«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» - очень известное произведение в жанре свято-отеческой православно-христианской литературы. Опубликованное впервые в 1881 году оно выдержало множество переизданий и позднее оригинальных четыре рассказа с приложением были дополнены еще тремя.
https://lib.pravmir.ru/library/readbook/2410 https://ru.wikipedia.org/wiki/Откровенные_рассказы_странника_духовному_своему_отцу Нужно сразу подчеркнуть, что стиль этого произведения все-равно очень специфический, несмотря на отличия от традиционно православно-христианской литературы. Книга посвящена только «Молитве» как единственном эффективном средстве и способе обогатить свой внутренний мир, достичь гармонии, радости и принятия всего происходящего.
Существует неясность относительно соответствия 1-4 и 5-7 историй одному автору. И по первому же прочтению становится совершенно очевидным, что авторы, конечно же, разные. Хотя автор 5-7 частей и постарался обрисовать повествование в виде продолжения (им упомянуто планировавшееся путешествие в Иерусалим, но оно теперь обломалось и автор вынужден продолжить свои путешествия по матушке России и пр.).
Главная характерная черта отличия двух частей - в фокусе смысла «Молитвы». В 1-4 рассказах Молитва используется автором исключительно как средство внутреннего духовного обогащения, замена всего внешнего в Мире на усладу и достижения вселенской гармонии как эффекта от молитвы. Это очень похоже на работу с
мантрой. В то время как 5-7 рассказы прорабатывают тему награды и наказания от Молитвы. И это кардинально отличные подходы.
Прежде чем подходить к чтению произведения нужно отдавать себе отчет в коренном отличии духовно-отшельнического жизне-отрицающего понимания Христианства от опошленно-социального, которое сейчас повсюду трубит в трубы и стучит в барабаны Апокалипсиса.
Ярче всего это различие показал Артур Шопенгауэр в «
Мире как Воля и Представление». Поэтому, чтобы у неподготовленного читателя не было недоразумений, желательно ознакомится с его работой, хотя бы в части, когда он исследует тему изначального Христианства и Страданий как средства очищения от Мира.
МОЛИТВА КАК ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
В первой части «Откровенных рассказов» идет речь об открытии автором способов «запуска» самопроизвольной «сердечной» молитвы. Вообще, цель первой части рассказов - это анализ и подготовка (как руководство) к автономному существованию человека, для которого молитва как единственная цель и средство существования, которое вознаграждает само по себе. Нужно лишь приложить поначалу определенные усилия и затем запустится само-подпитывающийся механизм. Автор также немного касается темы опасности впадения в
Прелесть от эффекта действия Молитвы.
Странник по мере развертывания рассказов открывает для себя
«Добротолюбие» , проникается им, в особенности теми частями, где идет речь о Молитве, применяет на себе и затем в приложении первой части своей книги дает краткие выдержки и пересказы основных идей и способов осуществления Молитвы от авторов из этого сборника. Видимо, одной из основных причин написания приложения с пересказом является желание сохранить и попытаться передать эти идеи в как можно большие людские массы, потому что в те времена книги были редкостью.
Добротолюбие. 5 т.т. [2010, DjVu, RUS] Добротолюбие [2010, PDF, FB2, RTF, RUS] Добротолюбие (славянское) в 3-х томах (с неизданным томом) с параллельным русским переводом [1793/2016, PDF, RUS] обновлено 03.08.2017 ФЕЙКОВАЯ ВТОРАЯ ЧАСТЬ
В характерный контраст, вторая часть «Откровенных рассказов» манипулирует исключительно страхами и предрассудками обычного человека, запугивая и вознаграждая - метод кнута и пряника. Что по своей сути ошибочный путь, но им идет все социальное христианство нашей цивилизации. Глубоко отшельнические и жизне-отрицающие мотивы, видимо, все еще существуют в очень отграниченном круге современных христианских сподвижников и не афишируются, мистифицируется, чтобы не напугать и не навлечь на себя гнев филистерского христианства.
