Изучая неумолимо надвигающийся цивилизационный кризис, современные исследователи обратили внимание, что он как-то связан с быстрым ростом иррациональности в поведении населения. Необъяснимым образом маятник «миф - логос» в общественном сознании качнулся в обратную сторону и «эмоциональное» мышление стремительно стало отвоевывать когда-то утраченные позиции. Возникала ситуация, зеркально напоминающая преддверие кризиса Бронзового века. Правда, в отличие от того периода, цивилизация XX века уже достигла уровня развития, при котором появилась возможность, в определенном смысле, управлять процессом трансформации сознания людей, а значит, в какой-то мере, и течением кризиса. Да, человечество еще не в состоянии подобное предотвращать, и, возможно, пока не до конца понимает его природу, но уже способно поворачивать ход кризиса в «нужную» сторону, для достижения тех или иных практических целей. Ну, или думает, что способно.
«Украина. Маски революции». Документальный фильм (Canal+, Франция) о трагических событиях в Одессе 2 мая 2014 года в Доме профсоюзов
Как бы там ни было, во второй половине XX века в западноевропейской культуре оформилось несколько концепций «нового мира», а также были разработаны и опробованы на практике «технологии» управляемой трансформации общественного сознания. Начнем с «технологий», так как они являются, с одной стороны, рабочим инструментом для «управления» протеканием кризиса, а с другой - наиболее явно и полно представлены в повседневной действительности. Условно, концепты трансформационных технологий можно подразделить на три группы:
Деконструкция и децентрирование, чья задача: разрушение сложившейся в западной культуре логоцентрической картины мира, то есть, того стержня, вокруг которого и выстраивалась цивилизация логоса (рационального знания) [6, 95-115];
Проблематизация реальности. Разрушив существующую картину мира, важно сделать так, чтоб ее восстановление стало как можно более проблематичным, а лучше - невозможным, то есть необходимо устранить предпосылки возникновения современной картины мира [6, 125-132];
Виртуализация мировоззрения. Освободившееся «свободное место» в мировоззрении необходимо заполнить чем-то извне управляемо трансформируемым, так чтобы обеспечить возможность подстраивания общества под изменяющиеся требования. В пределе, мировоззрение людей должно быть, как операционная система в компьютере, легко и оперативно перепрограммируемым под «запрос» [6, 135-153].
Для простоты восприятия рассматриваемых концептов трансформационных технологий, для каждой выбран условный «автор», от лица которого, концепт выдвигатся. Но это не значит, что «автор» является буквальным автором. Как правило, авторов несколько, и к тому же они стоят на «плечах гигантов», то есть опираются на работы своих предшественников. Просто так сложилось, что упоминаемый «автор» стал «брендом», с которым те или иные идеи - ассоциируются.
1. Деконструкция и децентрирование
Жак Деррида - французский философ и теоретик литературы, создатель концепции деконструкции. Один из самых влиятельных философов конца ХХ века
Как правило, отцом идей деконструкции и децентрирования считается французский философ и теоретик литературы Жак Деррида, хотя, в определенном смысле, «Дон Кихот» Сервантеса можно считать деконструкцией рыцарского романа, а «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле - деконструкцией христианской культуры.
Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль"
Как было рассмотрено ранее, суть работы рационального сознания в том, что оно оперирует иерархиями и причинно-следственными связями. Возьмем для примера бинарную оппозицию понятий добра и зла. В рациональном сознании, задано и отношение (добро - хорошо, зло - плохо), и то, что из него следует (если он делает мне добро, то я ему в ответ делаю одно, а если - зло, то - иное). Деконструкция атакует эту оппозицию, например, утверждая, что нет никакого добра и зла, а есть только события и определенные отношения к ним, сегодня отношения такое, завтра может быть иным.
«Белый медведь» (англ. White Bear). Сериал Черное зеркало (Black Mirror) (2х02)
Молодая женщина приходит в себя после очевидной потери сознания: у неё болит голова, оба запястья забинтованы, она не понимает, где находится, и не помнит ничего из своего прошлого. Женщина выходит из дома и обращается за помощью к прохожим. Однако те молча рассматривают её и снимают камерами телефонов. Из подъехавшего автомобиля выходит вооружённый мужчина в маске и начинает преследовать женщину, стреляя в неё на ходу. Она в ужасе пытается спастись бегством. Присоединившаяся к ней девушка рассказывает о том, что короткое время назад по условному телесигналу в городе началась некая странная жестокая игра: люди теперь делятся на наблюдателей (их подавляющее большинство), охотников и жертв-мишеней. Далее следует череда головокружительных событий, связанных с побегом двух женщин и их преследованием. В один из кульминационных моментов погони декорации вдруг исчезают и становится понятно, что всё происходящее с главной героиней - не более чем изощрённый аттракцион, основанный на совершенно невероятном, но якобы вполне законном судебном решении: женщину наказывают за совершённое ранее ужасное преступление.
