Сериал «BBC: Как искусство сотворило мир» стоит немного особняком в ряду документальных фильмов, посвященных искусству. Как правило в таких фильмах основной акцент делают на вопросы эстетики, иногда добавляя к этому короткие исторические экскурсы об авторах или об упоминаемых произведениях искусства. В «BBC: Как искусство сотворило мир» авторы пошли другим путем, они размышляют над вопросами «природы» искусства, над тем, что мы понимаем под этим словом, об его истории и причинах, вызвавших его появление. В каждой серии акцент немного смещается, искусство рассматривается под разными углами зрения и в разных контекстах от серьезных, до забавных. Смотреть интересно и, что встречается увы не часто, увиденное стимулирует к размышлению, к желанию разобраться. Например, вот в чем разница между экспонатом из
галереи современного искусства:
Илья Кабаков. Инсталляция "Ящик с мусором"
и брачной беседкой самца
шалашника?
Получится ли сходу ответить на этот вопрос? Ведь формально кажется, что в творении шалашника «искусства» даже больше.
Необычно, что авторы рассматривают «искусство» с естественно-научных позиций, как некий навык, дающий человечеству, наряду с «приручением» огня или освоением земледелия, эволюционные преимущества перед «дикой» природой, на примерах показывая, что используя искусство как инструмент, человечество решало и продолжает решать практические задачи. Позиция авторов сериала не бесспорна, местами они умудряются сами себе противоречить, или становятся рабами «одной идеи», но в целом картина получается объемной и интересной. Взгляд создателей сериала ценен не столько «ответами», сколько «вопросами» и ракурсами. Сериал состоит из пяти частей, сюжетно не связанных, и каждую можно рассматривать как отдельный научно-популярный фильм.
Часть 1. Более человеческое чем сам человек. (More human than human)
Первая часть посвящена вопросу формирования чувства прекрасного у человека и начинается с фундаментального вопроса: а какова физиология механизма прекрасного? Как и зачем этот «механизм» возник, в чем проявляется и есть ли у него аналог в дикой природе?
Затем на примере эволюции человеческого образа в искусстве от доисторических времен до наших дней, авторы исследуют как, зачем, и по какому принципу умышленно искажалось изображение человека в ходе развития искусства? И как получается, что искаженное изображение часто нами воспринимается достовернее «точного»?
Венера из Вилендорфа (20,000 - 18,000 до н.э. Австрия)
В сериал пригласили интересных экспертов. Например в первой части о физиологии прекрасного рассказывает автор этой теории, директор Исследовательского центра высшей нервной деятельности, профессор психологии и нейрофизиологии Калифорнийского университета
В.Рамачандран.
Часть 2. День когда родились картины. (The day pictures were born)
Во второй части авторы разбираются с тем, как и почему человек начал рисовать. Ответ они пытаются найти в наскальной живописи разных эпох: от доисторических образцов из пещер Франции и Испании
Доисторические изображения в пещере
Ласкочерез наскальные изображения, сделанные несколько веков назад
бушменами:
к рисункам, создаваемым в наши дни:
Современные рисунки австралийских аборигенов. Суда XX века соседствуют с более древними парусниками. Справа виден биплан (фото Rick Stevens)
Очевидно, что наскальная живопись разных эпох имеет много общего, и сюжетно, и по технике, и по наличию «странных» элементов. А раз так, то вероятно, что поняв зачем их создают в наши дни, возможно будет понять как и зачем их начали создавать в доисторические времена.
Часть 3. Искусство убеждения. (The art of persuasion)
История о том, как и почему искусство из сакрального инструмента превратилось в политическое оружие. И пусть не все примеры в этой серии убедительны, но в целом создается наглядная картина как шаг за шагом, развивая искусство, элита получала все более и более совершенные инструменты воздействия на сознание населения. Историю превращения искусства в политическое оружие авторы начинают со Стоунхенджа, и прослеживают до предвыборной кампании президента Буша-младшего.
Часть 4. Однажды. (Once upon a time)
Четвёртая часть цикла, анализирует как и почему кинематограф стал самым популярным, самым массовым и самым влиятельным видом искусства. История развития «визуального рассказа» начинается с глиняных табличек Месопотамии, на которых записан первый из дошедших до наших дней эпос о
Гильгамеше и продолжается вплоть до появления современного кинематографа.
Часть 5. К смерти и обратно. (To death and back)
В заключительной части сериала авторы пытаются ответить на вопрос почему из всех образов, созданных искусством, одним из самых притягательных и обладающих наибольшей властью над сознанием человека является образ смерти. Почему он зачаровывает нас больше остальных? Почему его действие так многопланово, - он и пугает, и манипулирует, и обнадёживает? В чём секрет его притягательности? Что заставляет нас окружать себя постоянными напоминаниями о смерти, - фотографиями умерших, кладбищами и т.п.? Как и когда смерть овладела сознанием человека? И почему заставляет нас создавать столь разнообразные ее образы?
Китай. Ритуальные черепа
Сериал «BBC: Как искусство сотворило мир» не стоит рассматривать как справочник, или как научное исследование, хотя многое из рассказанного и имеет под собой вполне серьезную научную базу. Но, на мой взгляд, он стоит потраченного на него времени, позволяя за несколько часов ознакомиться с широким кругом вопросов, связанных с пониманием роли искусства в современной жизни. Причем не абстрактно, а через образы, звук, документальную съемку и комментарии специалистов. Смотрел его уже несколько раз и продолжаю открывать для себя в нем что-то новое.