В 6 и 7 рассказах автор переходит в очень противоречиво постановочный стиль
«Диалогов» наподобие платоновских чем уходит в какое-то занудствующее поучительство и безнадежную софистику...
Несколько интересных моментов из двух частей:
- Паранормальные способности, precognition, предвидения будущего и дальновидения у слепого благодаря эффекту от молитвы:
Слепой, выслушавши все это со вниманием, начал с усердием действовать по показанному способу, и по ночам, когда мы останавливались на ночлегах, он преимущественно сим занимался подолгу. Дней через пять он начал чувствовать сильную теплоту и несказанную приятность в сердце, а притом и великую охоту беспрестанно заниматься сею молитвою, которая и открывала в нем любовь ко Иисусу Христу. По временам он начал видеть свет, хотя никаких предметов и вещей не замечал в оном; иногда представлялось ему, когда он входил в сердце, что как бы сильный пламень зажженной свечи вспыхивал сладостно внутри сердца и выбрасываясь чрез горло наружу, освещал его; и он при сем пламени мог видеть даже и отдаленные вещи, как и случилось однажды.
Шли мы лесом, и он с молчанием углублен был весь в молитву. Вдруг он сказал мне: как жалко! Горит уже церковь, вот упала и, колокольня. Я сказал ему: перестань воображать пустое, это тебе искушение, надо все мечты скорее отвергать. Как можно видеть, что делается в городе? Мы от него еще за 12 верст. Он послушался, продолжал молиться и замолчал. К вечеру пришли мы в город, и я действительно увидел несколько сгоревших домов и упавшую колокольню, которая построена была на деревянных сваях, и людей, толпящихся около и удивляющихся, как упавшая колокольня никого не задавила. По соображению моему, все это несчастие произошло в то самое время, когда говорил мне о сем слепой. Вот он и начал мне говорить: ты сказал, что видение то мое было пустое, а вот оно так и есть. Как не благодарить, и как не любить Господа Иисуса Христа, который открывает благодать свою и грешникам, и слепцам, и неразумным! Благодарю и тебя, что ты меня научил сердечному действию.
- видения своих внутренних органов
Рассказ Четвертый:(...) Не токмо чувствовал сие внутрь души моей, но все и наружное представлялось мне в восхитительном виде, и все влекло к любви и благодарению Бога; люди, дерева, растения, животные, все было мне как родное, на всем я находил изображение имени Иисуса Христа. Иногда чувствовал такую легкость, как бы не имел тела, и не шел, а как бы отрадно плыл по воздуху; иногда входил весь сам в себя и ясно видел все мои внутренности, удивляясь премудрому составу человеческого тела; иногда чувствовал такую радость, как будто сделан я царем и при всех таковых утешениях желал, когда бы Бог дал поскорее умереть и изливаться в благодарности у подножия Его в мире духов.
2. Видение автором во сне старца, который разъяснил ему моменты из Добротолюбия и даже подчеркнул их в книге углем. По пробуждению следы оказались на самом деле:
После сего я целые сутки ничего не делал, как только был в непрестанной молитве, не переставая ни на малейшее время; мысли мои успокоились и я заснул: вот и вижу во сне, будто я в келье покойного старца моего, и он толкует Добротолюбие, да и говорит: сия святая книга исполнена великой мудрости. Она есть таинственное сокровище разумений сокровенных судеб Божиих. Не по всем местам, и не каждому она доступна; однако, ж по мере каждого разумевателя содержит таковые наставления, для мудрых - мудрые, для простых - простые. А потому вам, простякам, должно читать ее не тем порядком, как расположены в ней книги св. отцов одна за другою.
(...)Я, как будто, держа в руках мое Добротолюбие, начал отыскивать сказанное наставление, но никак не мог вскоре найти оное. Старец сам, перевернувши несколько листов, сказал: вот оно! Я тебе его замечу, и поднявши с земли уголь, подчеркнул оным на поле книги, против найденной статьи. Все, что старец говорил, я внимательно слушал и старался как можно тверже и подробнее помнить.