Например, если взять любого человека, то, с точки зрения патологоанатома, он будет состоит из органов, тканей, скелета, которые что у Моцарта, что у Махатмы Ганди, что у Гитлера, одним словом: у всех - будут примерно одинаковыми. То есть, с такой точки зрения, разница между людьми - если и остается, то минимальна, но ведь деконструкцию можно продолжить. Например, если изучением займется микробиолог, то и органы распадутся на более мелкие составляющие: клетки, бактерии, вирусы и так далее, и при таком «взгляде» уже начнет стираться разница между человеком и животным. Но ведь может еще прийти физик-теоретик, и тогда уже клетки распадутся на элементарные частицы, то есть, исчезнет принципиальная разница даже между человеком и анатомическим столом, на котором его препарируют. В этом и состоит суть деконструкции.
А есть ведь еще децентрирование, при котором предлагается посмотреть на мир «другими глазами». Отказаться, например, от уверенности, что добро - это безусловное благо, ведь с точки зрения «зла», все будет наоборот. Для «зла» благом будет «зло», а злом «добро». То есть, децентрирование, разрушает ось вокруг которой строится мировоззрение человека, уничтожает не только общую, но и внутреннюю, систему координат, в результате чего становится невозможным отличить добро от зла, ложь от истины, верх от низа.
«Национальный гимн» (англ. The National Anthem). Сериал Черное зеркало (Black Mirror) (1х01)
Неизвестные похищают британскую принцессу Сюзанну, красивую молодую девушку и всенародную любимицу. Похитители выдвигают единственное требование - чтобы действующий премьер-министр Великобритании совершил половой акт со свиньей, и это должно транслироваться по всем кабельным и спутниковым каналам национального телевидения. Требования террористов записаны на видео и размещены на Youtube, поэтому сохранить скандальную запись втайне не удается. У кабинета премьер-министра есть всего несколько часов на принятие решения. Попытки розыска и захвата похитителей заканчиваются провалом. Идея заменить премьер-министра порноактером утекает в Twitter и похитители при помощи новой видеозаписи убеждают общественность в том, что отрезали принцессе палец для демонстрации серьёзности своих намерений. После этого общественное мнение склоняется к тому, что премьер-министр должен выполнить требования похитителей. Премьер-министр вынужден заняться сексом со свиньёй в прямом эфире. Принцессу отпускают ещё до того, как он начал, но никто этого не заметил, так как вся страна прильнула к телевизорам.
А что на выходе? На выходе мы получаем сознание, близкое к палеолитическому уровню, которое становится неспособно рассуждать рационально, и вынужденно опираться на личные ощущения и эмоции. Но ведь, с точки зрения личных ощущений, определить где добро, где зло, где горячо, где холодно, казалось бы, достаточно просто и едва ли этим можно управлять. Но так ли оно?
2. Проблематизация реальности
Французский культурный теоретик и постмодернист философ Жан Бодрийяр
В какой-то степени, действительно проблематизировать реальность достаточно сложно. На физиологические реакции (голод, холод, боль и т. д.) без радикального вмешательства в работу нервной системы, повлиять очень и очень сложно. Но в рассматриваемой технологии трансформации этого и не требуется. Ведь атака идет на рациональное мышление, а не на эмоциональное, поэтому и задача стоит вмешаться именно рациональное восприятие реальности. Отцом подобной проблематизации принято считать французского философа, социолога и культуролога Жана Бодрийяра.
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция
Введя понятие симулякра, то есть «копии», не имеющая оригинала в реальности, Бодрийяра предложил концепт, на базе которого стало возможно проблематизировать рациональное восприятие реальности. Хорошим примером симулякров стали репортажи с зоны военных действий. Когда в специальных условиях создается необходимая картинка, которая потом транслируется массовой аудитории, которая почти не способна отличить ее от реальности.
«Плутовство» / «Хвост виляет собакой» / «Виляя собакой» (англ. Wag the Dog) - сатирическая комедия Барри Левинсона 1997 года по мотивам книги Ларри Бейнхарта «Американский герой». В главных ролях фильма снялись Роберт Де Ниро и Дастин Хоффман.
