https://en.wikipedia.org/wiki/Man_Hunt_(1941_film)
В черновом варианте сценария в отличие от романа
Rogue Male , был добавлен женский персонаж с низкой социальной ответственностью по имени Джерри, с которым завязывается знакомство у главного героя аристократа - спортивного охотника, забредшего в нацистские джунгли себе на беду.
Я не такая, я жду трамвая.
Фрицу Лангу, известному ценителю женщин подобного образа существования идея сразу понравилась, но
Production Code сказали НЕТ! настояв, чтобы все намеки на «проституцию» были убраны из сценария. По словам Ланга, это вызвало заминку не только с появившимися «просадками» характера героини, но и с выбором актрисы на ее роль.
Fish and chips
Увы, явные намеки на проституцию должны были уйти в темные глубины сценария. В квартире Джерри теперь появилась швейная машинка как свидетельство работящего социального статуса. Фриц Ланг иронизировал в интервью: «Теперь Джерри не шлюха, а швуха».
Но возникла еще одна заминка - в ключевой сцене расставания начавших испытывать друг к другу влечение героев, Джерри все же должна была по сценарию сыграть проститутку, чтобы отвлечь внимание полицейского на себя, потому что главный герой в это время скрывался от пытающихся убить его нацистских шпионов, а они уже проникли во все слои Британии, к тому же сейчас он, Алан Торндайк, официально считался погибшим в инциденте в метро и засветка с полицией была исключена...
Возникший сюрреалистический сценарный парадокс, тем не менее немного обходил «гайки» Production Code'а и продюсер
Дэррил Занук отметил сцену под личную ревизию в будущем.
Ланг вспоминает: «Занук объяснил мне причину решения оставить суть сцены, что когда шлюха изображает шлюху перед любимым, здесь нет трагедии. А вот типа когда обычная девушка начинает строить из себя шлюху, чтобы спасти любимого, вот это как раз и становится трагедией. И я даже не захотел вступать с ним в дискуссию по поводу такого глупого образа мышления, все равно мне его не переубедить.»
Проваливай-ка, шлюшка!
Когда пришел черед снимать эту сцену Ланг на совещании с администратором (unit manager) и оператором настоял, чтобы ее снять как задумывалось. Администратор уперся, что не готов тратить ни копейки на то, что не было одобрено Зануком. Но, заручившись поддержкой оператора Артура Миллера, Ланг убедил администратора разрешить снять сцену в декорациях уходящих вглубь под окружением таинственного тумана (with the background fading away into fog and mist).
По словам Ланга, когда Занук отсматривал материалы (dailies) тот даже не понял, что перед ним сомнительная сцена, снятая без его одобрения, настолько он впечатлился визуально-атмосферной составляющей и продолжал спрашивать, - «В каком павильоне, черт побери, вы это снимали?» (из книги Patrick McGilligan "Fritz Lang. The Nature of the Beast" 1997)
Увы, они больше не увидятся...
Ранее в фильме есть еще одна двусмысленная сцена (59-я минута), когда Алан остается на ночевку в квартире Джерри и демонстративно устраивается на кушетке, чем приводит ее в ступор разочарования, разрешающегося истерическим плачем:
Get yourself some sleep. I'm going to curl up on the couch. Good night.
Good night...
Хлюп-хлюп...
WTF?
What the devil are you sniffling about? Huh?
И в этом фильме, вошедшим в 10-ку самых популярных фильмов Америки 1941 года также не упущена авторская возможность пройтись по любимым психологическим моментам:
1. Спонтанный порыв убивать. Когда главный герой в начале фильма, спустив курок незаряженного ружья, потом словно в необъяснимом порыве заряжает его и уже готов спустить курок... но тут подоспел охранник и завертелось...
Ха-ха, а мог бы и настоящим пальнуть!
2. Разговоры о самоубийстве:
00:13:20
- What is it? A suicide note?
- It is a confession that on this 29th day of July, 1939... you have attempted to assassinate our fuhrer... and that you have undertaken this crime with the approval of your government.
00:20:28
- I'm not responsible for your suffering. You are, in fact, taking your own life.
- That's going to be hard to explain, Isn't It?
- What is?
- My suicide.
01:08:43
- Oh, uh, one thing more. If, at any time, I am found... the coroner brings in
a verdict of suicide...
- Suicide?
- Don't you believe it, huh?
3. Еще занятный момент «дуракаваляния» со зрителем, когда мальчик-юнга спрашивает Алана, не из-за женщины ли тот вляпался в проблемы и получив полу-ответ-намек заявляет, что «Я так и думал! Ведь все проблемы от женщин, да?»
Я то знаю, все проблемы в жизни от женщин!
00:29:46
- Have you committed a crime, sir?
- No.
- Was it, um... about a woman?
- I see you know life.
- I thought so. They're a dickens of a problem, aren't they, sir?
Но в момент расставания в английском порту, тот же диалог, но с оборотным смыслом:
00:37:34
- Just one thing, sir.
- Huh?
- It wasn't a woman, was it, sir?
- No.
- I thought so.
Один из ярких визуальных моментов фильма - преследование и борьба в тоннеле метро, закончившаяся электрошоком злодея.
Медленно минуты уплывают в даль...
Фильм смотрится на ура и сейчас, он отлично выверен по динамике - Ланг, несмотря на запрет продюсера украдкой присутствовал на монтаже и мог буквально до кадра контролировать выстраивание сцен, пользуясь благосклонностью монтажера.
Несмотря на наивные пафосно-антифашистские сюжетные, в особенности финальные моменты, фильм заслужено входит в настоящую нестареющую классику мирового кинематографа в основном из-за впечатляющих визуальных решений и эротической нуар-атмосферы.
Это первый фильм Ланга, в котором появляется эротический подтекст благодаря актерской игре
Джоан Беннетт который получит свое развитие в ключевых фильмах
The Woman in the Window и
Scarlet Street Fritz Lang, Trailing Nazis - The New York Times
www.nytimes.com
» A Movie Review by David L. Vineyard: MAN HUNT (1941.)
mysteryfile.com