Проснулся я, и как еще не рассветало, то лежал и повторял в памяти все виденное мною во сне, и что говорил мне старец. Наконец, начал размышлять: Бог знает, душа ли покойного старца является мне, или собственные мысли так подстраиваются, ибо я часто и много думаю о Добротолюбии и о старце? С сим недоумением я встал, начинало уже светать. И что же? Вижу на камне, который был вместо стола в моей землянке, разогнутое Добротолюбие на том самом месте, которое указывал мне старец, и подчеркнутое угольком, точно так, как я видел во сне, даже и самый уголь лежал при книге. Это изумило меня, ибо твердо помню, что с вечера книги тут не было; она свернутая лежала у меня в головах, и также верно знаю, что прежде никакой заметки на показанном месте не было. Сей случай уверил меня в истине сновидения и в богоугодности блаже
3. Видение у автора по поводу средств исцеления подавившейся рыбьей костью хозяйки, у которой он остановился:
Однажды они оставили меня пообедать. Жена управителя, ласковая старушка, сидела с нами и кушала жареную рыбу. Как-то по неосторожности она подавилась костью; какие ни делали ей пособия, никак не могли освободить, она чувствовала сильную боль в горле и часа чрез два слегла. Послали за лекарем за 30 верст, а я, пожалевши, пошел домой, уже вечером.
Ночью в тонком сне слышу голос старца моего, а никого не вижу; голос говорил мне: вот тебя твой хозяин вылечил, а ты что не поможешь управительше? Бог приказал соболезновать о ближнем. С радостию помог бы я, да чем? Не знаю никакого средства. А вот что ты сделай: она с самого начала жизни своей имеет отвращение к деревянному маслу, и не только употреблять, но даже и запаха его не может сносить без тошноты; а потому дай ей ложку деревянного масла выпить, ее станет рвать, кость извергнется, а маслом обмажется та рана в горле, которую оцарапала кость, и она выздоровеет. Да, как же я дам, коли она имеет отвращение, - она не будет пить? Ты вели управителю, чтобы подержал ее за голову, да вдруг, хоть насильно и влей ей в рот. Я, очнувшись, немедленно пошел к управителю, и пересказал ему сие подробно. Он и говорит, что теперь сделает твое масло? Вот уже она хрипит и бредит, да и шея вся распухла. Впрочем, пожалуй испытаем; масло лекарство безвредное, хотя и не сделает помощи. Он налил в рюмку деревянного масла, и мы кое как дали ей проглотить. Тут же началась сильная рвота и вскоре кость изверглась с кровью; ей стало легче, и она крепко уснула.
Поутру я пришел проведать, и увидел, что она, спокойно сидит за чаем, и вместе с мужем своим удивляются излечению, а более тому, как сказано мне во сне, что она не любит деревянного масла, ибо этого никто кроме их обоих не знал. Вот приехал и лекарь, управительша рассказала, что с ней случилось, а я рассказал; как мужик вылечил мне ноги. Лекарь выслушавши сказал: ни тот ни другой случай неудивительны; в обоих их действовала сама сила натуры, однако ж для памяти я это запишу; вынул карандаш и записал в памятной своей книжке.
После этого вскоре разнесся слух по всему околодку, что я и провидец, и лекарь, и знахарь; со всех сторон беспрестанно начали приходить ко мне с разными своими делами и случаями, приносили мне подарки и стали почитать и ублажать меня. С неделю я посмотрел на это, и убоявшись, чтобы не впасть в тщеславие и не повредиться рассеянностью, ушел оттуда тайно ночью.
Итак опять пустился я в уединенный путь мой, и почувствовал такую легкость, как будто гора с плеч свалилась.
