Наткнулся на несколько занятных и спорных моментов в
«дневниках» Мессинга:
Первый (?) полный перевод на русский израильского издания 1993 года назывался:
«Магия моего мозга. Откровения "личного телепата Сталина"», 2016
Затем был выпущен новый, дополненный, вариант:
«Я - пророк без отечества. Личный дневник телепата Сталина», 2017
Занятно сравнить два варианта книги:
«Магия Моего Мозга» оформлена как подшивка пронумерованных «документов», включая интервью и протоколы.
«Я-пророк без отечества» оформлена как обычный дневник, причем текст из прошлой книги переработан в местоимениях из третьего лица (ОН) в первое (Я). Плюс добавлены пространные и слишком глянцевые «детективные» истории расследований Мессинга (например поиск убийцы русской графини на круизном лайнере) и так далее. Уже здесь стал прорываться неубиваемый запашок «пиздежа».
Камера Депривации в 1932 году?
Меня заинтересовала запись из «дневника» 7 сентября 1932 года:
Утром третьего дня месье Дюваль предложил провести опыт, «отключающий сознание от мира». Сначала опыт показался мне совсем неинтересным и даже скучным - я разделся и лег в большую ванну, полную воды с температурой тела - 36,6 градусов. Лицо мое полностью закрывала легкая маска с трубкой для дыхания, а солевой состав воды был подобран с таким расчетом, чтобы я мог как бы зависнуть, полностью погрузившись.
(...). Вися в теплой воде, ничего не видя и не слыша, я почувствовал примерно то же, что в экзерсисах с
Норбу Римпоче, - растворение. Я не ощущал собственного тела - сила тяжести на меня не действовала, и даже ответить верно, вишу ли я вниз или вверх головой, не представлялось возможным. (...)
Вскоре я утратил всякую связь с реальностью. Мягкий ободок маски перестал ощущаться, и мир пропал, его не стало. Я висел… Нет, это неверно. Что такое «я»? Мое тело? А тела не было! Мы ощущаем себя, покуда наши рецепторы сигнализируют мозгу: холодно, дует ветер или - жарит солнце, хлещет дождь. Под ногами или крутой склон, или ровная площадь. Но когда все рецепторы разом прекращают слать свои «донесения», мозг пасует.
Что это за «я» такое? Мозг висит в пустоте? Но мы же не ощущаем свой мозг! И получается, что «я» - это невразумительная «душа». Это одно из тех понятий, смысл которых ясен всем, но вот сформулировать дефиницию никто не в состоянии.
Итак, моя душа, отделенная от тела, висела в пустоте. Где тут верх, а где низ - непонятно, да и несущественно. Бесконечность не знает направлений и координат. Да, опыт оказался куда как интересен! Ощущая позывы к панике, к отчаянию, я их подавлял, но и воля таяла, словно растворяясь в воде с температурой здорового тела. Мозг, не получая более никакой информации извне, прокручивал одни и те же мысли, как заезженная пластинка.
Мое «я» исчезало, душа распадалась на какие-то свои непостижимые атомы. Я пропадал в черной пустоте, становился ею, переставал быть. Мне кажется, что в самую последнюю секунду, перед тем как кануть в небытие, мое сознание сделало судорожную попытку опознаться, вернуть себя.
Я не зря пишу именно о сознании, а не о себе самом - с самого начала эксперимента я впал в дремотное состояние, походя на ленивого отдыхающего, что загорает на пляже и ни о чем не думает.
Мое «я» медленно возникало из ниоткуда. Я стал ловить мысли - они были нечеткими, но зато эмоции пробивались ясно. Марсель Ости беспокоился за мою психику, а Дюбуа отчаянно скучал. В тот момент я находился в некоем сумеречном состоянии, приближаясь к безумству. Мне, например, чудилось, что ни рук, ни ног не осталось, поэтому лучше всего подать SOS мысленно. Вот я и стал слать свой сигнал, посылая Дювалю и Марселю неслышный крик: «Вытащите меня отсюда!» Сразу же, хоть я и потерял чувство времени, меня освободили из плена пустоты. Я испытал блаженнейшее ощущение, коснувшись задним местом дна ванны - это Дюбуа спустил воду.
Сразу пришло ощущение холода, чувство, что у меня есть конечности, что вот он - верх, а вот - низ. И все-то в порядке, и никакой пустоты!
Больше я в таких опытах не участвую.
Это все хорошо и захватывает, но вот
Джон Лилли в книге
"Центр Циклона" / The Center of the Cyclone (1972) рассказывает, что именно ему принадлежит создание камеры депривации после 1954 года, причем именно в концепции - лежании на подогретой солевой воде в маске для дыхания. Он описывает причины, побудившие его к этому, эксперименты с подбором эффективной температуры воды и конструирование маски для дыхания, так как Лилли имел опыт еще с войны.
When I was at the National Institute of Mental Health in Bethesda, Maryland, in 1954, working on the neuro physiology of the brain, I conceived of a new set of experiments.
In brief, previous neurophysiologists. including Professor Frederic Bremer of Brussels and Dr. Horace Magoun of UCLA, had hypothesized that the brain stayed in a waking state because of external stimulation coming through the end organs of the body. In other words, outside stimulation was necessary in order to maintain the brain in an awakened state.
