"Мировое Зло" в виде алгоритмов навязывания контента Ютьюба, по которому я прошелся в прошлой записи, благосклонно предложило мне к просмотру свежевыпущенный документальный фильм "На Случай Шизофрении".
https://www.youtube.com/watch?v=OAPb_cZlmbUhttps://realnoevremya.ru/news/191577-v-kazani-snyali-dokumentalnyy-film-o-shizofreniihttps://inde.io/news/32921-kazanskiy-kanal-sekrety-snyal-dokumentalnyy-film-o-shizofrenii «По статистике, каждый сотый человек на планете болен шизофренией. И есть один очень важный факт об этой болезни - от нее никто не застрахован», - напомнили создатели проекта и рассказали, что сняли «На случай шизофрении» для того, чтобы люди избавлялись от предрассудков и стереотипов о психиатрических заболеваниях и способах их лечения.
Радует, что заказчики и создатели фильма понимают необходимость в переодическом напоминании суетящемуся в круговороте навязанных проблем населению, что есть много чего в нашей жизни рядом, но держащегося в тени.
Не нужно расслабляться, вот вам очередной фильм, не переключайтесь...
К сожалению, режиссура и продакшен фильма полулюбительский. Фильм сделан коряво, скучно, не говоря уже о косячных технических деталях типа как слишком мелкие шрифты на плашках.
Интервьюер толком почти ничего не мог добиться от героев и в их словах преимущественно каша, даже, казалось бы, закаленный кандидат наук местами терялся и путался. И это чисто вина задающего вопросы, который был обязан создать благоприятную атмосферу и раскрыть человека к диалогу. Хаотическим калейдоскопом смонтированы истории героев, часто они не дают возможность сориентироваться, кто где чей ребенок, чья это мама и прочее. Нет стилистической четкости выделенных глав.
Звуко-музыкальное оформление атмосферным "эмбиентом" совершенно никакое, оно только тяготит, создает еще больше скуки.
Надо всем фильмом витает зловещий призрак советской карательной психиатрии в виде цитирования звуковых фрагментов с советских пластинок или док.фильмов на тему психиатрии типа:
https://www.youtube.com/watch?v=hZMpL970C4w ?? Зачем нужно было повсюду впихивать эти совковые цитирования, еще по уровню звука задавленные вглубь так, что приходится напрягаться вслушиваясь, чтобы разобрать слова? Получается какое-то искусственное манипулирование вниманием зрителя, которое не может не вызвать отторжения...
Главный "авторитет" фильма Владимир Медведев, заведующий кафедрой психиатрии, много рассказывает про то, что Шизфорения - Болезнь и что это раньше лечили всяким фарма-шмурдяком, а сейчас вообще таблетки одно загляденье и минимум побочных эффектов... Все так здорово, что принимающий таблетки спустя некоторое время даже сможет вернуться обратно в ряды ничтоже сумняшеся толпы и продолжить вдохновенный путь с ними к светлому пост-ковидному будущему...
https://esystem.rudn.ru/users/37621https://internist.ru/lectors/detail/medvedev-/ Причем практически встык идут слова других участников фильма, что до сих пор ведь "лечат" преимущественно лишь купирование двигательных симптомов Галоперидолом, что "карательная" психиатрия это реальность настоящего дня и что Шизофрения - это толком то и не болезнь, потому что вокруг нее много чего витает, которое хотят, но не могут прочно к ней привязать...
Самое забавное, что Владимир Медведев в ходе интервью неосторожно бросает типа-иронически интересную, но коряво выстроенную фразу:
43-я минута: "Если бы так вот представить, что вдруг одной ночью с утра мы проснулись и у большинства есть и галлюцинации, а у меньшинства нет, то нормой станет то, что есть у большинства. И будут лечить тех, у кого нет галлюцинаций и будут давать лекарства, чтобы были галлюцинации..."
Мне кажется, это яркое свидетельство выражения "стрелять в свою ногу (shoot oneself in the foot)" и вполне можно во всем фильме из интервью Медведева оставить только эту фразу, потому что все то, о чем так пространно он говорил мгновенно перечеркивается таким вот простым комментарием...