3. Во второй части рассказ о том, как у одного человека вдруг возникло желание окунуться в воду, он бросил все и побежал, окунулся. А затем лег и умер...
Вдруг передний молодой извозчик остановил свою лошадь, а за ним должен был и весь обоз остановиться. К нему подбежали все извозчики и видят, что остановившийся стал раздеваться. Его спросили, для чего он раздевается. И получили ответ, что ему очень хочется купаться в пруде. Удивленные извозчики - кто начал над ним смеяться, кто бранить, называя его безумным, а старший, родной брат раздевавшегося извозчика, начал препятствовать ему и толкать, чтобы он ехал. Тот оборонялся и никак не хотел послушаться. Некоторые из молодых извозчиков для шутки начали ведерками, из которых поят лошадей, черпать из пруда воду и плескать на желавшего купаться - кто ему на голову, кто за ворот, говоря: «вот мы тебя выкупаем». Лишь только коснулась его тела вода, он вскрикнул: «ах, как хорошо!» и сел на землю, на него еще плескали; потом вскоре он лег и тут же спокойно умер. Все испугались, не понимая, отчего сие случилось. Старшие хлопотали и говорили о том, что надо о сем объявить суду, а прочие заключали, что ему на роду такая смерть написана.
4. И рассказ как у одного крестьянина спонтанно возникла страсть броситься с обрыва, он и бросился... Автор укоряет, что вот если бы он изначально молился, то и бы не возникло такого позыва...
Крестьянин моего прихода, семейный человек и хорошего поведения, вдруг ни с чего почувствовал непреодолимое желание кинуться с того мостика в оный глубокий ров. Целую неделю боролся он с этою мыслию и стремлением; наконец, не могши более выдерживать сего сильного побуждения, он, вставши поутру, поспешно ушел и спрыгнул в ров. Вскоре, услышав стон, с трудом вынесли его из рва с переломанными ногами. Когда спрашивали о причине его падения, от отвечал, что хотя теперь и чувствует сильную боль, но в душе спокоен, что выполнил свое непреодолимое влечение, которое всю неделю так его возбуждало, что он готов был жизнь свою отдать, только чтобы исполнить свое желание. Больше года он лечился в городской больнице; я посещал его и нередко, видя около него врачей, хотел бы так же, как и ты, услышать от них о причине сего случая. Врачи единогласно ответили мне, что то был «раж»… Когда я просил по науке объяснить мне, что это такое и вследствие чего он постигает человека, я более ничего от них не услышал, как то, что это тайна природы, еще не открытая наукою… А я им с своей стороны заметил, что если бы при сей тайне природы человек обращался к Богу с молитвой, да открыл бы добрым людям, то и непреодолимый по вашему «раж» не достиг бы своей цели. Подлинно в жизни нашей человеческой много встреч, не подлежащих ясному уразумению…
Книга была переведена на английский язык и неизменно входит во все основные компиляции ключевых православно-христианских работ.
https://en.wikipedia.org/wiki/The_Way_of_a_Pilgrim На Либгене и Архив-орге легко находятся английские переводы.
N.B.
Интересное выступление Германа Юрьевича Каптена в
«Лаборатории по исследовании сознания» при институте философии человека:
«Измененные состояния сознания в восточно-христианской молитвенной практике» В начале своего выступления он как раз процитировал фрагмент из «Откровенных Рассказов» про видения внутренних органов - см.выше.
Каптен затрагивает щекотливый момент мистических «паранормальных» переживаний благодаря вхождению в ИСС в православной молитве, и как в христианской православной традиции менялось отношение к такой связи с буддизмом/индуизмом.
Интересно, что для других участников Каптен был заявлен как «к. ф. н., доц. Санкт-Петербургского гос. ун-та аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург» - а по факту он также является священнослужителем и много выступает, в том числе на тв Союз и пр:
https://pro.guap.ru/exters/profile/tab1/612 https://tv-soyuz.ru/Besedy-04-02?utm_source=pocket_mylist