Саймон Бейкер. Древний Рим. Взлет и падение империи

May 15, 2017 10:33



Книга Саймона Бейкера «Древний Рим. Взлет и падение империи» это развернутая печатная версия исторического одноименного сериала «BBC. Древний Рим. Расцвет и падение империи (BBC. Ancient Rome. The Rise and Fall of an Empire)». Предисловие к книге написала Мери Бёрд, да и сама книга вполне в духе ее « SPQR. История Древнего Рима». Несмотря на легкость и некоторую «залихваткость» суждений, автор старается остается в рамках научного знания. У книги солидная историография и развитый ссылочный аппарат.

По содержанию, книга делает акцент на ключевых точках Римской истории, увязывая их между собой в рамки единого исторического процесса и предлагая читателю объяснение его логики. Получается увлекательно, и временами неожиданно. Например, мы привыкли рассматривать падение Рима как предопределенный процесс, но Бейкер с этим не согласен и довольно убедительно аргументирует свою позицию. По его мнению, если после падения Западного Рима, Восточный просуществовал еще тысячу лет, то, значит, и у западной части империи был шанс. Нашествия варваров? Но ведь и на восточную империю они совершались. Экономика? Политика? Культура?

Автор не видит принципиальной разницы между Восточной и Западной частями Римской империи. Просто в Западной произошло наложение череды трагических ошибок элиты, на обстоятельства и объективные предпосылки к катастрофе, но в целом процесс, возможно, вовсе не был так предопределен, как обычно считается. И если вспомнить недавнюю историю, то СССР при всех проблемах, был более чем жизнеспособным государством и вполне были возможны варианты, когда удалось бы выйти из кризиса без настолько катастрофических последствий. Как, например, сделал Китай, который примерно в то же время смог устоять и пойти не катастрофическим путем.

Забавно, что в книге нет ни слова о Спартаке, зато подробно и обстоятельно рассмотрено восстание в Иудее. И опять-таки, если смотреть в рамках исторического процесса, то Байкер прав: Спартак является одним из эпизодов «смутного времени», который оставил после себя лишь легенду, пусть и красивую, тогда как восстание в Иудее это и «Колизей», и ставшая предтечей золотого века Римской империи династия Флавиев.

Аннотация:

"В книге «Древний Рим» рассказывается о величайшей из всех существовавших в мире империй. Рассматривая шесть важнейших поворотных пунктов, во многом определивших историю Рима, автор строит свое захватывающее повествование о взлетах и падениях первой в мировой истории сверхдержавы - государственной машины, непревзойденной в своей жестокости, гениальности, стремлении к власти. Книга является литературной версией сенсационной серии передач на канале Би-би-си. Исследуя деятельность сложных, зачастую порочных, личностей таких могущественных властителей, как Помпеи Великий, Юлий Цезарь, Август, Нерон и Константин, Саймон Бейкер подводит солидную историографическую базу, особо останавливаясь на наиболее любопытных аргументах. А в результате получается история Древнего Рима - величайшей в мире империи, непревзойденной в своей жестокости и гениальности"

PRO
  • Наглядно и увлекательно рассказана история Рима
  • Хорошее дополнение сериалу, расширяющее и углубляющее его
  • Много интересных, и нечасто упоминаемых фактов об истории Рима. Например, о практике человеческих жертвоприношений или того, что никто сейчас не знает где протекал Рубикон и куда он делся (хотя это вопрос спорный)
  • История дается явно в привязке к актуальной политике, но это не столько модернизация, сколько попытка применять для анализа современную политологию. Например, очень этим показателен детальный разбор истории борьбы Гракхов или Цезаря
  • Автор в большинстве случаев старается аргументировать свое мнение, особенно если оно идет вразрез «классикам»
CONTRA
  • В книге много описаний в стиле репортажа с места событий (чего быть не могло априори). Например:


«Пока Агриппина собиралась с силами, команда сделала вторую попытку погубить ее - опрокинув судно. И тут другая ее спутница, вольноотпущенница, пришла ей на помощь. Поняв, что происходит, женщина крикнула, что это она мать императора. Убийцы не могли разглядеть в темноте, кто перед ними. Он и тут же толпой ринулись на нее и насмерть забили веслами. Агриппина же как можно тише добралась до борта, нырнула в море и уплыла прочь.

Плывя к берегу, она осознала, что вечер, проведенный ею с сыном, был просто спектаклем. Произошедшее на корабле - не несчастный случай: море было тихим и скал поблизости не имелось, значит, ничто извне не могло стать причиной несчастья. И она прекрасно понимала, кто пытался ее убить.»

  • У автора явно есть свое видение динамики процесса, и выбирая узловые точки истории он, на мой взгляд, временами «натягивает» факты на желаемый результат
  • Хороший язык и увлекательный сюжет, маскирует фрагментарность подачи, создавая иллюзию знания Римской истории, тогда как речь идет лишь об определенных ее аспектах
  • С Рубиконом непонятна ситуация, его же вроде бы нашли и идентифицировали как современную реку Фьюмичино. Бейкер об этом не знает? Или несогласен?
ERGO

Прочел с удовольствием. И интересно, и увлекательно, и полезно. Хотя, правильнее было бы сказать, что это современный взгляд на «Расцвет и падение империи» подвергающий ревизии классическое понимание этого вопроса.

PS Из части об Октавиане невольно вырастает аналогия его со Сталиным. Даже высказывание о результатах их правления похожи:

Октавиан: Принял Рим кирпичный, а оставил - мраморным
Сталин: Принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой

Ну и остальные детали: скромность образа жизни, болезненность, политическая харизма, создание имперского стиля во всем, включая частную жизнь граждан, жесткость подавление смуты, долгий срок правления, проблемы с детьми и семьей, отсутствие наследника, быстрая деградация империй после смерти. Ну и отдельно, чего стоит Октавианское:

«На смертном одре Август попросил, чтобы ему принесли зеркало, и велел слугам «причесать ему волосы и поправить отвисшую челюсть». После чего он спросил у собравшихся подле него друзей, хорошо ли он сыграл свою роль в комедии жизни. И, прежде чем отпустить всех, процитировал заключительные стихи одной из комедий Менандра:

Коль хорошо сыграли мы, похлопайте
И проводите добрым нас напутствием»

Умри Сталин своей смертью, и он бы вполне мог так сказать, как мне кажется.

Рим, История, Книги, Рецензии

Previous post Next post
Up