Возникает как бы вторая реальность, и рациональное мышление, даже если оно продолжает работать, получает ложную картинку, исходя из которой принимает решения, неимеющие отношения к реальности.
«Generation П» (2011) - экранизация одноимённого романа Виктора Пелевина в постановке Виктора Гинзбурга
Конечно, нельзя сказать, что это изобретение Бодрийяра. Подобная проблематизация реальности существовала всегда, просто, благодаря СМИ и технологиям манипуляции сознания, эффективность такого размытая реальности повысилась на порядки и проникла во все сферы жизни. В результате чем дальше, тем сложнее становится отличить реальные образы действительности от симулякров. Размывается грань между выдумкой и чем-то действительно существующем.
«Момент для Уолдо» (The Waldo Moment). Сериал Черное зеркало (Black Mirror) (2х03)
[Краткое содержание серии]Джейми Солтер - заурядный комик-неудачник. Он озвучивает на телевидении анимацию синего медведя по имени Уолдо, который интервьюирует политиков и других влиятельных лиц. Собеседники Уолдо думают, что эти интервью предназначены для детской телевизионной программы, тогда как на самом деле их готовят для ночного комедийного шоу. Во время подготовки пилотного проекта продюсер Джек Напьер, владеющий правами на Уолдо, в шутку предполагает, что Уолдо мог бы конкурировать с реальными политиками на предстоящих выборах в Стентонфорде (город вымышлен), и, таким образом, выступить против опрошенного им ранее кандидата-консерватора Лиама Монро. Джейми не горит желанием входить в мир политики, поэтому вначале от этой сумасбродной идеи отказывается. Однако некоторое время спустя всё же соглашается следовать предложенному Джеком плану.
Сознание человека помещается в условия, когда оно начинает работать как сознание первобытного охотника. То есть в нем на равных начинает сосуществовать логос и миф, а носитель такого сознания не отличает один способ мышления от другого. Для него мифологическая реальность и окружающая есть одно и то же. Но, правда, есть тут и естественное ограничение. Даже если граница между мифом и логосом размыта, влияние реальности все равно существенно. Как фантазии первобытного охотника были ограничены необходимостью выживания, так и у современного человека, влияние бытия накладывает существенные ограничения на возможность трансформации мышления. Ведь и современному человеку необходимо как-то выживать. Ему необходимо зарабатывать деньги, устанавливать и поддерживать социальные связи и нормы общества и так далее. Все это накладывает определенные ограничения на степень иррациональности его сознания. Но можно ли это ограничения преодолеть?
«Бойцовский клуб» (англ. Fight Club) - американский кинофильм 1999 года режиссёра Дэвида Финчера по мотивам одноимённого романа Чака Паланика
3. Виртуализация мировоззрения
Бодрийяр и сам размышлял над тем, как можно преодолеть ограничения трансформации сознания, накладываемые реальности. Не зря обложка его книги «Симулякры и симуляция» крупным планом показана в фильме «Матрица», ставшим одним из символов виртуализации.
Суть виртуализации в том, чтобы вытеснить реальный мир из сознания людей, сделать так, чтоб этот мир перестал быть для них ценным и привлекательным. На первый взгляд, это кажется нереальным, как и сюжет фильма «Матрица», но чем, по большому счету, является мир тяжелого наркомана? В реальности это гниющая плоть, боль и тоска, но в наркотических грезах там что-то такое, что позволяет не обращаться внимания даже на физическое страдание.
Наркоманский притон
Сначала телевидение, потом компьютер и интернет, стали инструментом, с помощью которого стало можно массово «убегать» из реальности, создав этим определенную мировоззренческую трансформацию, которая, на первый взгляд, тоже не нова.
Социальная реклама в поддержку чтения книг
Люди убегали от проблем в наркотики и иллюзорные миры на протяжении всей своей истории, но это были внутренние миры, возможность влиять на которые извне была сильно ограничена. Компьютер и телевизор изменили это, позволив создавать «внешние» иллюзорные миры, попадая в которые люди попадали в определенные правила и условия, заданные «хозяевами» этих миров.
«Авалон» (Avalon) - фантастический триллер японского режиссёра Мамору Осии (2002)
[Краткий сюжет фильма Авалон]Недалёкое будущее. Общество пришло к своему логическому завершению: унылое существование, разруха и депрессия. Некоторые молодые люди борются с разочарованием, пытаясь найти собственные иллюзии в незаконной компьютерной игре «Авалон». Искусственно созданное напряжение и игра со смертью затягивают и вызывают привыкание.
