Сегодня мы все Шарли?

Jan 27, 2019 23:00

image Click to view



Когда я узнал о существовании этой темы, самого появления комедийного фильма о блокадном Ленинграде, я, как и Сергей Стилавин не поверил ни глазам, ни ушам. Но сегодня в ТОПе ЖЖ весь день висит пост про генерала Карбышева. Дескать, его гибель не была такой уж героической, как нам представляла советская пропаганда.

Что превратить его в ледяную глыбу на морозе было просто не реально, если исходить из метеоданных на ту зиму в Австрии, на территории которой находился сам концлагерь Маутхаузен. То есть, если бы на самом деле заморозили в лёд, то да, герой, нет вопросов. А вот так вот, то как-то не очень.

Несколько лет назад не менее феерично в ЖЖ разбирали подвиг Александра Матросова. Дескать, вообще непонятно, ну шёл, ну поскользнулся, ну упал на амбразуру... В чём подвиг-то? Или Зоя Космодемьянская. Сжигала стог с сеном, сараи, вредила мирным сельчанам. Советским, между прочим... А, как им потом выживать?...

То, что Карбышев погиб в лагере уже в феврале 1945 года, что без сомнений, он, как и все наши военнопленные получал предложение вступить в РОА Власова и не поддался на посулы, как подвижничество не рассматривается. То, что Александр Матросов, даже, если и поскользнулся, но это было во время атаки и само по себе обеспечило атаку, также не в счёт. А уж действия Космодемьянской за линией фронта под Москвой, это и вовсе трэш. Да, население страдало от действий партизан и диверсантов. Но это война. Это прифронтовая зона. А что, советское командование должно было самолётами продукты, дрова и фляги с керосином разбрасывать с самолётов, чтобы, невзирая на удобства гитлеровцев, обеспечить максимум комфорта мирному населению?

Но, да, апофеозом идёт эта комедия о блокадном Ленинграде. И, дело даже не в том, что не смотрел, но осуждаю. Дело в том, что само совмещение массовой трагедии, неимоверного горя с самим словом комедия, это уже даже не мерзко, это преступно.

У любого народа, в его прошлом есть те или иные войны. Какие-то славные, героические страницы. Безусловно, эти страницы в немалой степени мифологизированы. Как, например, у греков царь Леонид с его 300 спартанцами. Да, всем давно известно, что там были не только 300 спартанцев, но сам подвиг греков под Фермопилами отождествляется именно с ними. И никто не ставит в вину Леониду, что он взял с собой лишь 300 воинов, оставив остальных дома до окончания некого их языческого праздника. Если бы не предательство и предатель-проводник, войско Ксеркса не смогло бы пробиться через узкий проход, как не могло пробиться два дня до этого.

Но это всё из мифологизированных сюжетов. Но, помимо их в истории народов встречаются и святые вещи. Которые, словно аксиома, просто принимаются так, как их принято принимать, не подвергая ни сомнению, ни переосмыслению. У евреев это Холокост, Тора, история их бегства из Египта, Моисей, Авраам... У мусульман это пророк Магомет, его озарения, Коран... У христиан это пришествие Спасителя, и всё связанное с его именем. Впрочем, религия во всех народах сама по себе достаточно мифологизирована, обязательно священна и неприкасаема. Разумеется, если речь не идёт о всевозможных моральных меньшинствах.

Практически у каждого человека есть личное святое, не подлежащее ни обсуждению с кем-либо, ни сомнению в правильности своего существования. Как правило, это его мать. У менее атомизированных народов Кавказа, это род.

