Ролло Мэй про пять уровней силы

Aug 26, 2011 18:19



Я полагаю, что в жизни каждого человека по­тенциально присутствует пять уровней силы.

Пер­вый - это сила жить. Эту силу можно наблюдать у младенца - он плачет и яростно размахивает ру­чонками, сигнализируя об испытываемом им дис­комфорте, требуя удовлетворения голода и иных по­требностей. Хотим мы того или нет, сила играет ключевую роль в формировании у ребенка того, что мы называем личностью. Взросление каждого ребен­ка определяется последовательностью трансформа­ций силы, то есть тем, из чего он черпает свою силу и как ее использует, как ее реализует. Это задано самим актом рождения - не культурой как тако­вой, но самим по себе фактом того, что ребенок жи­вет. Если ребенок лишен переживания того, что его действия способны вызывать ответную реакцию ок­ружающих - он забивает­ся в угол кровати, не говорит, не развивается, бук­вально угасая физиологически и психологически. Крайним проявлением бессилия является смерть.
Сила жить сама по себе не есть добро или зло, она первична но отношению к ним. При этом она и не является нейтральной. Она должна реализовываться в жизни, иначе последуют неврозы, психозы или насилие.

Следующий этап - это самоутверждение. Каж­дое живое существо нуждается не только в том, чтобы быть, но и в том, чтобы утверждать свое бытие. Это особенно важно для человека, ибо в дар (или в нака­зание) он получил самосознание. Сознание не являет­ся врожденным, но начинает зарождаться у младенца через несколько недель, формируется в течение не­скольких лет и, в действительности, продолжает раз­виваться в течение всей жизни. Встает вопрос о зна­чимости, и начинается долгий и чрезвычайно важный путь к обретению самоуважения или его суррогатов, сопровождаемый страданием от его отсутствия. Фи­зическое выживание как таковое у человека отходит на второй план, уступая место задаче выжить, сохра­нив при этом свою самооценку.

Жажда признания становится ядром потребности самоутверждения. Если в семье ребенок получает при­знание и ощущение значимости как само собой разу­меющееся, он принимает их как должное и обращает свое внимание на иные вещи. Но если самоутвержде­ние блокировано, как то нередко происходит в наше сложное время, когда и родители, и дети подчас пол­ностью сбиты с толку, оно превращается в навязчи­вую потребность, которая руководит человеком на протяжении всей его жизни. Или же, самоутвержде­нию ребенка может препятствовать родительский пат­терн: «мы будем тебя любить, только если ты будешь нам подчиняться». В таком случае ребенок оказыва­ется в плену деструктивных аспектов конкурентности,
начинает торговать собой и миром - другие воспри­нимают его самоутверждение как принижение их са­мих, и наоборот. Это лишь некоторые из форм, которые может принимать искаженное или блокированное самоутверждение.

Когда самоутверждение сталкивается с сопротивле­нием, мы прилагаем дополнительные силы, чтобы от­стоять свою позицию, свои убеждения, свое Я - теперь мы утверждаем их в условиях противостояния. Это тре­тья фаза - отстаивание своего Я. Это форма поведе­ния, характеризующаяся большей силой и направлен ностью вовне, нежели самоутверждение. Во всех нас заложена готовность реагировать на нападение. Мы заставляем других обратить па нас внимание, во весь голос заявляя: «Вот он я! Я требую внимания!».

Четвертая фаза - агрессия. Если в течение неко­торого времени возможность отстаивания своего Я блокируется - начинают проявляться более жест­кие формы реакции.

В отличие от отстаивания своего Я, то есть прове­дения определенной грани и заявления: «Это я, это мое», агрессия заключается в том, что человек вторга­ется в сферу власти и престижа другого, вторгается па его территорию, забирая себе ее часть. Мотивы здесь могут быть вполне праведными - они нас нас в данный мо­мент не волнуют - мы лишь подчеркиваем, что суще­ствует фаза поведения, потенциально свойственная любому человеку, и в определенных обстоятельствах она может быть приведена в действие. Когда в течение некоторого времени человека полностью лишают возможности дать выход агрессивным тенденциям, те берут свое, выливаясь в зомбиподобное омертвение сознания, невроз, психоз или насилие.

Наконец, в случае неэффективности агрессивных действий, происходит окончательный взрыв, называемый насилием. Насилие носит в основном физичес­кий характер, поскольку предыдущие фазы, на кото­рых сохраняется способность действовать с помощью рассуждения и убеждения, были фактически блоки­рованы. В типичном случае стимул, поступающий индивиду извне, напрямую трансформируется в им­пульс нападения, минуя кору головного мозга. По­этому, когда человек впадает в ярость, он далеко не всегда отдает себе отчет в своих действиях, пока вдруг не понимает, что же он натворил.

Перечисленные выше пять фаз являются онтоло­гическими, то есть они являются частью человеческой природы человека. Приступ дикой ярости может случиться как у трехлетнего ребенка (в форме истерики), так и у шестидесятилетнего челове­ка, и хотя мы в большей степени осудим за это последнего, сама способность к таким действиям потенци­ально присутствует в каждом.

психология, цитаты

Previous post Next post
Up