Однако некоторые игроки, часто работающие в командах, зарабатывают этой игрой на жизнь. Такова и главная героиня фильма - Эш (Малгожата Форемняк), бывшая участница легендарной команды «Визардс». Обладая хорошими способностями к игре, она зарабатывает неплохие деньги на высшем уровне сложности «А». Однако игра на этом уровне уже не удовлетворяет Эш, чьи амбиции сильно возросли. Героиня начинает поиск некоего уровня сложности «Special A», о котором ходят лишь слухи и до которого удалось добраться бывшему командиру «Визардс» - Мерфи
Причем чем «невыносимее» становится реальность, тем более привлекательной кажется «виртуальность», где в одночасье можно избавиться и от всех проблем, и получить все, что пожелаешь.
Стремительное же развитие технологий позволяет все больше и больше отвязывать уже и физические ощущения от реальности: объемное изображение, окружающее звучание, шлемы виртуальной реальности. Осталось не так много, до уровня, когда «виртуализации» станут доступны и ощущения и тогда встанет вопрос, а зачем нужен этот полный страданий реальный мир?
«Аватар» (Avatar) - американский научно-фантастический фильм 2009 года автора сценария и режиссёра Джеймса Кэмерона.
[Краткий сюжет фильма]Действие фильма происходит в 2154 году, когда человечество добывает ценный минерал анобтаниум на Пандоре, обитаемом спутнике газовой планеты в звёздной системе Альфы Центавра. По сюжету ресурсодобывающая корпорация угрожает существованию местного племени человекоподобных разумных существ, на’ви. Название фильма - название генетически спроектированных тел, гибридов на’ви и людей, используемых командой исследователей для изучения планеты и взаимодействия с туземными жителями Пандоры.
С помощью виртуальности, человечество получает возможность вернуться в «эдем», причем доступ в который, может стать одним из главнейших мотиваторов поведения. «Реализуется» человеческая мечта, возникшая еще во времена палеолита, мечта о возвращении в чудесный мир богов, где все возможно и все доступно. И если когда-то мечта о таком мире, куда ты попадешь после смерти, помогала терпеть лишения в земной жизни, то благодаря виртуализации реальности, появляется возможность попасть в «эдем» прямо сейчас. Ну а реальными богами в этом случае становится хозяева виртуальных миров, потому что именно они контролируют в этих мирах доступ и определяющие куда попадет человек в «рай» или в «ад».
«15 миллионов призов» (англ. Fifteen Million Merits). Сериал Черное зеркало (Black Mirror) (1×02)
[Краткий сюжет серии]Действие происходит в обществе, где единственным источником энергии являются динамо-машины, и часть граждан должна крутить педали велотренажеров для обеспечения человечества электроэнергией. За это они получают так называемые «призы» - виртуальные деньги, которые можно потратить на еду, телешоу и покупку новой одежды для своего аватара. Просмотр рекламы в этом обществе является обязательным, за возможность не смотреть рекламу каждый обязан уплатить штраф. После работы граждане проводят все время в изолированных комнатах за просмотром телешоу и рекламы. Главный герой, Бинг Мэдсен, располагает 15 миллионами «призов». Ему не на что их тратить, пока он не встречает девушку Эби. Эби красива и хорошо поет, и Бинг предлагает ей поучаствовать в конкурсе талантов, который позволит вырваться из низов, и покупает для неё входной билет за 15 миллионов.
При всей фантастичности, на первый взгляд, описанного, оглянувшись по сторонам, нетрудно убедиться, что все упоминаемые технологии трансформации мировоззрения человечества давно и прочно стали повседневностью. Мы давно живем в трансформируемом мире, и даже привыкли к нему? Но куда ведут происходящие изменения? Каким будет мир будущего? Каким его видят идеологи трансформации?
Элиаде М. - История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. - М., Критерион, 2001.-464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I) {13}
Выготский Л.С. Психология развития человека. - М: Изд Смысл; Изд Эксмо, 2006. - 1136 с. ISBN 5-699-13728-9 {VII}
Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В.П. Большакова. - 4-е изд. - М.: Академический Проект, 2010. - 251 с. ISBN 978-5-8291-1125-0 {12}
Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с: ил. ISBN 5-7155-0531-3 {VIII}
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 1984.-432 с, ил.-(Акад. пед. наук СССР). {IX}
Бялый Ю.В. Концептуальная война. М.: МОФ ЭТЦ, 2013. - 320 с. ISBN 978-5-7018-0537-6 {X}
Хёллер С. Гностицизм. М.: Клуб Касталия, 2011. - 280 с. {XI}