(
продолжение)
Одной из первых проблем, с которой сталкивается «рыночное» государство, начиная вмешиваться в экономику культуры, является ограниченная «работоспособность» там денег. Почему деньги являются таким слабым регулятором в культуре? С чем это связано? О проблеме пагубного влияния рынка на культуру много писали представители франкфуртской школы Т. Адорно [8] и его последователи, поднимавшие проблемы коммодификации [9] культуры. Но как на практике культура может существовать в рыночных условиях и не регулироваться фактором денег?
Второй практической проблемой стал поиск ответа на вопрос: отчего если обычный рынок стимулирует улучшение качества товаров, то в случае культуры он влияет скорее негативно? И могут ли вообще нормально функционировать рынки в условиях отсутствия объективных критериев оценки качества товара? А если нет возможности объективно оценить товар, то как установить цены, которые будут стимулировать производство «качественной» культурной «продукции»? Да и как в принципе теперь определять качество?
Рынок подразумевает конкуренцию, борьбу за снижение издержек, приводит к крупносерийному производству и индустриализации, что в свою очередь выводит на рынок огромное количество новых «товаров». Товаров так много, что с одной стороны у потребителя возникает проблема выбора, а с другой, у производителя, - возникает все повышающийся “барьер” входа на этот рынок. На рынке массовой культуры происходит все то же самое. Например, в настоящее время количество выпускаемой аудио-продукции или печатных изданий во много раз превышает человеческие возможности не только «потребить», но и даже просмотреть все выпущенное. На основании чего в таких условиях делать выбор потребителю?
А как быть автору? Стоимость попадания в сбытовые сети становится по карману только крупным компаниям. Привлечение же посредников, занимающихся продвижением товара на рынке, приводит к тому, что условия творчества начинают диктовать эти посредники, подавляя стимулы к творчеству у авторов. К тому же работа на глобальных рынках требует стандартизации, и «предсказуемости» результатов, из-за чего автор из творца окончательно превращается в ремесленника, обслуживающего интересы посредника.
Но на этом проблемы с посредниками не оканчиваются. Высокий барьер входа на рынок подразумевает серьезные инвестиции, а значит - потребность в каких-то гарантиях для привлекаемых инвесторов. Это автоматически порождает проблему копирайта, которая не только способствует еще большему отчуждению продукта труда от автора, но и затрудняет развитие сферы культуры в целом.
Еще более все запутывает «цифра». Классическая экономика построена на понятии дефицита и материальных балансах. Для возникновения в ней «товара» необходим труд, ресурсы и средства производства. Но для создания любого количества цифровых копий достаточно нажать всего лишь несколько клавиш. И как оперировать в экономике, способной из «ничего» порождать нужное количество товара?
Источники
8. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты
9. Коммодификация (от англ. commodity - товар) Процесс, в ходе которого все большее число различных видов человеческой деятельности обретает денежную стоимость и фактически становится товарами, покупаемыми и продаваемыми на рынке. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.
К оглавлению