- этот роман А.И.Герцен написал в 1846 году, т.е. почти 179 лет назад, а потому пришла уже пора публиковать версию романа для текущего, седьмого, цикла Руссиады, чтобы начать уже искать виноватых за жизнь такую во всём этом цикле 1886-2065 гг. Роман как бы исключительно про любовь в дворянской среде, но любовь несчастную, в которой пострадают все, а будущее печально, безрадостно и не имеет перспектив - примерно как и у нас сейчас.
Имена героев символичны:
- Проживающий в деревне богатый помещик Алексей («Защищающий» с греческого) Абрамович Негров, отставной генерал-майор, участвовавший в Отечественной войне 1812 года, своими именем, отчеством и фамилией бросает тень на плетень
«нашего всего», собственно и создавшего современный литературный русский язык своими трудами в эпохе отрицания идеи петровского поворота на Запад (1812-1851 гг) в шестом цикле Руссиады 1707-1886 гг.
- Учитель Дмитрий («Земледельный») Яковлевич (от прародителя Иакова) Круциферский, спивающийся по итогам раскола любовного треугольника, своей фамилией, в которой соединены крусификация Христа и Люцифер, отсылает нас на Раскол 1666 года, состоявшийся за цикл до публикации романа «Кто виноват?», когда начали искать виноватых, «доведших нас до жизни такой» не только походами Васьки Уса, но и походами Стеньки Разина - сначала «за зипунами», а уже потом вверх по Волге с замахом и на саму Москву, отвернувшуюся от Старой, истинной, веры в пользу Новой, дьявольской.
- Владимир (Креститель Руси) Петрович (петровский цикл) Бельтов (от belle), прекрасный во всех отношениях, вынужден вторично покинуть отечество и убыть заграницу, поскольку «в этой стране» все прекрасные порывы превращаются в ужасные поползновения.
- Увядание Любови Ивановны («Иван Иваныч Иванов вечно ходит без штанов…»), потерявшей оба источника своего вдохновения, Круциферского и Бельтова, указывает на то, что даже для любви нет места «в этой стране».
Доктор Крупов со своей теорией тотального помешательства людей в тогдашнем обществе (в параллели с нынешним) идёт отдельной строкой, поскольку про него и его теорию Герцен написал продолжение - повесть «Доктор Крупов».
Таким образом, роман «Кто виноват?» был провозвестником эпохи нового воплощения петровского поворота Руси на Запад в 1851-1886 гг. Эта эпоха прирастала в России не столько трудами Маркса и Энгельса, сколько стараниями Н.Чернышевского, написавшего в 1863 году в Петропавловской крепости свой любовный роман «Что делать?», считаемый одними «Кораном нигилизма», а другими неким ответом на роман И.Тургенева «Отцы и дети». Что касается меня, то у меня с подросткового возраста «Что делать?» Чернышевского выступало продолжением «Кто виноват?».
Лев Толстой строго по графику, в 1886 году, опубликовал свою версию «Так что же нам делать?», где «…понял, что человек, кроме жизни для своего личного блага, неизбежно должен служить и благу других людей… и что несчастия людей происходят от рабства, в котором одни люди держат других людей… что рабство нашего времени производится насилием солдатства, присвоением земли и взысканием денег. И, поняв значение всех трех орудий нового рабства, (он) не мог не желать избавления себя от участия в нем».
Аминь, на том закончился цикл петровского поворота Руси на Запад, и она, Русь, начала вырабатывать новую идею очередного поворота на Восток - на этот раз социалистического, в первой эпохе (1886-1916 гг) седьмого цикла Руссиады 1886-2065 гг.
Переосмысление Чернышевского и «зеркала Русской революции» Лениным в 1902 году вылилось в его работу «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» о необходимости создания партии профессиональных делателей социал-демократической революции, поскольку «…для „обслуживания“ массового движения нужны люди, специально посвящающие себя целиком социал-демократической деятельности, и… такие люди должны с терпением и упорством вырабатывать из себя профессиональных революционеров... Дайте нам организацию революционеров - и мы перевернём Россию!»
И перевернули - опять же строго по Небесному графику, уже в 1917 году, наказав виноватых, назначенных в таковые в романе Герцена.
Так что считаю, что уже наступило то самое время назначать виноватых за весь Советский цикл Руссиады (1886-2065 гг), а уж около 2042 и 2065 гг найдутся и те, кто около 2081 года обозначит для будущего анти-Ленина идею «что делать», чтобы наказать этих виноватых.
Налетай, торопись, обвиняй, не скупись! - Хотя и кажется, что ныне вопрос «Кто виноват?» чисто риторический.