Всё это имеет общее название, ставшее в последнее время почему-то ругательным -- духовные скрепы. И именно на них, на наши духовные скрепы уже давно идёт самое широкое наступление. Это наступление раскалывает наше общество, поскольку в понимании каждого и всяких групп людей, эти скрепы у каждого свои. И вот в этом наша общая ошибка. Нет никаких своих отдельных скреп. Для всего человечества, за всю его историю эти скрепы формировались в человеке по примерно общей схеме. То, что человек начинал любить по мере своего взросления, становления... Сначала это мать, отец, бабушки-дедушки, братья-сёстры, свой род... По мере роста друзья, город-село в котором человек живёт, школа-учитель, церковь-мечеть-синагога-духовник, либо какой-то иной наставник, с которым можно поделиться сокровенным, испросить совета, повиниться за содеянный проступок. Тот, кто знает слова утешения либо те, с которыми начинаешь чувствовать внутреннее прощение за свои проступки. По мере взросления человек начинает чувствовать свою принадлежность своему народу, своей стране, земле, которую веками его предки защищали, сохраняя для своих потомков...

И всё!

В этом перечне нет правителей. В этом перечне нет конфликта разных систем и мироустройств, сменяющих друг друга на протяжении всей истории человечества. Нет никаких идеологий. Нет идей, которые ведут народ к какой-либо цели, обозначенной правителями, также часто меняющимися вместе со своими идеями. Героическое или трагическое прошлое народа бережно хранится поколениями образуя историю народа. Религия народа составляет его духовную сущность, обозначая для каждого индивидуума его жизненный путь. Вехи, за которые, как кораблю, нельзя заходить, поскольку за вехами гибель.

Так сложилось, в России, ко всему прочему, священной является тема Великой Отечественной войны. Нет ни одной семьи в России, которую миновало бы то всенародное горе, которое принесла война. Мы можем сколько угодно обсуждать действия, бездействие, ошибки тогдашнего руководства, но глумиться над памятью многомиллионных жертв той войны, над памятью сотен тысяч известных и неизвестных героев нельзя. Это уже кощунство.

За отрицание Холокоста можно получить немалый срок. За ёрничество над пророком Магометом можно получить пулю в лоб. Перед американским судом можно оказаться и вовсе по самым разным малопонятным причинам. Но почему можно безнаказанно глумиться над нашими святынями? Причём, нигде не скрываясь и проживая среди нас? У нас есть немало всяких статей, как в уголовном, так и в административном кодексах. Но в кодексах всего не пропишешь. Вот эту комедию или "разбор" подвига Карбышева под какую статью подведёшь? А, если какой-нибудь Серебренников поставит стриптиз-комедию по той же теме для закрытых показов, тогда какую статью найдём? А деятели искусства так и будут продолжать идти по этой проторенной дорожке, ибо для них это условная заявка на гранты, которые не заставят себя ждать.
Само общество должно вырабатывать иммунитет против всяких провокаций в отношении наших святынь.

И когда мы аплодируем аресту певичек бунтующих в Храме Христа Спасителя, а после этого недоумеваем, что же плохого в "Матильде", аргументируя это тем, что несогласны с канонизацией Николая II, да и вообще ваша РПЦ не торт, мы порождаем в итоге такие комедии. Когда мы изгаляемся над гибелью русских людей, всё несчастье которых обусловлено лишь тем, что они не приняли советскую власть, а потом оправдываем и ГУЛАГ, и репрессии только потому, что Солженицын приумножил количество репрессированных, параллельно ёрничаем, что Сталин не ел младенцев, мы порождаем и разборы подвигов героев Великой Отечественной войны. Причём разборы с целью как раз таки отрицания самого подвига.

Невозможно защищать свои святыни, постоянно путая их с защитой некой идеологии. Невозможно защищать СССР, глумясь над Россией. Как невозможно защищать Россию, глумясь над самыми трагическими страницами её советского прошлого.

Я не веду речь о необходимости примирения между красными и белыми. Нет сейчас ни красных, ни белых. Есть Россия. И есть стремление расколоть окончательно российское общество, как раскололи и продолжают раскалывать украинское общество.

Размышления.Общество. Гражданство.

Previous post Next post
Up