёт ли икона угрозу человеку? В большинстве случаев - нет.
А абстракция? Риски очень велики. Кто писал?Зачем писал? И что можно получить в себя через эту связь совершенно непонятно.
Именно абстракция используется в части методик для приведения человека к какому-либо необходимому "положительному" результату. Не присутствует ли здесь неявный обмен(обман) - ты получаешь то что хочешь(явно), но при этом что-то теряешь(неявно).
Куда и к кому открывается этот вход - неизвестно.
И непохоже ли это на обычное колдовство? Только по другому.
Reply
Reply
Ликом святого - не обманешь, абстракцией - запросто.
Reply
Вот, на днях нашла такие вот "шедевры"
http://www.ierei-korenev.ru/list/pic/zoom/sedm7easter07.jpg
http://www.saint.gr/photos/standard/0221/PanagiaKozelshchanskaya01.jpg
Reply
Reply
Вот бывает и так - клин клином, видимо, вышибает. Хотя я б не рискнула на такие образы молиться...
.
Reply
Leave a comment