Французские дети на плюются едой - Памела Друкерман - Часть 1

Mar 24, 2013 01:42

Интригующее название книги, не правда ли?

Американка, замужем за британцем, имеющая троих детей и живущая во Франции, пытается постигнуть секреты французского подхода к воспитанию детей. Она не понимает, почему ее визит в ресторан с детьми всегда заканчивается тем, что официант получает большие чаевые за то, что ему пришлось терпеть крик и плач ребенка, в то время как автор со соим мужем пытались поскорее разделаться с едой, чтобы уйти и избежать мучительного чувства стыда и вины. Почему французские дети не реагируют плачем на фразу: "Скоро принесут твои овощи. Подожди 10 минут". Почему они вообще не отказываются есть овощи?

Все во французском методе воспитания поражает автора. И то, что француженки во время беременности полнеют максимум на 12 кг, и то, что они не переживают по поводу родов с эпидуральной анастезией, и то, как быстро они приходят в форму после родов.

Сидя во французском кафе и наслаждаясь одной-единственной чашкой кофе в неделю, Памела очень боялась, что кто-нибудь непременно начнет читать ей лекция о вреде кофеина, как это происходило в США. Однако рядом люди спокойно курили, болтали, занимались своими делами. Никто и не подумал ограничивать ее в любимой еде и напитках. Максимальная степень осторожности знакомых автору француженок - тщательно промыть свежие устрицы и срезать корочку с непастеризованного сыра.

Любопытно, что Франция обходит почти все страны по части материнского и младенческого здоровья. Если сравнивать с США, уровень смертности здесь меньше на 57%. По данным ЮНИСЕФ, примерно у 6,6% французских детей при рождении наблюдается недостаточная масса тела, в США - у 8%. Риск смертности во время беременности и родов для француженок равен 1 к 6900. В России это 1 к 2900.

Elle fait ses nuits? - дословный перевод с французского звучит как "У нее есть ночь?"
Этот вопрос Памела услышала от друзей-французов, которые интересовались, просыпается ли ее 2-месячная дочь по ночам. Конечно, просыпается! - недоумевает автор - Ей же всего 2 месяца от роду!

Сколько бы она ни спрашивала французских мам и пап, никто из них не смог объяснить, почему их дети к 3-4 месяцам спят с 9 вечера до 7 утра, не просыпаясь за ночь ни разу. В отчаянном состоянии Памела идет к педиатору Мишелю Коэну, живущему в Америке, но французу по происхождению.

Секрет хорошего сна прост - в течение первых четырех месяцев ребенок проходит процесс обучения сну. При этом во сне ребенок часто вертится, сопит, вздыхает, издает разные звуки и т.п. Неопытные родители бросаются к нему в первую же секунду, тем самым прерывая цикл здорового сна. Дело в том, что в течение ночи ребенок просыпается несколько раз - это нормально - но ему требуется время, чтобы научиться снова заснуть (так делают и взрослые, просто мы научились засыпать сразу же, поэтому нам кажется, что мы спим всю ночь, не просыпаясь). То есть секрет здорового сна - выдержать 1-2-минутную паузу, прежде чем идти к ребенку. Если он нуждается в родителе, он обязательно даст это понять плачем.

То есть если ребенок здоров, вполне реально научить его спать всю ночь без перерыва (!) в возрасте нескольких недель.

Памела вернулась в Париж и спросила французских мамочек, используют ли они "метод паузы" для обучения ребенка здоровому сну. "А как же?!" - удивились они. Кажется, для французов это является настолько очевидной истиной, что ее и обсуждать-то не принято.

Следующим открытием для Памелы было отношение французских родителей к питанию своих детей. Их дети запросто выдерживали перерывы между приемами пищи длиной в 4 часа, с удовольствием ели овощи и ду. продукты, которые традиционно считаются непопулярными у детей.

Памела назначила встречу Мишелю Уолтеру, автору знаменитого зефирного эксперимента.

Ниже привожу видео - оно стоит того, чтобы его посмотреть :)

image Click to view



Мишель прославился своим "зефирным тестом" (marshmallow test), придуманным в шестидесятые, - тогда он преподавал в Стэнфорде. В ходе этого эксперимента четырех- или пятилетнего ребенка заводили в комнату, где на столе лежал зефир. Затем экспериментатор объяснял малышу, что сейчас он ненадолго выйдет из комнаты, и если малыш продержится и не съест зефир до его прихода, то получит не один, а два зефира. А если съест - не получит ничего.

Испытание оказалось очень сложным! Из 653 детей, принимавших участие в эксперименте в 1960-е и 1970-е годы, лишь одна треть продержалась все пятнадцать минут до прихода ученого. Некоторые съедали зефир сразу. А большинство смогли подождать лишь тридцать секунд.