Вообще, создатели фильма нисколько не потрудились хотя бы обрисовать в общих понятиях что же такое Болезнь в понимании нашего социума. Это бы убрало ненужную двусмысленность, которая возникла в фильме при столкновении двух сторон взгляда на проблему. Столкновение, которое ведет лишь к ступору. А проблема, очевидно, существует и никуда не уйдет.
Одна из областей понятия БОЛЕЗНИ в обществе - это неспособность соответствовать, осуществлять определенные договоренные функции между людьми для поддержания работы механизма общества, без разницы искусственный он или естественный. Эта сторона понятия Болезни выбивает "заболевшего" из договорных обязательств и обрекает его на конфликты и проблемы.
Интересную фразу сказала одна из героинь фильма:
41 минута: "Я хотела обратить внимание на то, что люди, которые заняты тем, что они изобретают и делают смертоносное оружие... Люди, которые, например, изобретали бомбу, люди, которые сбросили бомбы на Хиросиму и Нагасаки - это люди без диагнозов, это люди, которые занимают руководящие посты. Это люди, которые за свои изобретения получают премии и звания. (Они) не шизофреники, они считаются нормальными людьми. Просто, что на самом деле наше общество считает нормальным это очень большой вопрос - вопрос этический "
Как видно, кругом сплошная путаница в расширенном понятии Болезни, где каждая из сторон по своему права. Но не договорившись об ограничениях использования понятия они тем самым обрекают себя на вечный конфликт.
Один из ярких героев фильма Артур рассказывает о победе в онлайн конкурсе битвы экстрасенсов и описывает ощущения вхождения в связь с духами на Волковском Лютеранском кладбище рядом с могилой семьи Мессинга.
6 минута: "Я гуляю, медитирую и получаю информацию (...) сижу я обычно вот на этой скамейке и призываю духов: "Духи Придите". И на какой-то момент приходит дух. Как я его чувствую - я его чувствую покалыванием по своему телу, я его чувствую, как говорится, как-будто дрожь проходит по спине и после этого я начинаю свой контакт с этим духом."
Рассказы Артура даны просто так, промежду прочим и какую реакцию они могут вызвать у зрителя? Зачем без выделения контекста давать сюда "паранормальные" явления, над разрешением которых ввиду огромного числа свидетельств и спекулирования до сих пор бъется множество отнюдь не глупых и не психически больных людей? Здесь же очевидно эти "данные" предоставлены с целью заострить углы "больного" в понимании обычного человека, даже поиронизировать...
Одна из героинь фильма делится своим способом победы над властью голосов и рекомендациями для тех, у кого могут начаться подобные галлюцинации:
10 минута: "(...) Вот что нужно делать для того, чтобы от этого избавиться. Прошло довольно много времени прежде чем я им сказала, голосам: "Я вас не люблю. Я вам не верю. Я вас не боюсь". То есть, как бы если вдруг такое начинается, также надо понимать что это не от бога. На самом деле(...) какие-то добрые силы (...) так не общаются, не причиняют боль, не унижают. (...) Ни в коем случае нельзя думать, что ты некий избранник, которым доступна какая-то информация. Слыша (голоса), нельзя с ними заигрывать, нельзя их прикармливать своими эмоциями"
...И после этих слов идет встык упомянутая выше история про хвальбу Артура победой на онлайн "Битве Экстрасенсов". Что это, задумка авторов подчеркнуть примером "как нельзя себя вести, если хочешь быть "здоровым"?"
Сюда еще фраза одной из героинь:
18.5 минута: "(...) у святых бывали случаи, часто описанные в литературе, когда их испытывал нечистый дух". Да-да, полным полно.
Вообще, это какой-то циничный моветон: фильм о многозначности и сомнительности диагноза Шизофрения, спонсором которого является фармакалогическая компания. Фильм, в котором по всему действию внедрены аудио-фрагменты записей обходов психических больных и описания диагнозов из Советской Карательной Эпохи Психиатрии задорно-постановочно-топорным дикторским голосом...
В конце фильма идет небольшой и достаточно неопределенный рассказ о центрах реабилитации, где они круглыми сутками лепят из глины посуду и ее раскрашивают, принимают участие в любительских психологически-реабилитирующих групповых сеансах и даже спектаклях... Опять здесь не совсем ясно что где и как ввиду хаотичности калейдоскопного монтажа.
