(
предыдущая часть)
Отличительной чертой мифов периода первых городов стало то, что человек, в образе культурного героя, все чаще входил в противоречие с богами. Боги не открыли Гильгамешу тайного знания о достижения бессмертия, и он получил болезненный урок о пределах, положенных смертным. Но, в свою очередь, и Гильгамеш отверг мир богов вместе с любовью богини Иштар. Он предпочел вернуться в мир смертных и совершать теперь подвиги ради них, возводя городские стены в Уруке, развивая технологии и искусства. И если до Гильгамеша герои обретали мудрость в беседах с богами, то последний уже осмыслял свой опыт самостоятельно, без божественной помощи. Культурный герой начинал утрачивать древний мифологический взгляд на мир, мысля все более рационально [3, 81-85].
Древний Шумер. Писцы
Усложнение социальной жизни привело к тому, что мифы о культурных героях начинали приобретать политическую и идеологическую окраску. Все чаще культурными героями становились правители или реальные исторические персонажи, чьи героические деяния уже были направлены не только против богов или сил хаоса, но и против соседей. Миф начинал выступать в новой роли носителя идеологии и средства ее распространения среди широких масс. Власть начала править старые и конструировать новые мифы, необходимые ей для утверждения нужной идеологии, что неизбежно делало их более рациональными. Эти изменения сказались и на образе культурного героя, все чаще становявщегося средством «агитации и пропаганды». Такое вторжение рационального в область мифологического подрывало сами основы цивилизации, выстроенной на базе мифологического мышления.
Назревал системный мировоззренческий кризис.
Эхнатон и Нефертити. Религиозная реформа в Нового царства
Бронзовый век, для человечества стал периодом завершения формирования базы, на основе которой дальше развивалась культуры. В этот период возникло почти все на чем держится современный мир: городская цивилизация, наука, искусство, политика. Оформились институты власти, религии, разделения труда, торговли, финансов, армий. Произошло отделение сакрального от повседневной жизни и возникли рукотворные дома бога. Появилась письменность и сформировался типичный для современной культуры образ героя, который в дальнейшем качественно уже практически не изменялся, а лишь отражал в себе особенности породившего его общества.
Важно помнить, что описанные стадии развития условны. Все образы культурных героев сохранялись как в чистом виде, так и в культурных напластованиях новых образов на старую основу. Особенность же рассматриваемого периода в том, что он завершает процесс формирования основ современной цивилизации. Детство «человечества» подошло к концу. Дальнейшее развитие шло уже в ранее очерченных рамках. И именно поэтому архаические образы героев того периода, что Гомеровские, что из шумерских или египетских эпосов, до сих пор не утратили своей актуальности в культуре.
Троянские герои. Гомер Одиссея
Под конец периода первых городов возник специфический образ культурного героя: разочаровавшийся, потерявший веру, мечущийся в поисках ответов на мучащие его вопросы. И это тоже стало одним из фундаментальных открытий этого периода. Теперь, каждый раз, когда человечество подходило к системному кризису одним из первых его признаков становилось возникновение в культуре образа мечущегося, разочарованного нигилистические настроенного героя. А если образ даже такого героя исчезал совсем, то это становилось признаком того, что общество в принципе начинало терять свою жизнеспособность.
Achilles dragging the body of Hector. 18th.century. Francesco Monti. Italian 1685-1768
Как оказалось, метаморфозы культурного героя двунаправленный процесс, если в обществе искусственно убить образ героя или хотя бы существенно повредить, то даже относительно, с рациональной точки зрения, здоровое общество будет дезориентировано и начнет терять волю к жизни. В течение XX века подобный эксперимент проводился как минимум дважды: при денацификации Германии после Второй мировой войны и при разрушении Советского Союза.
Arsen Savadov. Collective Red (1999)
В наши дни процесс дегероизации в культуре принял глобальный характер и транслируется на весь мир через современную массовую культуру. И опять же, как показывает опыт системных кризисов, подобных
кризису первых городских цивилизаций, в случае, если общество оказывается неспособным ответить на исторический вызов, оно разрушается или откатывается на предыдущую стадию развития, а значит через подобные кризисы возможно осуществлять инволюцию общества.
Литература
- Андреев Ю.В. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы, М:Наука, 1989. - 231 с. ISBN 5-02-027163-2 {1}
- Кревельд, Мартин ван. Расцвет и упадок государства/ Мартин ван Кревельд ; пер. с англ. под ред. Ю. Кузнецова и А. Макеева. - М.: ИРИСЭН, 2006. 544 с. (Серия «Политическая наука») - ISBN 5-91066-006-3 {8}
- Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. - М. : Открытый Мир, 2005. - 160 с. - (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}
- Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего ближнего востока, М:Наука, 1986, 208 с. {4}
- Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. - М., Критерион, 2001.-464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I) {13}
(
к оглавлению)