В середине восьмидесятых Мишель навестил участников первого эксперимента, чтобы сравнить, есть ли разница между тем, как ведут себя "терпеливые" и "нетерпеливые" дети в подростковом возрасте. Связь прослеживалась отчетливая: те, кто в четырехлетнем возрасте удержался и не съел зефир, выросли более сосредоточенными и рассудительными. В исследовании, опубликованном Мишелем и его коллегами в 1988 году, говорится, что "в стрессовых ситуациях эти дети не теряют самообладания".

- Складывается впечатление, - говорит мне Мишель, - что в Америке детям все сложнее и сложнее себя контролировать.

Он отмечает это даже в отношении собственных внуков:

- Мне не нравится, когда я звоню дочери, а та отвечает, что не может сейчас разговаривать, потому что ребенок тянет ее за рукав. Она не может даже сказать: подожди, я с твоим дедушкой разговариваю.

Вместе с тем, Уолтер Мишель отмечает, что умение ждать, характерное для французских детей, вовсе не означает, что их них вырастут счастливые взрослые, поскольку на это влияют и многие другие факторы.

- То, что ребенок плюется едой в ресторане, еще не говорит о том, что лет через пятнадцать он не сможет стать превосходным бизнесменом, ученым, преподавателем - да кем угодно!

Как бы то ни было, с детьми, умеющими ждать, семейная жизнь намного приятнее.

- Дети во Франции гораздо более дисциплинированны и воспитаны примерно так, как воспитывали нас, - говорит Мишель. - Когда к нам в гости приходят знакомые французы с маленькими детьми, это не означает, что нельзя будет поужинать, как традиционно принято во Франции... От детей здесь ждут, что они будут вести себя тихо, как подобает случаю, и тоже ужинать с удовольствием.

Самое важное слово здесь - удовольствие. Французы вовсе не стремятся к тому, чтобы их дети были бессловесными существами и подчинялись беспрекословно. Родители просто не понимают, как можно получать от жизни удовольствие, если ты не можешь себя контролировать!

По мнению французов, самоконтроль - это умение спокойно пребывать в настоящем, не нервничая, не раздражаясь, не требуя. Только тогда детям может быть по-настоящему весело. При этом французские родители и воспитатели вовсе не считают, что у детей бесконечные запасы терпения, и не рассчитывают на то, что младенцы будут, не пикнув, высиживать симфонии и официальные банкеты. Когда речь идет об ожидании, это обычно несколько минут или секунд. Но даже способность высидеть такой маленький промежуток времени радикально меняет жизнь родителей.

Уолтер Мишель за свою долгую карьеру просмотрел сотни видеороликов с изнывающими от нетерпения детьми, участвующими в "зефирном тесте". И в конце концов уяснил, что в то время как нетерпеливые малыши полностью сосредоточены на зефире, терпеливые пытаются как-то отвлечься.

"Дети, которым легко дается ожидание, во время этой паузы мурлыкают себе под нос песенки, ковыряют в ушах каким-то оригинальным способом, шевелят пальцами ног, обращая это в игру", - сообщает ученый в своей книге. Те же, кто не умеет сам себя развлекать и лишь смотрит и смотрит на зефир, рано или поздно не выдерживают и съедают его. Из чего Мишель делает вывод, что сила воли происходит вовсе не из стоицизма, а из умения придумать способ, делающий ожидание более комфортным.

В последующих экспериментах ученые просили детей думать не о зефире, а о чем-нибудь другом, тоже приятном, например, о том, как мама качает их на качелях. При соблюдении этого условия время ожидания значительно увеличилось, несмотря на то, что дети знали, что они сами себя обманывают. Как только ученые возвращались в комнату, ребенок, в течение пятнадцати минут пытавшийся отвлечься, тут же съедал зефир.

Родителям необязательно намеренно учить своих детей "отвлекающим маневрам". Мишель говорит, что каждый ребенок обладает навыком ждать и реализует его, если родители дают ему такую возможность. "В воспитании часто недооценивают когнитивные способности маленьких детей, а они же просто удивительны, если дать им шанс развиться".

Родители во Франции именно это и делают. Не учат малышей отвлекаться каким-то определенным способом, а просто предоставляют им возможность научиться терпению на каждом шагу.
Таким образом, французские дети учатся питаться четыре раза в день - завтрак, обед в 12, полдник в 4, ужин в 8. Никаких перекусов и довольно большие порции помогают выработать правильно отношение к еде. Секрет, как всегда, безумно прост: терпение и разумное отношение к еде.

Часть 2

книги, французы, воспитание, дети

Previous post Next post
Up