The obvious experiment was to isolate the human from all external stimulation insofar as this was physically possible, and to see what the resulting states were.
I decided that the way to do it was to float in water using a head-mask in order to breathe and to be in neutral buoyancy within the water so as to attenuate gravity effects. At the same time all sound was to be cut off from the person suspended in the water, all temperature differences over the body were to be attenuated as far as possible, all light was to be cut off, and all stimulating clothing was to be removed.
Про температуру:
By coincidence there was a tank already installed at NIH in a small building inside a soundproof room. The only changes I had to make were to put a temperature control valve on the water flow through the lank and to maintain the temperature at 93° F (33.88 по Цельсию). I did a good deal of experimentation to find this particular temperature. This is the temperature at which one is neither hot nor cold when resting. It is the temperature at which the water disappeared when I didn't move. The resulting sensation was as if one were floating in space almost free of gravity.
из другого источника (автобиография The Scientist) - температура воды 34.5° C. (94.5° F.)
(стр 122) In our experiments, the subject is suspended with the body and all but the top of the head immersed in a tank containing slowly flowing water at 34.5° C. (94.5° F.),wears a blacked-out mask (enclosing the whole head) for breathing, and wears nothing else. The water temperature is such that the subject feels neither hot nor cold. The experience is such that one tactually feels the supports and the mask, but not much else; a large fraction of the usual pressures on the body caused by gravityare lacking. (J. C. Lilly, "Mental Effects of Reduction of Ordinary Levels of Physical Stimuli on Intact, Healthy Persons," Psychiatric Reports, 1956.)
Про маску:
Since I had studied human respiration and oxygen masks during World War II, I knew something of the requirements of the breathing system. I worked the technical details out quite satisfactorily. I tried fifteen or twenty different kinds of underwater masks, furnished by the Navy, and found none of them comfortable enough. Therefore it was necessary to devise my own mask out of latex rubber, which covered the whole head and sealed around the neck. There were two breathing tubes going to special valves at the side of the tank to allow continuous supplies of air to reach me and to receive the expired air which left my lungs without allowing the accumulation of carbon dioxide and without causing the depletion of oxygen in the system.
В автобиографии «The Scientist» (1978) Лилли проясняет моменты связанные с началом работы с камерой депривации - в институте, в отдельном хорошо изолированном корпусе оказался установленный еще во время второй мировой войны бак, в котором проводили испытания на водолазах:
(стр 101) He arranged for a luncheon with Dr. Heinz Specht in the cafeteria at the Clinical Center, and in the ensuing conversation Dr. Specht said, "By coincidence there is a suitable facility available in our institute which is not being used."
That afternoon they walked over across the campus of the National Institutes of Health to a small, isolated building labeled T-2. Dr. Specht explained that this was a high-altitude chamber in which animals were being subjected to equivalent altitudes in a series of experiments involving the chronic effect of lowered oxygen on their metabolism. In the back of the building they entered a double soundproof chamber through two locked doors. Inside the chamber was a tank constructed during World War II for experiments by the Office of Naval Research on the metabolism of underwater swimmers.
Такие вот дела...
Но есть одно интересное совпадение - по сведениям, упоминаемым в
биографии Мессинга в серии ЖЗЛ, написанной Борисом Соколовым говорится, что Мессинг интересовался дельфинами и исследованиями по налаживанию с ними контактов, и даже хотел устроить телепатические сеансы:
По свидетельству Татьяны Лунгиной, «с середины 50-х годов в научно-популярных журналах и периодической печати все чаще стали появляться публикации о дельфинах. Причем преобладали статьи не развлекательного характера, а серьезные попытки привлечь внимание ученых к этому удивительному животному. Вольф Григорьевич живо заинтересовался “дельфиньей тематикой” и просил меня делать вырезки из газетных и журнальных сообщений о любых экспериментах, проводящихся в лабораториях с дельфинами, о каждом случае столкновения человека с дельфином в открытой стихии.
Журналист Владимир Кючарьянц вспоминал: «Осенью 1974 года, работая в АПН, я по просьбе американского еженедельника “Нэшнл инкуайрер” взял интервью у Вольфа Мессинга. (...) Он не любил выходить на улицу, ездить общественным транспортом. Крайне редко подходил к телефону. Укрывшись в своей небольшой квартире на улице Герцена, с головой уходил в книги и статьи о животных. Особенно - о дельфинах с их загадочным интеллектом, способностью приходить на помощь тонущим людям, словно уловив импульсы их страха и отчаянья. Мессинг был уверен, что они общаются телепатически, и мечтал мысленно “поговорить” с ними. Другая его слабость - детективы. Он глотал их с доверчивостью ребенка, хотя вряд ли самый захватывающий детектив мог сравниться с его собственной жизнью…
Мессинг наверняка слышал имя Джона Лилли и был в курсе его экспериментов не только с дельфинами но и в камере депривации.
+см.ссылки про книги и «дневники» Мессинга:
(
athunder)
2020-
02-
29 Отзыв: Вольф Мессинг «Магия моего мозга. Откровения... (жж)
Как "борцы с лженаукой" "разоблачили" В.Мессинга. Вольф Мессинг: загадки телепата или как... - LiveJournal Дневник ассистентки Вольфа Мессинга - Алексей... «7Д» впервые публикует дневник ассистентки Вольфа...