Конечно же, реабилитироваться в кругу подобных себе совершенно не реально и поэтому присутствует еще более невнятный сюжет о совместных реабилитационных идеях, но как они реализуются и с каким эффектом это остается за кадром, потому что, вероятно, никогда не будет преодолимо отношение, о котором рассказала одна из героинь:
17:48 "(...) к тебе относятся как животному, ты недочеловек, вот ты псих"...
Самый большой страх, который справедливо ощущают обычные люди при столкновении с надломленными, получившими "диагноз и лечение", которые когда-то были "обычными" как они - это сигнал о непредсказуемости поведения и недоверии. Даже если они своим многолетним поведением покажут и убедят, что снова нормальные, уровень доверия никогда не вернется. Всегда будет таиться опасность, что такой человек может просто встать и уйти, не сказав ни слова. Пообещать многократно и не сделать. Может даже ударить внезапно, выбросить что-нибудь в окно или разбить об стену. Или еще хуже - ударить тебя или... если голоса прикажут.
Диагноз в первую очередь это отметка на биографии от уполномоченных структур, что тебе теперь нельзя верить, что ты и сам должен это понимать и не держать иллюзий. Ты можешь обманывать себя иллюзией, что тебя могут принять обратно, но того, до-диагностического уровня доверия никогда не будет...
Но спрашивается, нужно ли вообще такое доверие, чего такого этот "обычный" мир с преимущественно надуманными и внушенными потребностями может тебе дать? Зачем требовать возвращения справедливости и равенства, с кем и для чего? Этот мир не стоит слез и страданий желающих вернуться в него и снова погрузиться в круговорот бессмысслицы и мифических достижений. У измененного психически человека меняется восприятие реальности, происходит разрыв или смещение старого шаблона и в его новом мире больше нет места для необходимости соответствия этим шаблонам "обычной" для большинства реальности.
Жизнь дала шанс, дала новую степень свободы иметь взгляд совершенно с другой стороны. Взгляд и опыт, который не доступен большинству. Нужно пользоваться этой возможностью. Пусть и в рамках требований социума, который по наивности идет на поводу и смягчает свое отношение к "другим". Мифической "толерантностью" нужно начинать учиться пользоваться и на ней даже можно зарабатывать.
Если и создавать учебно-реабилитационные центры, то не для ограниченного возвращения в машинно-пчелиные структуры саморазрушающего общества, а для изучения новых способностей и создания альтернативных возможностей у получивших "от ворот поворот" из общества.
Разумеется, на тему "шизофрении" уже было снято множество как игровых, так и документальных фильмов, не говоря уже об литературных нонфикшен и фикшен бесчисленных изданиях.
Отечественные:
http://hello-freud.ru/9071Документальный фильм «По ту сторону души» (автор - Марина Киреева, 2012 г.), повествующий о историях жизни больных шизофренией и людях, которым было ошибочно диагностировано психиатрическое заболевание
https://antibiotiki-zlo.ucoz.ru/blog/obzor_i_kratkoe_soderzhanie_dokumentalnykh_filmov_iz_spiska_rekomenduemykh_materialov_dlja_izuchenija/2016-08-16-15 Также в интернете много личных историй о попадании в лечебницы на обследования и "лечения", много форумов, информации.
Западные док.фильмы о шизофрении и близких ненормальностях:
https://docuwiki.net/index.php?title=Into_Madnesshttps://docuwiki.net/index.php?title=Why_Did_I_Go_Madhttps://docuwiki.net/index.php?title=A_Brilliant_Madnesshttps://docuwiki.net/index.php?title=Being_Bipolarhttps://docuwiki.net/index.php?title=Personality_Disorders ITV. Secrets From The Asylum 2 части
https://vk.com/video16747695_456239326https://docuwiki.net/index.php?title=Secrets_from_the_Asylum BBC Mental A History of the Madhouse
https://www.youtube.com/watch?v=oswUssXzFlYhttps://docuwiki.net/index.php?title=Mental:_A_History_of_the_Madhouse Психиатр Jim van Os (Джим ван Ос) меняет устоявшиеся представления о шизофрении. Шизофрения - не болезнь. И уж точно не генетически обусловленное заболевание. По его мнению, само название ""шизофрения"" исчезнет в ближайшие 10 лет.
https://www.clinvest.ru/jour/announcement/view/215#